ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 318
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Социология и психология чтения
Тема 1. Введение в курс «Социология и психология чтения».
Тема 2. Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3. История изучения читателей и чтения в России
Тема 4. Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5. Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6. Восприятие и понимание специальной литературы.
Тема 7. Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8. Особенности чтения детей, подростков, юношества.
Тема 9. Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема 1 Введение в курс «Социология и психология чтения»
Тема 2 Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс.
Тема 3 История изучения читателей и чтения в России.
Тема 4 Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения.
Тема 5 Восприятие и понимание художественной литературы.
Тема 6 Восприятие и понимание текстов специальной литературы.
Тема 7 Современная характеристика состояния и тенденций развития чтения.
Тема 8 Особенности чтения детей, подростков и юношества
Тема 9 Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей.
Тема: Чтение как вид деятельности и психологический процесс.
Семинар 2 (2часа) Тема: Библиопсихология и библиотерапия как области знания в психологии чтения
Краткие теоретические сведения
Практическая работа №2 (4 часа) Тема: Анализ читательской биографии
Практическая работа № 4 (2 часа) Тема: Восприятие и понимание специальной литературы.
Практическая работа № 7 (4 часа) Тема: История изучения читателей и чтения в России.
Практическая работа № 8 (2часа) Тема: Особенности чтения детей, подростков и юношества.
Список рекомендуемой литературы Основная литература
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Социология и психология чтения
Учебно-методический комплекс
Кемерово 2012
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Институт информационных и библиотечных технологий
Кафедра технологии документальных коммуникаций
Социология и психология чтения
Учебно-методический комплекс
по специальности071201 «Библиотечно-информационная деятельность»,
квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»,
«Библиотекарь-библиограф, преподаватель»
Кемерово 2012
Утвержден на заседании кафедры технологии документальных коммуникаций 25.06.2012., протокол №11
Утвержден на заседании учебно-методического совета Института информационных и библиотечных технологий 28.06.2012 г., протокол №7
Социология и психология чтения: учебно-метод. комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов», «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» / сост. Л. М. Туева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 77 с.
Составитель:
канд. пед. наук,
Л. М. Туева
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..4
2. Тематический план курса для студентов очной и заочной формы обучения…………………………………………………………………………...5
3. Содержание курса……………………………………………………...............6
4. Методические рекомендации по изучению курса………………………….10
4.1 Краткий конспект лекций…………………………………………………...10
4.2 Описание семинарских занятий…………………………………….............43
4.3 Описание практических работ……………………………………………...49
4.4 Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения……………………………………………57
5. Примерный перечень вопросов к зачету……………………………………61
6. Список рекомендуемой литературы………………………………………...63
7. Перечень ключевых слов…………………………………………………….68
Введение
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 071201 «библиотечно-информационная деятельность»
Учебная дисциплина «Социология и психология чтения» входит состав дисциплин национально-регионального компонента (курс по выбору) и является обязательной для изучения.
Цель преподавания дисциплины – формирование готовности осознавать себя как потребителя и подвижника книжной культуры, научить ориентироваться в современных читательских интересах и потребностях различных групп читателей.
В настоящее время необходимость этих знаний обусловлена, с одной стороны, состоянием системного кризиса читательской культуры в российском обществе, а с другой – стремительным развитием Интернет - коммуникаций и снижением интереса к традиционным документным носителям информации. Эти знания особенно важны в связи с тем, что они позволят будущим специалистам понимать закономерности состояния чтения на современном этапе развития российского общества и принимать деятельное участие в реализации Национальной программы по поддержке и развитию чтения.
На достижение поставленной цели направлены следующие дидактические задачи:
усвоение базовых понятий социологии и психологии чтения;
изучение истории развития научных представлений о читателя и чтении в России;
формирование умений вести изучение чтения и читательских интересов в библиотеках;
изучение закономерностей чтения и читательского развития детей, подростков, юношества и взрослого населения.
Курс «Социология и психология чтения» опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Психология», «Социология», «Педагогика», «Теория и история литературы».
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление о чтении как о сложном виде интеллектуальной деятельности и психологическом процессе, об особенностях восприятия и понимания текстов читателями, и современной читательской ситуации в России;
знать основы развития научных представлений о читателях и читательских интересах;
особенности восприятия и понимания художественных и специальных текстов;
закономерности чтения и читательского развития детей, подростков и юношества;
направления деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения у населения;
уметь ориентироваться в уровне читательского развития, использовать социологические методы сбора информации о чтении, проводить социологическое изучение читателей и чтения и обрабатывать полученную в ходе исследования информацию.
Освоение курса «Социология и психология чтения» осуществляется в 6-ом семестре по дневной форме обучения в объеме 108 часов и в 8-ом семестре на заочной форме обучения в объеме 88 часов учебного времени. Изучение дисциплины предполагает лекционные занятия, выполнение практических, контрольных работ и самостоятельную работу студентов. На практических занятиях студенты знакомятся с биографическим методом и методикой определения уровня читательского развития, проводят пилотажное социологическое исследование чтения, делают выводы по полученным результатам, предлагают формы поддержки и развития читательских интересов у различных категорий читателей.
Лекционные занятия обеспечиваются мультимедийными презентациями, практические работы - учебным раздаточным материалом, текстами художественных произведений, тестами в печатной форме. Результаты выполнения всех практических работ должны быть оформлены студентом в отдельной тетради / файле и представлены в полном объеме преподавателю для получения допуска к зачету.
Студенты заочной формы обучения для допуска к зачету должны выполнить практические задания и контрольную работу, которая также приведена в данном комплексе. Формой итогового контроля для студентов всех форм обучения является зачет.
Тематический план курса для студентов очной формы обучения квалификации квалификаций «Референт-аналитик информационных ресурсов»
№ п/п |
Темы курса |
Количество часов |
||||
всего |
в том числе |
|||||
лекции |
семин. |
практ. |
СРС |
|||
1. |
Введение в курс «социология и психология чтения» |
2 |
2 |
|
|
|
2. |
Чтение как вид человеческой деятельности и социально-психологический процесс. |
10 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3. |
История изучения читателей и чтения в России. |
14 |
2 |
|
4 |
8 |
4. |
Библиопсихология и библиотерапия как направления в психологии чтения |
10 |
2 |
2 |
|
6 |
5. |
Восприятие и понимание художественной литературы |
12 |
2 |
|
4 |
6 |
6. |
Восприятие и понимание специальной литературы |
12 |
2 |
|
2 |
8 |
7. |
Социологическая характеристика современного состояния и тенденций развития чтения |
25 |
2 |
|
16 |
7 |
8. |
Особенности чтения детей, подростков, юношества |
11 |
2 |
|
2 |
7 |
9. |
Библиотечно-информационное сопровождение чтения различных групп пользователей |
12 |
2 |
|
2 |
8 |
|
итого по курсу |
108 |
18 |
4 |
32 |
54 |