ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.05.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
15
Положение кривошипа ϕ 1 = π4 достигается к моменту времени, кото-
рый определяем из условия:
|
|
|
|
π |
= |
π |
|
t 3 |
, |
|
|
|
|
||||||
Отсюда t=1c. |
|
|
4 |
|
4 |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В этот момент времени ω ОА = |
|
3π |
|
; |
ε ОА |
= |
3π |
|
|
||||||||||
4 |
|
|
2 |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Для точки А имеем в момент времени t=1c: |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
скорость |
|
|
|
|
||||||||
VА = ω OA AO = 3 |
π |
0,3 = |
0,7068м / с; |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ускорения нормальное и касательное |
|
|
|
|
|||||||||||||||
n |
2 |
|
3π |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2 |
|||||||
аAО = ω |
OA |
OA = |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,3 = |
1,6654 м / с |
|
||||||
|
4 |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
аτAО = |
ε OA OA = |
3π |
|
|
|
0,3 = 1,4137 м / с2 |
|
||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шатун АВ совершает плоское движение:
скорости его точек В и С2 и угловая скорость ω АВ подчиняются закону:
|
|
|
V |
|
|
V |
|
VC |
2 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
B |
|
|
= |
|
|
B |
= |
|
|
|
|
|
= |
|
ω |
AB , |
|
|
|
|
AP |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
BP |
C2 P |
|
|
|
|||||||||||||
и равны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
= V |
|
|
|
BP |
|
= |
0,7068 |
1,31 |
= |
0,7290м / с |
|||||||||||
A AP |
|
|
|
|||||||||||||||||||
B |
|
|
|
|
|
|
1,27 |
|
|
|
||||||||||||
V |
= V |
A |
|
С2 P |
= |
0,7068 |
1,17 |
= |
0,6511м / с |
|||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
С2 |
|
|
|
AP |
|
|
|
|
|
1,27 |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ω |
АB |
= |
|
|
VА |
= |
|
0,7068 |
= 0,5565 рад / с |
|||||||||||||
|
|
AP |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
1,27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: расстояния от точек А, В, С2 до мгновенного центра скоростей Р определяем, измеряя их на чертеже механизма и учитывая масштаб чертежа.
16
Точка В принадлежит ползуну и шатуну АВ одновременно: вместе с ползуном она совершает возвратно-поступательное движение, а с шатуном – плоское движение, - ее ускорение равно
|
|
|
|
B = |
|
|
A + |
|
|
|
BA |
или |
|
|||||
a |
a |
a |
|
|||||||||||||||
|
|
B = |
|
AOn + |
|
AOτ |
+ |
|
BAn + |
|
BAτ . |
(5) |
||||||
a |
a |
a |
a |
a |
Нормальное ускорение aBAn можно определить, так как известна угловая скорость шатуна АВ
aBAn = ω AB2 AB = (0,5565 )2 0,5 = 0,1548м/с2 .
Тогда в векторном уравнении (5) остается два неизвестных по величине вектора aB и aBAτ , направление этих векторов известно, но неясна их ориентация.
Построим план ускорений: векторный многоугольник изображающий выражение (5) в масштабе (рис.9). Для этого из произвольной точки О отложим в том порядке, который диктует формула (5) векторы aAnО , aAτ О и aBAn , учитывая их величину и направление. Затем из точки О проводим линию, параллельную направлению вектора aB (IIOB), а из конца вектора aBAn линию,
перпендикулярную АВ (вектор касательного ускорения aBAτ AB). Точка пересечения этих линий отсечет на ней необходимые отрезки: aBAτ и aB , изме-
ряя их, определяем величину ускорений |
aB =2,26м/с2; aBAτ |
=0,16м/с2, |
а из |
||
плана – их направление. |
|
|
|
|
|
Можно |
определить |
угловое |
ускорение |
шатуна |
АВ: |
ε AB = aBAτ / AB =0,16/0,5=0,8рад/с2, ориентация которого в данном положении механизма определяется по направлению касательного ускорения aBAτ , т.е. ε AB – против часовой стрелки.
|
|
|
Ускорение |
точки |
|
С2 |
определяем из |
|
суммы векторов: |
|||||||||||||
|
|
|
= |
|
n +aτ |
+ |
|
n |
|
+ |
|
τ |
= |
|
|
+ |
|
|
/ 2 |
, направление |
|
- на плане уско- |
a |
a |
a |
|
a |
a |
A |
a |
BA |
a |
|||||||||||||
|
С2 |
|
AО AО |
|
С2 A |
|
С2 A |
|
|
|
|
|
|
С2 |
рений (рис.9) величина aС2 =2,2м/с2 .
Приведем силы инерции звеньев механизма к их центрам масс и определим их значение:
Для кривошипа АО
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ин |
= − |
M |
|
|
|
|
|
= − M( |
|
n |
|
+ |
|
τ |
); |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a |
|
|
a |
|
a |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
Rин |
|
= M aτ |
|
= |
Mε |
OA |
|
OA |
=5 0,7068=3,534 Н; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
C |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
τ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Rин |
= M an |
|
= |
Mω |
2 |
|
|
|
OA |
=5 0,8327=4,1635 Н; |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
OA |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
~ин |
|
|
|
ε OA; |
|
|
ин |
|
|
M1 |
(OA)2 |
|
|
|
|
|
5(0,3)2 |
|
|
3π |
|
0,1767 Н м |
||||||||||||||||||||||||
MZ |
|
= |
− IZ |
|
MZ |
|
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ε |
OA = |
|
|
|
|
|
|
|
= |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
12 |
|
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
C |
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для шатуна АВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ин |
= |
|
− M |
|
|
|
|
|
|
; Rин =10 2,2=22 Н; |
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 C2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
~ин |
|
|
|
|
ε AB; |
|
|
ин |
|
|
M2 |
(AB)2 |
|
|
|
|
|
10(0,5)2 |
|
0,8 = |
0,1667 Н м |
|||||||||||||||||||||||||
MZ |
|
|
= |
− IZ |
|
MZ |
|
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ε |
AB = |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
C |
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для ползуна В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Bин |
= |
− |
MB |
|
B ; |
|
|
RBин |
|
|
= 2 2,26=4,52 Н. |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
a |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
После этого разбиваем механизм на звенья, изображаем активные силы, |
силы реакций связей и силы инерции, действующие на каждое звено, и составляем для этих плоских систем сил уравнения равновесия:
|
Для кривошипа АО (рис.10, а) |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
∑ |
Fкх = 0; X A − XO |
+ R1ин |
= 0; |
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
∑ |
Fкy = 0; YA − YO + |
R1ин = 0; |
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
τ |
|
|
|
|
|
|
∑ |
MO ( |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
− MZин |
− |
R1ин |
ОА |
+ YA OA = 0; |
|||||||
Fк ) = 0; Mвр |
|||||||||||||||||||||||||||
|
2 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
τ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
||||
|
Для шатуна АВ (рис.11, а) |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ин |
|
|
|
|
|
|
|
|
′ |
|
′ |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
X A + YA + XB + YB + RВ = 0; |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
∑ |
MA ( |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Fк ) = 0; R2ин h − MZин + YB AB = 0; |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C2 |
|
|
|
|
Для ползуна В (рис. 12, а) |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ин |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
XB + YB + NB + RВ = 0. |
|
|
|
|
Примечание: в уравнениях равновесия двойной чертой отмечены известные по модулю и направлению силы и моменты, для остальных известно только ориентировочное направление (отмечены штриховой линией).
19
20
Из всех уравнений равновесия только в одном ∑ MA (Fn ) = 0 имеется одна неизвестная величина. Определяем ее
|
ин |
ин |
|
|
|
|
Y = |
MZС2 |
− R2 |
h |
= |
0,1667 − 220,11 |
= − 4,5066 H |
|
AB |
|
0,5 |
|||
|
|
|
|
|
(величину плеча силы h определяем замером на чертеже (рис.11,а) с учетом его масштаба). Знак (-) показывает, что сила YB направлена в сторону, противоположную ориентировочному направлению. Показываем истинное направление силы YB cплошной линией на рис.11.
Тогда для ползуна имеем векторное условие равновесия в виде
|
|
′ |
|
|
′ |
|
|
|
|
|
ин |
|
XB + |
YB + |
NB + |
|
|
= 0 , причем имея два неизвестных по величине, но из- |
|||||||
RB |
вестных по направлению вектора, можем построить векторный многоугольник сил (рис.12,б) в масштабе, учитывающем значения сил YB=4,5066 H; RBин =4,52 H, причем при равновесии системы сил векторный многоугольник должен быть замкнут и это условие дает истинное направление сил XB′ и NB . Измеряя стороны многоугольника, получаем величину сил XB =7,4 Н;
NB =7,2 Н.
Вернемся к условию равновесия шатуна АВ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
′ |
|
|
|
′ |
|
|
|
|
|
|
ин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X A + |
YA + |
|
|
|
|
|
|
= 0 , |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XB + YB + R2 |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
′ |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в котором теперь осталось только две неизвестных по величине силы X A |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
YA′. Построим векторный многоугольник сил (рис. 11,б), из которого опреде- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
лим величину и направление сил X A =13 Н; YA =24,2 Н. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Остается определить |
силы, действующие на кривошип из условия |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= 0; и уравнения ∑ MA ( |
|
|
|
||||||||||||||
|
X |
A + YA + XO + YO + R1ин + |
R1ин |
Fn ) = 0 . |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
τ |
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим векторный многоугольник сил для кривошипа (рис. 10,б) и определим величину и направление сил ХО=17,2 Н; YO=27,7 H.
Момент активной пары сил, действующей на кривошип Mвр определим из выражения