Файл: Е.П. Аксёнов Финансы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23

ная часть бюджета – 1457 млн р. Оценить состояние местного бюджета.

4. КУРСОВАЯ РАБОТА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

4.1. Общие положения

Студенты при изучении дисциплины «Финансы» в соответствии с учебными планами специальности выполняют курсовую работу на тему «Анализ, планирование доходов, расходов бюджета субъекта Российской Федерации».

Цель курсовой работы изучение теоретических основ, закрепление практических навыков экономического анализа, планирования бюджетных показателей на примере бюджета субъекта Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1)оценить эффективность исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, планирования бюджетных показателей;

2)определить факторы, оказывающие существенное влияние на исполнение бюджетных показателей;

3)выявить резервы улучшения основных параметров бюджета субъекта Российской Федерации;

4)разработать проект бюджета субъекта Российской Федерации на следующий год.

Курсовая работа выполняется на основе изучения действующего бюджетного законодательства, нормативных документов, учебной, специальной литературы в соответствии с выбранным вариантом.

Впроцессе разработки курсовой работы используются методы: сравнения, группировки, долевого участия, детализации, обобщения, составления балансов, элиминирования, расчета бюджетных коэффициентов, графические и другие методы.

Входе выполнения работы необходимо наиболее полно раскрыть сущность, содержание основных бюджетных категорий, значение экономического анализа, планирования бюджетных показателей, провести необходимые финансово-экономические расчеты, сделать правильные выводы, внести соответствующие предложения по совершенствованию бюджета субъекта Российской Федерации, повышению эффективности бюджетных отношений.

24

Курсовая работа содержит 30-40 листов машинописного или рукописного текста, оформляется на одной стороне стандартных листов формата А4, содержит: титульный лист, содержание, введение (1-2 с.), теоретический раздел (15-18 с.), расчетную часть (12-16 с.), заключение (1-2 с.), список использованной литературы (1-2 с.).

Во введении излагаются значение, роль, место, актуальность повышения эффективности экономического анализа, планирования бюджетных показателей, цель, задачи курсовой работы, используемые методы.

Теоретическая часть (раздел) состоит не менее чем из трех подразделов, в которых раскрываются сущность, содержание, роль, место бюджетных категорий, принципы, функции, общие закономерности, тенденции развития, приводятся точки зрения различных авторов, схемы, рисунки.

Врасчетной части приводятся исходные данные для расчета, делаются необходимые расчеты, формулируются выводы, вносятся предложения.

Взаключении излагаются общие выводы, полученные в процессе выполнения работы.

Вконце курсовой работы студентом приводится список использованной литературы, ставится подпись и дата. Курсовая работа сдается на проверку преподавателю и защищается на кафедре «Финансы и кредит» в установленные сроки.

Графическая часть должна содержать данные о структуре бюджета субъекта Российской Федерации за предыдущий и следующий год в виде круговых диаграмм, гистограмм, которые должны быть оформлены студентом в виде соответствующих рисунков.

Выбор студентом варианта курсовой работы осуществляется по разности между номером начальной буквы фамилии и номером имени студента. Уменьшаемым является большее из двух чисел. При совпадении начальных букв фамилии и имени студента или номеров букв для выполнения принимается первый вариант задания. Нумерация начальных букв фамилии и имени студента приведена в табл. 4.1.


25

Таблица 4.1

Выбор номера варианта курсовой работы

Начальная

 

Начальная

 

Начальная

 

буква

 

 

 

Номер

буква фами-

Номер

буква фами-

Номер

фамилии,

буквы

лии, имени

буквы

лии, имени

буквы

имени сту-

 

студента

 

студента

 

дента

 

 

 

 

 

 

 

 

А, Б, В

1

К, Л, М

4

У, Ф, Х

7

Г, Д, Е (Ё)

2

Н, О, П

5

Ц, Ч, Ш

8

Ж, З, И

3

Р, С, Т

6

Щ, Э, Ю, Я

9

Например, для студента Виноградова Владимира номером варианта курсовой работы является первый вариант (1 – 1 = 0), для Фадеевой Елены – пятый вариант (7 – 2 = 5), для Терпигорева Игоря – третий вариант (6 – 3 = 3).

Номер задания теоретической и расчетной части соответствует номеру варианта курсовой работы студента.

4.2.Содержание теоретической части курсовой работы

Втеоретической части студентом на основе изучения литературных источников раскрывается содержание одного из приведенных ниже теоретических вопросов в соответствии с выбранным вариантом курсовой работы:

1. Бюджетное планирование, основы планирования бюджетных расходов.

2. Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру.

3. Планирование, финансирование расходов на здравоохранение.

4. Финансирование расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

5. Управление государственным и муниципальным внутренним долгом.


26

6.Финансовая помощь субъектам Российской Федерации, муниципальным образованьям.

7.Классификация доходов, расходов бюджетов, источники финансирования дефицита бюджетов.

8.Государственный и муниципальный финансовый контроль, ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

4.3.Исходные данные для расчета

Составить два варианта проекта бюджета области на следующий год по данным отчетного года, рассчитать сумму собственных (закрепленных) и регулирующих доходов, определить удельный вес расходов, направляемых в сферу материального производства и в нематериальную сферу (построить гистограмму), размер дефицита (профицита) территориального бюджета. Данные для расчета приведены в табл. П. 1.1.

Для проведения расчетов собственные доходы области принимаются в размере 63,4 % общей суммы доходов бюджета, регули-

рующие – 36,6 %.

В следующем году планируется увеличить:

1)налоговые доходы на 23,5 %;

2)неналоговые доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, от деятельности государственных организаций, прочие неналоговые доходы на 18,3 %;

3)доходы целевых бюджетных фондов на 1,7 %;

4)доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 19,5 %.

Безвозмездные перечисления уменьшатся на 1,6 %.

Состав статей доходной и расходной части бюджета, состав и

структура источников финансирования дефицита бюджета принимаются в соответствии с выбранным вариантом.

По первому варианту проекта бюджета прирост доходов бюджета направляется на финансирование расходов бюджета в следующих размерах:

1) 63,3 % общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование в следующих размерах: образования 20,3 %, здравоохранения и физической культуры 18,7 %, социальной поли-

27

тики – 18,9 %, целевых бюджетных фондов 14,3 %, финансовой помощи бюджетам других уровней 13,7 %, прочих расходов – 14,1 %;

2) 36,7 % общей суммы прироста доходов бюджета направляется на финансирование других статей бюджета, при этом первоначально планируются расходы на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, другие статьи бюджета увеличиваются на равные суммы в пределах остатка прироста доходов бюджета.

Прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления, правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства планируется по формуле

∆Пi = Ci j – 1) ,

( 4.1 )

где ∆Пi – прирост расходов на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления или прирост расходов на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства в плановом периоде, р.;

Сi соответственно расходы на содержание, обеспечение деятельности органов государственного управления и местного самоуправления или расходы на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства в отчетном году, р.;

Иj индекс инфляции в плановом периоде, доли единицы.

Для проведения расчетов используется значение Иj = 1,139.

Впроцессе выполнения работы определить структуру доходной

ирасходной части бюджета в отчетном и следующем году. Результаты должны быть оформлены в виде диаграмм. Исходя из наметившейся тенденции роста собственных доходов бюджета определить, через сколько лет бюджет может стать бездефицитным, если прирост доходов прежде всего направлять на финансирование дефицита бюджета. Сделать соответствующий расчет.

Расчеты осуществить по формуле


 

28

Тj = Дбj : ∆Дj,

(4.2)

где Тj – период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, годы;

Дбj – дефицит бюджета в плановом периоде, р.;

∆Дj – общий прирост доходов бюджета в плановом периоде, р.

Если Тj < 1 года, то период, в течение которого бюджет может стать бездефицитным, рассчитывается в месяцах по формуле

Тj = Дбj : ∆Дj · 12.

(4.3)

В случае, если Тj < 1 года, проводится расчет бюджетных показателей по второму варианту, который включает прежде всего расчет суммы средств, необходимых для погашения дефицита бюджета в плановом периоде. Эта сумма вычитается из общего прироста доходов бюджета. Оставшийся прирост доходов бюджета по плану на следующий год распределяется по методике, изложенной для расчета первого варианта бюджета области.

Расчеты других бюджетных показателей осуществляются по аналогии с первым вариантом проекта бюджета.

Для оценки состояния бюджета рассчитываются коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости бюджета, коэффициент бюджетной задолженности:

Ка = Дс : Д,

(4.4)

где Ка – коэффициент автономии, доли единицы; Дс – собственные доходы бюджета, р.; Д общая сумма доходов бюджета, р.

Кфз = Др : Д,

(4.5)

где Кфз – коэффициент финансовой зависимости, доли единицы; Др – регулирующие доходы бюджета, р.

Кбз = З : Р,

(4.6)

29

где Кбз – коэффициент бюджетной задолженности, доли единицы; З – бюджетная задолженность, р.;

Робщая сумма бюджетных расходов, р.

Бюджетная задолженность представлена расходами по финансированию государственного долга, источниками финансирования дефицита бюджета: бюджетные ссуды, кредитные договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации, другими источниками.

Состояние бюджета субъекта Российской Федерации оценивается по следующим значениям коэффициентов:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,6 – 0,7; Кфз = 0,3 – 0,4; Кбз = 0,1 – 0,15; 2) нормальное состояние бюджета:

Ка = 0,4 – 0,5; Кфз = 0,5 – 0,6; Кбз = 0,16 – 0,25;

3) неустойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,2 – 0,3; Кфз = 0,7 – 0,8; Кбз = 0,26 – 0,35;

4) критическое состояние бюджета:

Ка = 0,05 – 0,1; Кфз = 0,9 – 0,95; Кбз = 0,36 – 0,5.

Для характеристики изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.

Все расчеты должны быть приведены в курсовой работе. Результаты расчетов необходимо оформить в виде соответствующих таблиц (см. табл. П. 1.2). Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, приведенными в прил. 2-4.

После выполнения расчетов необходимо предложить наиболее эффективный вариант бюджета области, сделать краткие общие выводы о состоянии бюджета, экономики, предложить мероприятия по оздоровлению бюджета, увеличению его доходной части исходя из общих существующих теоретических подходов к данной проблеме.