ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 600
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
Утвержден на заседании кафедры литературы
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»
Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»
Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»
Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»
Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
Русский язык и культура речи
Министерство культуры и кинематографии Российской Федерации
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Кафедра литературы и русского языка
Русский язык и культура речи
Учебно – методический комплекс для студентов культурологического факультета и факультета информационных технологий по специальностям: 052400 «графический дизайн», 052300 «декоративно-прикладное искусство», 053100 «социально-культурная деятельность», 061100 «менеджмент организации», 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», 351400 «Прикладная информатика».
Кемерово 2007
Утвержден на заседании кафедры литературы
3 Сентября 2007 г., протокол №1
«Русский язык и культура речи»: Учебно – методический комплекс для студентов специальностей 052400 «графический дизайн», 052300 «декоративно-прикладное искусство», 053100 «социально-культурная деятельность», 061100 «менеджмент организации», 052700 «Библиотечно-информационная деятельность», 351400 «Прикладная информатика». – Кемерово: КемГУКИ, 2007. - с.
Составители:
к.ф.н., доцент Булгакова О.А., к.ф.н., преп. Агуреева Е.В.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса…………………
Тематический план курса «Русский язык и культура речи» …………………
Содержание курса «Русский язык и культура речи»……………………………
Описание практических занятий………………………………………………
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Тема 2. Лексические нормы – нормы словоупотребления……………………
Тема 3. Грамматические нормы русского языка………………………………
Тема 4. Содержательность речи…………………………………………………
Тема 5. Точность, ясность речи…………………………………………………
Тема 6. Логичность речи…………………………………………………………
Тема 7. Чистота речи. Культура языка и экология слова………………………
Тема 8. Богатство речи……………………………………………………………
Тема 9. Уместность как качество грамотной речи………………………………
Тема 10. Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная и устная формы изложения форма изложения……………………………………………
Тема 11. Культура деловой речи. Официально – деловой стиль………………
Тема 12. Публицистический стиль………………………………………………
Тема 13. Разговорный стиль и разговорная речь…………………………………
Тема 14. Основы мастерства публичного выступления………………………
Приложение № 1………………………………………………………………….
Приложение № 2…………………………………………………………………
Задания для самостоятельной работы студентов………………………………
1.Темы рефератов…………………………………………………………………
2.Контрольные задания…………………………………………………………
3.Тестовые задания………………………………………………………………
4.Вопросы к экзамену……………………………………………………………
5.Список обязательной литературы…………………………………………….
6.Список дополнительной литературы…………………………………………
7.Словари и справочные издания………………………………………………
8. Методические и наглядные пособия…………………………………………
Введение
Введение в образовательные стандарты высших учебных заведений дисциплины «Русский язык и культура речи» обусловлено современными требованиями подготовки студентов к будущей работе, ибо владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности.
Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо профессионально подготовленного специалиста, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Будучи дисциплиной прагматической, культура речи обращена не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык-человек» и их оптимальному построению.
Именно этим объясняются актуальность и причины введения данного курса, учебная программа которого составлена в соответствии с ГОС ВПО, в систему подготовки специалиста.
Целью курса «Русский язык и культура речи» является представить в систематизированном и обобщенном виде теоретические аспекты данной дисциплины, а также выработать у студентов навыки и умения правильно и красиво строить свою речь. В связи с этим перед курсом стоят следующие задачи:
- усвоение блока теоретических понятий и терминов;
- формирование четкого представления студентов о возможностях и богатстве родного языка;
- формирование навыков видеть речевые ошибки и не допускать их в своей речи;
- умение студентами строить грамотные и эффективные тексты в соответствии с условиями, ситуацией и задачами общения.
Данный курс изучается в течение двух семестров и включает в себя 72 лекционных часа и 58 часов практических занятий.
Учебная программа предназначена для студентов культурологического факультета и факультета информационных технологий дневной формы обучения. Основу структуры учебной программы составляют тематический план, описание содержания лекционных и практических занятий, общие методические рекомендации по изучению курса, а также список литературы, необходимой для более подробного изучения курса.
В рамках ведения настоящего курса используются следующие формы контроля знаний студентов: в течение семестра проводятся «контрольные точки» и тестовые задания, студенты пишут и защищают рефераты. В конце семестра студенты сдают зачет.
Общие методические рекомендации по изучению курса
Изучение курса «Русский язык и культура речи» начинается с усвоения понятийно–терминологического аппарата. Студенты в процессе освоения курса должны не только усвоить новые для них лингвистические понятия и термины, но и научится применять их на практике: во многом изучение культуры речи необходимо для умения избегать в своей речи нарушений, связанных с незнанием языковой системы и ее возможностей.
Данный курс направлен прежде всего на то, чтобы студенты научились правильно и выразительно говорить, чему способствует изучение коммуникативных качеств речи. Рассмотрение функциональных стилей языка поможет студентам создавать тексты исходя из стилевой уместности: не пользоваться элементами разговорного стиля при составлении официального документа или научного доклада, не злоупотреблять специальной лексикой в непринужденной беседе и т. д.
Изучение курса предполагает посещение студентами лекционных и практических занятий. В ходе лекций студенты получают систематически выстроенный и полный теоретический материал. В процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам нужно обратить внимание на список рекомендуемой литературы к данному практическому занятию. Конспектирования предложенных к практическому занятию научных источников обязательно, так как они дополняют те знания, которые студенты получили на лекциях. Собственно практические задания также следует выполнять дома: это позволит выявить стандартные для учащегося речевые ошибки.
В процессе изучения курса студенты должны не только усвоить лекционный материал, в котором достаточно полно освещаются основные проблемы культуры речи, но и опираться на рекомендованные учебники и учебные пособия. В зависимости от того, как протекает учебный процесс, зачет проводится либо традиционно (включает две части: ответ на теоретический вопрос и практическое задание), либо по упрощенной системе (только практическая часть), с обязательным учетом постоянного посещения лекций и работы на практических занятиях.