ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 5
1
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и
искусств» Институт социально-культурных технологий
Кафедра музейного дела ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Музей «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ
Т.И.Кимеева
ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА СИБИРИ
Учебное пособие
по специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» и направлению бакалавриата
«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Кемерово 2012
2
УДК 008: 7.031.3/571.1/5
ББК 85.125я73(253) К 40
Утверждено на заседании кафедры музейного дела 22.03.2011 г., протокол №10 Рекомендовано к изданию УМС ИСКТ 07.04.2011 г., протокол № 2
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета
Я.А.Шер
доктор культурологии, профессор кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств
А.М.Кулемзин
доктор исторических наук, академик РАЕН, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета
А.М. Мартынов
Кимеева Т. И.
К40 История народного искусства [Текст]: учебное пособие по специальности 70503 «Музейное дело и охрана памятников» и направлению бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» / Т.И.Кимеева; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: Кемеров. Гос. Ун-т культуры и искусств, 2012. – 210 с.
ISBN 978-5-8154-0232-4
Учебное пособие посвящено традиционному декоративному искусству народов Сибири, его региональной специфике. Широко представлен материал этнографических коллекций музеев России по декорированию различных типов памятников – из металла, дерева и бересты, кости и рога, текстиля, меха и кожи. Пособие предназначено для подготовки специалистов в области музеологии и охраны культурного и природного наследия, а также для всех, интересующихся прикладным народным искусством.
УДК 008: 7.031.3/571.1/5
ББК 85.125я73(253)
ISBN 978-5-8154-0232-4
© Кимеева Т. И., 2012 Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012
© Кемеровский государственный университет,
2012
3
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. |
6 |
Глава I. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ |
|
НАРОДОВ СИБИРИ ................................................................................................. |
11 |
1.1. Понятие декора и орнамента в памятниках декоративного искусства |
|
народов Сибири ...................................................................................................... |
11 |
1.2. Классификации орнамента народов Сибири ................................................ |
17 |
1.3. Основные семантические мотивы ................................................................. |
28 |
1.4. Типы памятников............................................................................................. |
48 |
Вопросы и задания по теме «Декоративное искусство в традиционной |
|
культуре народов Сибири» ................................................................................. |
64 |
Глава II. ДЕКОР ПАМЯТНИКОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ |
|
КУЛЬТУРЫ................................................................................................................ |
66 |
2.1. Художественная обработка камня как один из древних видов искусства 66 |
|
2.1.1. Изображения на плоскости....................................................................... |
66 |
2.1.2. Каменная скульптура ................................................................................ |
72 |
2.1.3. Декор бытовых предметов из камня........................................................ |
75 |
Вопросы и задания по теме «Художественная обработка камня как один из |
|
древних видов искусства»................................................................................... |
76 |
2.2. Орнаментация керамических и гипсовых предметов.................................. |
77 |
Контрольные вопросы по теме «Орнаментация керамических и гипсовых |
|
предметов»........................................................................................................... |
83 |
2.3. Предметы народного искусства из дерева и бересты .................................. |
84 |
2.3.1. Резьба и роспись по дереву....................................................................... |
87 |
2.3.2. Обработка бересты .................................................................................... |
97 |
Вопросы и задания по теме «Изготовление предметов народного искусства |
|
из дерева и бересты» ........................................................................................ |
102 |
2.4. Художественный металл............................................................................... |
104 |
2.4.1. Свойства металлов, используемых народами Сибири ........................ |
105 |
2.4.2. Приемы обработки металлов.................................................................. |
108 |
|
4 |
2.4.3. Украшения из металлов .......................................................................... |
113 |
Вопросы и задания по теме «Художественный металл» ............................ |
121 |
2.5. Художественная обработка кости и рога .................................................... |
123 |
2.5.1. Виды материалов ..................................................................................... |
123 |
2.5.2. Приемы обработки................................................................................... |
126 |
Вопросы и задания по теме «Художественная обработка кости и рога» 133 |
|
2.6. Способы украшения меха, кожи и шерсти ................................................. |
134 |
2.6.1. Виды материала и приемы орнаментации кожи и меха ...................... |
134 |
2.6.2. Декор предметов костюма из меха и кожи ........................................... |
151 |
2.7. Художественное оформление текстиля ...................................................... |
158 |
2.7.1. Виды текстиля.......................................................................................... |
158 |
2.7.2. Швы и вышивка, аппликация и мозаика ............................................... |
161 |
2.8. Бисер в декоре народов Сибири................................................................... |
169 |
Вопросы и задания по темам: «Способы украшения меха, кожи и шерсти», |
|
«Художественное оформление текстиля», «Бисер в декоре народов |
|
Сибири»............................................................................................................... |
173 |
2.9. Художественные промыслы......................................................................... |
175 |
СЛОВАРЬ................................................................................................................. |
182 |
ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................................... |
187 |
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ .................................................................................... |
194 |
ПРИЛОЖЕНИЕ (фото, рисунки) ........................................................................... |
196 |
5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем археолого-
этнографических исследований Сибири относится изучение народного искусства в системе традиционной культуры. Этот вид искусства обладает способностью устойчиво сохранять традиционные элементы культуры,
восходящие к разным этапам исторического прошлого народов сибирского региона. Будущим специалистам как в области народного искусства, так и музейного дела необходимо знание основ народного искусства, его специфических особенностей у разных народов. Поэтому при подготовке учебного пособия поставлена цель формирования у студентов представлений о возникновении и развитии народного прикладного искусства сибирских народов в различные исторические эпохи как многофункционального явления,
в котором практическая, обрядовая, эстетическая, идейно-смысловая функции находятся в синкретическом единстве.
Достижение цели осуществляется решением поставленных задач: дать общий историко-этнографический обзор видов народного прикладного искусства; познакомить с понятиями декора и орнамента, их основными мотивами у народов Сибири, историей возникновения и территориальным распределением типов орнамента; показать местные традиции и их роль в развитии различных форм прикладного искусства; познакомить с техническими приемами нанесения орнамента, его семантикой, общепринятыми научными классификациями типов орнамента; дать представление о современном состоянии развития народного искусства.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса
«История народного искусства Сибири», связанного с такими дисциплинами как «Музееведение», «Этнология», «Материальная и духовная культура народов Сибири», «Комплектование, учет и хранение музейных предметов»,
«Основы консервации и реставрации музейных предметов» и др. В нем нашла отражение самостоятельная работа студентов, заключающаяся не только в изучении источников и литературы, но и в постоянной работе с материалами
6
коллекций музеев Сибири – подлинниками и зафиксированными на электронных носителях.
В учебном пособии рассматриваются процессы формирования у народов Сибири прикладного искусства в целом, декора и орнамента, в частности,
отражающих их этногенетические и историко-культурные связи. К
древнейшему искусству Сибири внимание ученых было привлечено в конце
1920-х гг., благодаря раскопкам, проведенным М.М. Герасимовым на стоянке Мальта, где им была обнаружена культовая скульптура, причисленная к памятникам с названием «палеолитические Венеры» известная к этому времени в Европе и России. В 1936 г. недалеко от Мальты, на стоянке Буреть (Ангара),
известнейший в Сибири археолог А.П. Окладников находит аналогичные мальтинским женские скульптурки (рис. 87). В этот период времени на материалах данных памятников была осуществлена первая теоретическая обработка художественного фактического материала древнейшей Сибири,
проведенная на высоком научном уровне[100]. 1920–30-х гг. Ефименко П. П.
опубликовал серию статей, посвященных палеолитическим женским статуэткам, подчеркивая две важнейшие особенности изобразительных памятников [97, с. 21–22]. В этот же период времени исследователи активно изучают петроглифы, а также обращаются к исследованию орнамента, отмечая его культовую значимость. Своеобразие и устойчивость орнаментальных форм позволяло использовать орнамент как важный атрибут национальной культуры
в исследованиях проблем этногенеза.
Развитие направления исследования орнамента как исторического
источника наблюдается преимущественно в работах В.Н. Чернецова и
С.В. Иванова, в которых проблемы изучения истории и реконструкции архаических пластов духовной культуры народов Сибири теснейшим образом переплетаются с проблемами семантической трактовки орнаментальных изображений. Важное значение в теоретических работах этих авторов имеет осмысление проблем орнамента как специфического художественного феномена, касающегося образности в народном искусстве, особенности и
7
ведущие черты которого – полифункциональность, синкретизм, коллективная основа творчества, закономерности развития и функционирования.
Обобщающий труд по истории народного искусства Сибири, несмотря на значительное количество публикации по отдельным вопросам, появляется
только в сер. ХХ в. и принадлежит известному советскому ученому
С.В. Иванову. В течение более чем двадцати лет он осуществлял экспедиции в музеи страны, где хранились материалы по изобразительному искусству народов Сибири. В 1927 г. во время Амурской экспедиции собирался материал по искусству ульчей, нанайцев, нивхов и изучались коллекции Владивостокского музея. В 1934 г. велись работы в Тобольском, Тюменском и Томском университетах и краеведческих музеях Томска, Енисейска,
Минусинска, Красноярска. В 1935 г. работы были продолжены в Барнаульском,
Бийском, Горноалтайском, Новосибирском, Кузнецком, Иркутском,
Благовещенском и двух Хабаровских музеях – краеведческом и художественном. В 1946 г. С.В. Иванов изучал коллекции Якутских краеведческого и художественного музеев. Параллельно с этими исследованиями в течение ряда лет изучались коллекции Музея антропологии и этнографии АН СССР, музея Арктики и государственного Музея этнографии
народов СССР и др. музеев Ленинграда и Москвы. Н.Ф. Прыткова,
А.П. Окладников и Л.И. Терентьева предоставили ученому копии отдельных
экспонатов Ханты-Мансийского, Улан-Удинского и Абаканского музеев
[30, с. 6]. К сожалению, отдельные музеи юга Западной Сибири, в составе которых сосредоточены коллекции по шорцам, телеутам, сибирским татарам, и
их коллекции остались вне поля зрения исследователя. В настоящее время с материалами коллекций по искусству народов Сибири можно ознакомиться на сайтах музеев [105, 106 107, 110, 112, 113, 114, 115, 116 и др.].
С середины XX в. начались широкомасштабные исследования древних наскальных комплексов. В 1950–1960-гг. А. П. Окладниковым было введено в
научный оборот большое количество материалов по петроглифам Сибири. Он дал толчок к поискам новых памятников и осмыслению полученных
8
материалов, опубликовав целую серию альбомов с прорисовками и фотографиями наскальных гравировок и росписей с Лены, Ангары, Амура и из Прибайкалья [65]. Крупный обобщающий труд по первобытному искусству,
включая наряду с мировыми памятниками историко-культурное наследие Сибири, принадлежит Я.А.Шеру [97].
Во второй пол. XХ в. появляются работы исследователей, чья деятельность связана с комплектованием и изучением этнографических фондов музеев – Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзиным и О.М. Рындиной, посвященные
орнаментальному искусству хантов [51, 52, 76], Л.А. Рейно [73] и
Т.И. Кимеевой [22-24] по традиционному орнаменту шорцев и телеутов.
Исследования народного орнамента якутов представлены в работах
Т.П. Тишиной [84] и М.М.Носова [64]. Орнаменту хакасов посвящена монография И.К. Кидиековой [39]. Традиционное искусство бурят с
привлечением материалов музейных коллекций исследовалось
Ж.Н. Дагдановой [21, 104].
В России с 1970-х гг. издавались иллюстрированные альбомы музейных
коллекций по народам России, которые являются источником и по декоративному прикладному искусству отдельных народов Сибири [14, 34, 83 и
др.]. А.Н. Томиловым положено начало изданию каталогов коллекций музеев Сибири с представленным в них описанием каждого предмета [37, 38, 62, 63].
Т.И. Кимеевой составлен каталог шорских этнографических коллекций в музеях России [101], в каталоги Музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ включены ее разделы по декоративно-прикладному искусству народов Сибири из коллекции музея [38]. На сегодняшний день изучению декоративного искусства способствуют тематические альбомы с образцами орнаментального искусства сибирских этносов: по мансийскому орнаменту П.Е. Шешкина и И.Д. Шабалиной [98], долганскому и ненецкому – В.А. Рындина [75], хантыйскому северо-восточной группы – Н.В. Лукиной и
[51], и др.
9