Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зигзаг, в том числе зигзаг с округлой петлей в изломе, или со скругленными углами, наиболее часто встречается в орнаментации предметов из самых различных материалов – кости и рога, дерева, бересты, текстиля у многих народов Сибири, у жителей лесотаежной зоны (шорцев, тофаларов и др.) он имеет широкое распространение (рис. 22). В разрисовке шаманских бубнов южносибирских народов зигзаг, заключенный между двумя параллельными прямыми, имеет множество вариаций:

вершина каждого верхнего угла зигзага увенчивается прямым крестом;

каждый элемент зигзага может рассматриваться как самостоятельный треугольник, заштрихованный внутри разнообразными комбинациями косым и прямых линий;

Между элементами зигзага часто помещены кружки или мелкие прямые кресты и т.д. (рис. 24) [30, c. 187].

К зигзагу близки по своему характеру дуги, арки, называемые якутами

«небесный» орнамент – «сарбынньах ойуу» (рис. 23). Арочные элементы,

вышитые бисером, характерны для декора предметов празднично-ритуального назначения якутов, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, где обитают Верховные божества. Иногда в верхней части дуг изображаются стреловидные фигуры, трактуемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением орнамента по краям одежды, на предметах быта [64]. Он встречается и в керамике, изделиях из дерева и бересты, в

вышивке бисером, часто имея ромбовидные или крестовидные дополнения,

точки. Этот элемент распространен у эвенков, эвенов. Кроме того, «небесный» декор знали южные алтайцы и тувинцы.

Элемент круга также известен с глубокой древности многим народам Сибири (рис. 25, 36). Особенности символики круга у народов сибирского региона трактуются по-разному. Круг означает целостность, единство,

непрерывность динамику и цикличность жизни человека. Также он означает

19

знак солнца и полной луны. Круг является одним из доминирующих в декоративном искусстве хакасов, шорцев, чукчей и др.

Круг как изображение солнца, осмысливается в орнаменте якутов,

олицетворяя богатство и силу. Серебряный круг «туосахта» на головном уборе якутской невесты олицетворяет жизненную силу девушки и является оберегом от влияния злых духов.

К кругу близки по своему значению такие простые геометрические фигуры, как ромб, квадрат и прямоугольник, довольно часто встречаемые в орнаментации народов Сибири (рис. 26). Элемент ромба в этнографических памятниках народов Сибири известен в вышивке, тканье, меховой мозаике,

резьбе по дереву, косторезном и ювелирном искусстве (рис. 19). Как составная часть, изображение ромба, например, у якутов сочетается с арочным и лировидным орнаментом, символизируя источник развития, зародыш жизни,

вобравший в себя начало начал [64]. В виде ромбов делаются металлические подвески в ювелирных украшениях якутов, к якутской деревянной посуде и кумысным кожаным мешкам. Ромб и прямоугольник служат основным мотивом декорирования воротников женских рубах и халатов, нагрудников бачатских телеутов (рис. 153).

Орнаментальные композиции из квадратов и ромбов с помощью несложных вариантов их группировки, основанных на попеременном,

шахматном чередовании темных и светлых частей узора конструируются народами Севера – ненцами, энцами, нганасанами, коряками и др. (рис. 27).

Чередование прямоугольников разного цвета характерно и для населения горно-таежной зоны Южной Сибири, например, шорцев (рис. 28).

Геометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Орнаментальной культуре народов Сибири присуща геометризация зооморфных,

антропоморфных и растительных элементов. В геометрический орнамент часто включаются и геометризованные растительные, антропоморфные, зооморфные мотивы (рис. 29, 30).

20



Растительный – орнамент, основными элементами которого являются стилизованные изображения растений. Растительная орнаментация и ее распространение – это универсальное явление в искусстве евразийских степных народов эпохи средневековья. В этот период времени наиболее распространены лепестковые розетки-трилистники, трех- и семилепестковые пальметты,

орнамент из стилизованных побегов (рис. 31, 32).

Так, в якутской вышивке трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу»

символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости,

благословением к их росту и процветанию; вьющиеся побеги «эрбэлдьин»

символизируют богатство растительности среднего мира [64]. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят также в мотивы вышивок хакасов (рис. 31,

32, 154).

Зооморфный орнамент состоит из стилизованных изображений животных или их фрагментов (эмблем): головы, клюва, гребня, рогов, лапок, позвонков и т. д. Роговидные мотивы распространены в искусстве народов, генетически связанных с культурой кочевников степей (якуты, буряты, тувинцы, народы Саяно-Алтая). Они носят название «рога барана» и имеют множество модификаций (рис. 18, 33). Орнамент оленеводов – ненцев, энцев, эвенков и др.

называется «рога оленя» (рис. 34).

Изобразительный декор и орнамент могут быть однотипными или комбинированными (рис. 35). В комбинированном декоре, в отличие от однотипного, в одном орнаментальном или изобразительном ряду сочетаются элементы разных типов декора, например, геометрического, зооморфного и растительного [8, 389–391].

К числу определяющих формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность. Классификация орнамента народов Сибири по материалам этнографических музейных предметов принадлежит С.В. Иванову, который определяет тип орнамента «как комплекс более или менее близких по характеру мотивов, который в пределах культуры одного народа, родственных народов или территории, населенной несколькими

21

народами, отличается относительной устойчивостью, повторяется на протяжении более или менее длительного отрезка времени и обычно связан с определенным материалом и категориями бытовых предметов» [32].

Рассматривая под таким углом зрения орнамент народов Сибири, ученый выделяет в нем 12 основных типов.

Тип I.

Северосибирский в наиболее отчетливой форме представлен

в орнаменте

эвенов, юкагиров, чукчей, азиатских эскимосов, коряков и

ительменов. Прослеживается также у эвенков, нганасан, якутов, шорцев,

алтайцев, тувинцев, народов Нижнего Амура и Сахалина – негидальцев,

нанайцев, ульчей, нивхов.

Внешние признаки: орнамент мелкий, прямолинейно-геометрический,

силуэтный, одноили многозональный, чаще всего ахроматический.

Основные фигуры: квадраты или прямоугольники светлого и темного цвета, чередующиеся между собой, прямые параллельные линии, узкие полосы,

зигзаг, короткие вертикальные линии (усики) или полоски, отходящие под прямым углом вверх или вниз от горизонтальной прямой, треугольники,

простые и ступенчатые квадраты и ромбы и различные комбинации из этих же фигур, например серии квадратов (рис. 36 а, б).

Орнаментируемые предметы: кожаные и меховые изделия, вышивка,

роспись по коже и дереву, резьба по дереву и гравировка по кости.

Тип II. Саяно-Алтайский. Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов,

чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров,

народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров.

Внешние признаки: орнамент простой, преимущественно прямолинейный,

нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов; встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические; из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой; расположение орнамента преимущественно зональное.

22


Главнейшие фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные)

треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками,

сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы,

прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры (рис. 37).

Орнаментируемые предметы: резьба и роспись по дереву на юге Сибири,

изделия из дерева, кости, бересты – на севере.

Тип III. Среднесибирский. Распространен у эвенков, долганов, якутов,

частично у эвенов, юкагиров, кетов; сходные мотивы встречаются у алтайцев и шорцев.

Внешние признаки: орнамент геометрический, криволинейный,

простейший по очертаниям, одно- и многозональный и медальонный, нередко оконтуренный. Встречаются как мелкие, так и крупные узоры.

Главнейшие фигуры: арки или дуги, дуги с утолщением или крестом в местах соединений, дугами или выступами на концах, крестовидные фигуры

(рис. 38).

Орнаментируемые предметы: изделия из меха, кожи, дерева и кости.

Тип IV. Североазиатский. Распространен практически у всех народов Сибири.

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главнейшие фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки; точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами (рис.

39).

Орнаментируемые предметы: изделия из кости и рога, реже металл и роспись украшаются мелким кружковым орнаментом, предметы из дерева и бересты и вышивка – более крупным.

23

Тип V. Приобский. Распространен у хантов и манси, европейских и зауральский ненцев, тазовских и нарымских селькупов, нганасанов, энцев, т. е.

у народов самодийской и угорской групп. Прослеживается также у кетов.

Внешние признаки. Орнамент отличается довольно крупными узорами геометрического характера с преобладанием прямых линий, резких изломов и различных отростков. В ряде случаев наблюдается стремление к равенству фона и узора. Орнамент силуэтный, преимущественно бордюрный (зональный),

но имеются и замкнутые узоры (розетки). Большинство фигур отличается симметрией, некоторые из них ассиметричны. Характерную черту орнамента составляет противопоставление светлого и темного материала. В мехе этот орнамент ахроматичен, в сукнах и бисере имеет яркую расцветку.

Главнейшие фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и ассиметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты (рис. 40).

Орнаментируемые предметы: изделия из меха, цветные сукна (одежда,

сумки), береста (посуда), кожа (одежда); в более сложных формах встречается в вышивке цветными нитками по холсту у южных хантов (одежда) и в бисере

(украшения, одежда).

Тип VI. Нижнеиртышский. В нач. ХХ в. был известен южным хантам

(по Иртышу, Конде с притоками, Демьянке, Салыму) и южным манси.

Внешние признаки: орнамент зооморфный, растительный,

геометрический, с наклонностью к геральдическому расположению зооморфных мотивов и к строгой симметрии; для фигур обычно применяется темный контур; нередко компонуется в розетки; узоры двухцветные,

преимущественно красные и синие; фигуры внутри контура подвергаются декоративной разработке; на оконтуривающих линиях часто можно встретить мелкие завитки и усики; орнамент большей частью густо заполняет собой поверхность предмета, включаясь в систему геометрических орнаментов VII

типа.

24


Главнейшие фигуры: отдельные или парные птицы, стоящие по сторонам

дерева, крестообразная розетка, восьмиконечная розетка, ступенчатый ромб

(рис. 41).

Орнаментируемые предметы: одежда, вышивка цветными нитками по

домашнему (крапивному) или покупному холсту.

Тип VII. Иртышско-алтайский. Распространен у южной группы хантов

(Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном

Алтае у шорцев и кумандинцев.

 

 

Внешние

признаки:

орнамент

прямолинейно-геометрический,

с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение); крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами – ромбами, квадратами, линиями; наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур.

Главнейшие фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные

фигуры

в различных комбинациях (рис. 42).

 

Орнаментируемые предметы: вышивка цветными нитками по

белому

холсту (ханты), береста (селькупы), тканые и вязаные предметы (северные алтайцы).

Тип VIII. Амуро-сахалинский. Распространен у нанайцев, ульчей,

нижнеамурских нигедальцев, нивхов, ороков, орочей и удэгейцев. Встречается у некоторых групп эвенков и сахалинских айнов.

Внешние признаки: орнамент криволинейно-геометрический, крупный,

преимущественно зональный (в вышивке встречаются розетки), строго симметричный; преобладают яркие цвета; нередко в орнамент включены стилизованные зооморфные мотивы, как местные (пресмыкающиеся, птицы,

рыбы, олени), так и маньчжуро-монголо-китайские.

Главнейшие фигуры: спирали, ленты, розетки, крестообразные и почковидные фигуры, чешуйки; из зооморфных – лягушка, ящерица, змея,

рыба, олень, птица, дракон, бабочка, летучая мышь (рис. 43).

25