Файл: Сборник описаний практических работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Задание 1. Изучение документного потока по теме «Краеведческая деятельность библиотек»

Цель задания: освоение методов анализа документного потока краеведческих документов.

Учебные материалы

Реферативный журнал «Информатика», библиографические указатели «Библиотечное дело, библиография», электронные каталоги библиотек (на выбор студентов).

Содержание работы

1.В предложенных библиографических указателях, каталогах (за текущий год) найдите информацию по вопросам краеведческой деятельности. Ключевыми слова для поиска, могут выступать следующие понятия: краеведение, регионоведение, региональная информация, региональные потребности, краеведческая работа, краеведческая деятельность, региональная библиография, региональная библиографическая деятельность, библиотечное краеведение, край, регион, региональные центры, ГПНТБ СО РАН, региональные информационные продукты и др. Результаты поиска представьте в виде библиографического списка в алфавитном порядке.

2.Проанализируйте сформированный библиографический список и сделайте развернутые выводы по следующим аспектам:

типовидовой состав документов;

перечень авторов, занимающихся проблемами краеведческой деятельности библиотек;

перечень организаций, занимающихся проблемами краеведческой деятельности;

характеристика основных проблем краеведческой деятельности, рассматриваемых в литературе за текущий год.

45

Задание 2. Библиографирование краеведческих документов Выполните практическое занятие 10 для студентов дневной формы

обучения (в данном сборнике) и ответьте на контрольные вопросы. Задание 3. Характеристика системы краеведческих продуктов

библиотеки Цель задания – формирование знаний о специфике краеведческих

информационных продуктов, создаваемых библиотеками.

Содержание работы: проанализируйте по схеме электронные и традиционные краеведческие информационные продукты вашей библиотеки (созданные или приобретенные за последние 3 года). Результаты анализа представить в виде таблиц (см. табл. 14)

Таблица 14 – Краеведческие информационные продукты библиотеки

Б. О.

Тип информа-

Виды отражае-

Отраслевая

ционного про-

мых докумен-

п/п

продукта

принадлежность

 

 

дукта

тов

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Характеристика информационных запросов краеведческого содержания

Цель задания: формирование знаний о тематической направленности краеведческих запросов, поступающих в библиотеку.

Содержание работы: проанализируйте информационные запросы краеведческой направленности, поступившие за последний год в вашу библиотеку. Выявите отраслевую структуру краеведческих запросов. Результаты представьте в виде таблицы (см. табл. 15).

Таблица 15 – Отраслевая принадлежность краеведческих запросов

Отраслевая структура

Количество выполненных запросов

п/п

 

 

 

 

 

 

 

 

46


Задание 5. Методика создания краеведческих информационных продуктов Содержаниеработы: навыборстудентавыполняетсяодноиззаданий.

1.Составление путеводителя по краеведческим Интернет-

ресурсам

Выполните практическое занятие 11 для студентов дневной формы обучения (в данном сборнике) и ответьте на контрольные вопросы.

При отсутствии доступа в Интернет выполните второе задание.

2.Составление библиографического списка литературы

Составьте библиографический список литературы (не менее 20 на-

званий), характеризующий отдельные аспекты жизни вашего города, района, поселка (например, туристическая отрасль Горной Шории, памятники культуры г. Кемерово). Форма библиографической записи – библиографическое описание.

47

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.Регион: понятие, производные, соотношение с понятиями «субъект РФ», «федеральный округ», «край».

2.История развития регионоведческой деятельности в Сибири.

3.Социально-экономическая характеристика Сибирского региона.

4.Категории пользователей региональной информации.

5.Факторы формирования региональных информационных потребностей. Объективные информационные потребности региона.

6.Методы изучения региональных информационных потребностей.

7.Поставщики региональной информации (научные организации, образовательные учреждения, краеведы и др.)

8.СМИ в удовлетворении региональных информационных потребностей.

9.Межотраслевые территориальные центры научно-технической информации. (МТЦНТИ) в удовлетворении региональных информационных потребностей. Продукты и услуги.

10.Местные органы самоуправления в удовлетворении региональных информационных потребностей. Электронное правительство.

11.Торгово-промышленные палаты в удовлетворении региональных информационных потребностей. Продукты и услуги.

12.Архивы в удовлетворении региональных информационных потребностей. Специфика предлагаемой информации.

13.Музеи в удовлетворении региональных информационных потребностей. Продукты и услуги.

14.РНБ как методический центр краеведческой деятельности: основные направления деятельности, продукты.

15.ГПНТБ СО РАН – региональный информационный центр (основные направления деятельности).

16.Библиографические продукты и услуги ГПНТБ СО РАН.

17.Центральные библиотеки в удовлетворении региональных информационных потребностей.

18.Краеведческие информационные продукты центральных библиотек (на примере Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова).

19.Муниципальные публичные библиотеки в удовлетворении региональных информационных потребностей.

48


20.Специальные библиотеки в удовлетворении региональных информационных потребностей.

21.Фонд краеведческих документов и местных изданий. Классификация краеведческих документов.

22.Источники и способы комплектования краеведческих документов. Понятие «местный обязательный экземпляр» (МОЭ).

23.Краеведческий справочно-библиографический аппарат (КСБА).

24.Электронные ресурсы краеведческого СБА. Виды ресурсов.

25.Система краеведческих библиографических пособий.

26.Общая методика создания краеведческих информационных продуктов.

27.Особенности аналитико-синтетической переработки краеведческих документов.

28.Проблемы краеведческого информационного производства на современном этапе.

29.Особенности краеведческого и регионального библиографического обслуживания.

30.Региональное библиографическое информирование.

31.Сайт библиотеки как средство информирования пользователей региональной информации.

32.Путеводители региональных Интернет-ресурсов: виды, назначение.

33.Научно-просветительская краеведческая деятельность библиотек.

34.Историческое краеведение (на примере целевых программ «Наследие», «Рядом с настоящим прошлое», «Малая Родина», «Здесь Родины моей начало», «Возрожденная провинция» и др.). История библиотек в контексте краеведения.

49

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ....................................................................................................

3

Планы семинарских занятий ...................................................................

5

Семинарское занятие 1..............................................................................

5

Семинарское занятие 2..............................................................................

6

Семинарское занятие 3..............................................................................

6

Семинарское занятие 4..............................................................................

7

Описания практических работ ................................................................

8

Практическая работа № 1 .........................................................................

8

Практическая работа № 2 .........................................................................

10

Практическая работа № 3 .........................................................................

13

Практическая работа № 4 .........................................................................

15

Практическая работа № 5 .........................................................................

17

Практическая работа № 6 .........................................................................

19

Практическая работа № 7 .........................................................................

21

Практическая работа № 8 .........................................................................

23

Практическая работа № 9 .........................................................................

27

Практическая работа № 10 .......................................................................

29

Практическая работа № 11 .......................................................................

32

Практическая работа № 12 .......................................................................

34

Практическая работа № 13 .......................................................................

35

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных

 

работ студентами дневной формы обучения .........................................

39

Методические рекомендации по выполнению контрольной

 

работы для студентов заочной формы обучения ..................................

45

Вопросы к экзамену ..................................................................................

48

50



Подписано к печати 06.05.2010. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,8. Тираж 300 экз. Заказ № 478.

___________________________________________________________

Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83.

E-mail: izdat@kemguki.ru

51