Файл: Н.Р. Масленников Транспортные машины. Программа, методические указания и контрольные задания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
7
Специальные типы конвейеров. Устройство и область применения. Особенности проектирования и расчета. Крутонаклонные конвейеры. Конвейеры для крупнокусковых грузов. Особенности эксплуатации.
Ленточно-цепные конвейеры. Устройство и конструктивная компоновка. Область применения. Типы конвейеров. Применение промежуточных приводов. Особенности расчета ленточно-цепных конвейеров. Направления усовершенствования.
Пластинчатые конвейеры. Типы и параметры конвейеров. Устройство и конструктивная компоновка. Область применения. Применение промежуточных и уравнительных приводов. Особенности расчета пластинчатых конвейеров. Особенности эксплуатации и автоматизации. Технико-экономические показатели.
Инерционные (качающиеся и вибрационные) конвейеры. Устройство и основные схемы. Принцип действия. Область применения. Направления усовершенствования и развития. Основы расчета.
Оборудование конвейерных комплексов. Принципиальные схемы комплексов и требования к оборудованию. Неравномерность грузопотоков и принцип их осреднения. Пункты перегрузки. Аккумулирующие и усредняющие емкости. Конвейерный транспорт на открытых горных работах.
Бункер-конвейеры. Расчет потребной емкости. Принципы регулирования производительности. Расчет параметров регулирования.
Тема 3 Машины и комплексы рельсового локомотивного транспорта
Объем лекционных занятий – 16 часов
Общая характеристика рельсового транспорта. Специальные требования к подземному рельсовому транспорту. Схемы рельсового транспорта на шахтах, рудниках и разрезах. Рельсовые пути, их элементы, основные параметры путей. Стрелочные переводы с местным и дистанционным управлением. Основные правила эксплуатации и меры безопасности работы.
Вагонетки. Классификация и основные параметры. Конструкции основных узлов. Сопротивление движению. Продольная и поперечная устойчивость. Основные характеристики грузовых, людских и специ-
8
альных вагонеток. Эксплуатация и направления усовершенствования вагонеток. Секционные поезда. Область их применения.
Вагоны общесетевые и для карьерного транспорта. Классификация. Устройство составных частей вагонов. Типы и параметры вагонов. Эксплуатация вагонов.
Локомотивы. Типы и параметры локомотивов, применяемых на подземном транспорте шахт и рудников. Требования, предъявляемые к подземным локомотивам. Типы и параметры электровозов, тепловозов и тяговых агрегатов для карьерного транспорта.
Типы электровозов, применяемых на подземном транспорте. Характеристика тяговых двигателей. Схемы управления электровозом и режимы его работы. Механическое оборудование. Системы торможения. Вопросы дистанционного и автоматического управления. Типаж электровозов. Аккумуляторные батареи и тяговые зарядные подстанции. Правила эксплуатации. Меры по обеспечению безопасности работы. Технико-экономические показатели работы электровозного транспорта.
Прочие типы локомотивов. Общие сведения о воздуховозах, дизелевозах, гировозах. Область применения. Особенности конструкции и расчета. Вопросы взрывобезопасности, пожарной безопасности и борьбы с вредными выхлопными газами дизелевозов. Направление дальнейшего усовершенствования и развития локомотивов.
Расчет локомотивной откатки. Уравнение движения поезда и его решение. Закон реализации силы тяги и силы торможения. Выбор сцепного веса электровоза. Расчет электровозной откатки. Определение расхода электроэнергии. Определение необходимого количества локомотивов и вагонов.
Погрузочные и разгрузочные комплексы при локомотивном транспорте. Способы погрузки и разгрузки составов. Оборудование механизированных погрузочных и разгрузочных пунктов. Требования к автоматизации погрузочных пунктов. Типы автоматизированных погрузочных комплексов, их эксплуатация. Схемы транспорта в околоствольных дворах. Конструкция и расчет опрокидывателей. Устройства для очистки вагонов и вагонеток. Компенсаторы высоты. Требования к автоматизации движения вагонеток в околоствольном дворе и пунктах разгрузки.
9
Тема 4 Самоходный и автомобильный транспорт
Объем лекционных занятий – 4 часа
Общие сведения. Устройство составных частей шахтных самоходных вагонов, подземных автомобилей и автомобилей для открытых горных работ, их типы и параметры. Гаражи, заправочные станции. Автомобильные дороги. Устройство и схемы автомобильных дорог. Расчет автотранспорта. Эксплуатация и охрана труда.
Тема 5 Трубопроводный транспорт Объем лекционных занятий – 2 часа
Общие сведения о гидротранспорте. Основные элементы гидротранспортных установок. Область применения. Классификация. Основы теории и расчета. Технико-экономические показатели. Общие сведения о пневмотранспортных установках. Особенности расчета. Применение гидравлических и пневматических закладочных комплексов.
Требования к автоматизации гидро- и пневмотранспортных комплексов. Трубопроводный контейнерный транспорт. Направления развития и усовершенствования.
Тема 6 Погрузочные и погрузочно-доставочные машины
Объем лекционных занятий – 4 часа
Общие сведения. Классификация погрузочных машин. Область применения погрузочных машин на угольных и рудных шахтах, а также разрезах. Конструкции машин цикличного и непрерывного действия. Расчет основных параметров. Технико-экономические показатели погрузочных машин. Погрузочно-доставочные машины. Схемы и конструктивная компоновка погрузочно-доставочных машин. Производительность погрузочно-доставочных машин.
10
Тема 7 Вспомогательный транспорт Объем лекционных занятий – 4 часа
Общие сведения. Значение вспомогательного транспорта. Классификация. Область применения различных видов вспомогательного транспорта для доставки людей и грузов. Монорельсовые и моноканатные подвесные дороги. Схемы скреперных установок и канатных откаток. Основы расчета. Локомотивный и канатный вспомогательный транспорт. Маневровые лебедки, их классификация. Техникоэкономические показатели применения различных средств вспомогательного транспорта. Основные направления развития и усовершенствования схем и средств вспомогательного транспорта.
Тема 8 Технологические комплексы поверхности шахт,
рудников и разрезов Объем лекционных занятий – 4 часа
Классификация технологических транспортных комплексов на поверхности. Транспорт в надшахтных зданиях. Комплексы обмена вагонеток при клетевых, скиповых и комбинированных подъемах. Комплексы погрузки угля и руды в железнодорожные составы. Транспортное оборудование угольных и рудных складов, основы его расчета. Централизация складов угля и руды. Питатели и затворы. Устройство и расчет элеваторов и скреперных установок. Породные комплексы. Типы породных отвалов и компоновка транспортного оборудования. Централизация породных отвалов. Подвесные канатные дороги, устройство и расчет. Требования к автоматизации поточных линий технологического комплекса. Эксплуатация оборудования транспорта поверхности. Общие сведения о генеральном плане поверхности и основные принципы его проектирования. Основные направления дальнейшего совершенствования транспортных комплексов поверхности шахт, рудников и разрезов.
11
Тема 9 Основные принципы проектирования транспортных комплексов
Объем лекционных занятий – 2 часа
Общие вопросы проектирования транспортных систем. Принципиальные схемы транспортных комплексов угольных и рудных шахт, разрезов. Специфические требования к оборудованию. Неравномерность грузопотоков, степень использования транспортных машин и вопросы промежуточной бункеризации.
Выбор транспортных машин и вспомогательного оборудования комплексов. Узлы примыкания к смежным добычным и транспортным комплексам. Технико-экономический анализ рациональных областей применения различных видов основного и вспомогательного транспорта.
Определение рациональных схем транспорта. Структурное изображение схем транспорта. Современное состояние и задачи дальнейшего развития горного транспорта.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Тема 1 Общие вопросы и основы теории и расчета стационарных транс-
портных машин и комплексов
При изучении темы необходимо уяснить разницу между внутренним и внешним видами транспорта, уделив особое внимание делению внутреннего транспорта на основной и вспомогательный, подземный и транспорт на поверхности. Для того чтобы представить все многообразие транспортных средств, необходимо усвоить их классификацию по принципу действия, по способу транспортирования, по типу тяговых и грузонесущих органов.
Чтобы уяснить общие принципы расчета, необходимо изучить методы определения производительности и сопротивления движению транспортных машин и установок. Изучение теории передачи тягового
12
усилия транспортной машины неразрывно связано с изучением способов транспортирования и конструкций тяговых органов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЛИТЕРАТУРА
1.История развития транспортных машин (ТМ) [1, c. 3-7; 5,
c. 17-18].
2.Виды транспорта [1, c. 9-10].
3.Условия работы транспортных машин [1, c. 11].
4.Классификация ТМ [1, c. 11-14; 4, c. 10].
5.Характеристики транспортируемых грузов [1, c. 15-19; 5,
c. 19-25].
6.Грузооборот и грузопотоки [1, c. 21-22; 4, c. 17-23].
7.Надежность ТМ [4, c. 10-11].
8.Транспортные комплексы [1, c. 19-21].
9.Производительность ТМ непрерывного действия [1, c. 22-26; 4, c. 15-17].
10.Производительность ТМ периодического действия [1, c. 22-
24].
11.Силы тяги при перемещении сосредоточенных грузов [1, c. 30-33; 4, c. 28-29].
12.Силы тяги при перемещении распределенных грузов [1, c. 3334; 4, c. 30-31].
13.Сопротивление движению ленты по цилиндрическому роли-
ку [5, c. 70].
14.Движение конического ходового ролика по направляющей
[5, c. 70-71].
15.Сопротивление на поворотном барабане [5, c. 76-77].
16.Сопротивление на поворотной звездочке [5, c. 76-77].
17.Виды опорно-направляющих элементов [5, c. 71-72].
18.Сопротивления при изгибе горизонтального тягового органа
[1, c. 73].
19.Сопротивления на криволинейном участке выпуклостью вверх [5, c. 74].
20.Сопротивления на криволинейном участке выпуклостью вниз
[5, c. 74-75].
21.Расчет натяжений тягового органа методом обхода контура
[1, c. 38-39].
13
22.Мощность приводов ТМ [1, c. 40-41; 4, c. 35-38].
23.Виды цепных тяговых органов [5, c. 28-40].
24.Кинематика цепного зацепления [1, c. 55-59; 4, c. 132-133; 5,
c. 95-97].
25.Ленты [1, c. 61; 4, c. 69-71; 5, c. 110-113].
26.Канаты [1, c. 62].
27.Вывод формулы Эйлера [1, c. 62-65].
28.Виды колесных тяговых элементов [1, c. 74-76].
29.Реализация силы тяги на колесе [1, c. 77-83; 4, c. 49-51].
30.Виды качающихся и вибрационных ТМ [1, c. 221-229; 5, c. 366-367, 376-378].
31.Теория передачи тягового усилия колебаниями [1, c. 86-91; 5, c. 370-372].
32.Виды магнитных способов транспортирования [1, c. 95-99].
33.Теория передачи силы тяги магнитным способом [1, c. 99-
101].
34.Виды гравитационного транспорта [1, c. 101-102; 4, c. 59-63].
35.Расчет гравитационного транспорта [1, c. 102-105].
Тема 2 Конвейерный транспорт
Конвейерные установки, являясь транспортными средствами непрерывного действия, наиболее полно отвечают требованиям поточного производства. Они обладают совершенным способом перемещения насыпных грузов, обеспечивают высокую производительность и сравнительно легко поддаются автоматизации. Конвейерный транспорт имеет широкое распространение и получает все возрастающее применение на горных предприятиях. Вместе с тем различным видам конвейерных установок присущи и определенные недостатки, ограничивающие область их применения.
В данной теме необходимо обратить внимание на классификацию конвейерных установок по назначению, типу тяговых органов, роду потребляемой энергии.
Необходимо составить четкое представление о достоинствах и недостатках различных типов конвейеров и областях их эффективного использования. Следует подробно изучить принципиальное устройство скребковых, ленточных, ленточно-канатных, ленточно-цепных, пла-
14
стинчатых, инерционных, шнековых конвейеров и ковшовых элеваторов, перемещающих груз непосредственно грузонесущим органом, качающихся и вибрационных конвейеров, транспортирующих груз за счет использования сил инерции. Необходимо обратить внимание на средства автоматизированного управления конвейерами, изучить методику эксплуатационных и тяговых расчетов конвейеров, включающих в себя определение производительности и сопротивлений движению методом обхода тягового контура, требуемой мощности привода, запаса прочности тягового органа.
Для открытых разработок необходимо рассмотреть особенности конструкции крутонаклонных конвейеров и конвейеров для крупнокусковых грузов, отвалообразователей и транспортно-отвальных мостов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЛИТЕРАТУРА
1.Классификация скребковых конвейеров (СК) [1, c. 172-173, 177-180; 4, c. 123-124].
2.Устройство СК [1, c. 173-176; 4, c. 124-128].
3.Расчет грузопотоков из очистных забоев [6, c. 20-24].
4.Определение сопротивлений движению и натяжений цепи СК [1, c. 33, 184-185; 4, c. 38].
5.Мощность привода и запас прочности цепи СК [1, c. 185; 4, c. 37-38, 40-41].
6.Определение допускаемой длины СК [1, c. 186].
7.Классификация ленточных конвейеров (ЛК) [1, c. 195-196, 206-211; 4, c. 64-65; 5, c. 106-107].
8. Приводы, натяжные устройства и средняя часть ЛК [1,
c.196-203; 4, c. 71-77; 5, c. 109-110, 113-121].
9.Загрузочные, очистительные устройства и ловители ленты ЛК [1, c. 203-206; 4, c. 77-81; 5, c. 121-128].
10.Приемная способность ленточного конвейера [4, c. 65-67].
11.Сопротивления движению и натяжения ленты в характер-
ных точках [1, c. 211-212; 5, c. 131-136].
12.Запас прочности ленты и мощность привода ЛК [1, c. 212-
213; 4, c. 112-113].
13.Диаграммы натяжений ленты ЛК [4, c. 111-115].
14.Диаграммы натяжений цепи СК [4, c. 41-42].
15
15. Конвейерный транспорт на открытых горных работах
(ОГР) [2, c. 157-225].
16.Пластинчатые конвейеры [1, c. 189-193; 4, c. 144-149].
17.Расчет пластинчатых конвейеров [1, c. 193-194; 4, c. 151-
152].
18.Ленточно-канатные конвейеры [1, c. 236-238; 4, c. 169-170; 5, c. 155-158].
19.Ленточно-цепные конвейеры [4, c. 168-169; 5, c. 178-180].
20.Конвейеры для повышенных углов наклона [1, c. 233-236; 4,
c. 167].
21.Конвейеры для крупнокусковых грузов и криволинейных выработок [1, c. 238].
22.Конвейерные поезда [4, c. 171-172].
23.Винтовые конвейеры [4, c. 170-171; 5, c. 356-358].
24.Ковшовые элеваторы [4, c. 153-157; 5, c. 331-346].
Тема 3 Машины и комплексы рельсового локомотивного транспорта
В данной теме необходимо изучить: рельсовые пути, прицепной подвижной состав рельсового транспорта, секционные поезда, локомотивы. Особое внимание следует обратить на основы теории движения поезда и расчет локомотивной откатки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЛИТЕРАТУРА
1.Устройство нижнего строения и балластного слоя шахтных рельсовых путей (РП) [1, c. 108-109; 4, c. 186,188-189].
2.Виды шпал и рельсов шахтного РП [1, c. 106-108; 4, c. 187-
188].
3.Рельсовые скрепления [1, c. 108; 4, c. 186-187].
4.Устройство РП на закруглениях [4, c. 189-192.]
5.Соединения РП [1, c. 109-114; 4, c. 192-194].
6.Классификация шахтных вагонеток [1, c. 119-120; 4, c. 214-
215].
7.Устройство шахтных вагонеток с донной разгрузкой (ВД,
ВДК, ПС, ВШ) [1, c. 120-122, c. 126].
8.Устройство шахтных вагонеток типов ВГ, ВБ, ВО [1, c. 123].