Файл: А.И. Шундулиди Менеджмент. Рабочая программа, методические указания по выполнению контрольной и курсовой работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра экономики и организации строительства
МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа, методические указания
по выполнению контрольной и курсовой работы для студентов заочной формы обучения специальности 060800 «Экономика и управление в строительстве»
Составитель А.И. Шундулиди
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 16.01.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности
060800
Протокол № 6 от 02.02.01 Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
Изменения в производственно – хозяйственном положении, характере целей и задач, решаемых организатором строительного производства в условиях перехода к рыночной экономике, столь значительны, что требуют оснащения его принципиально новым комплексом знаний, умений и навыков. В нашей экономике появился новый тип управленца, принципиально отличный от руководителя этапа жесткого централизованного планирования. Его роль и характер деятельности вполне соответствуют общепринятым в мировой управленческой теории и практике понятиям «менеджер» и «менеджмент». До последнего времени (да и сейчас бытует) была очень распространена точка зрения, что для руководителей главное – техническая компетентность, а управленческие знания и навыки – некий побочный продукт, которым можно овладеть в процессе деятельности, а потому не требующий специального обучения. В условиях рынка руководителю – организатору строительного производства, координирующему и направляющему работу других, одной технической квалификации мало. Чтобы получить желаемую прибыль, менеджеру надо умело, эффективно руководить организацией.
1.1.Цели изучения дисциплины «Менеджмент» - формирование у студентов теоретических знаний по проблемам менеджмента, изучение совокупности принципов, методов и средств управления организациями.
1.2.Основные задачи изучения дисциплины «Менеджмент»
-получение основополагающих знаний об эффективном управлении организациями, а также умение применять эти знания на практике.
1.3.Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения курса «Менеджмент»:
-философия
-социология и психология
-история
-экономическая теория
-теория организации.
2
2.Содержание дисциплины
2.1.Наименование тем и объем в часах лекционных и практических занятий
|
Темы |
Часы |
|
|
|
лекции |
практика |
1. |
Менеджмент |
2 |
- |
2. |
Сущность менеджмента |
2 |
2 |
3. |
Методологические основы менеджмента |
2 |
- |
4. |
Инфраструктура менеджмента |
2 |
- |
5. |
Социофакторы и этика менеджмента |
2 |
2 |
6. |
Интеграционные процессы в менеджменте |
2 |
2 |
7. |
Природа и основные функции менеджмента |
2 |
2 |
8. |
Руководство: власть и партнерство |
2 |
2 |
9. |
Стили менеджмента и имидж менеджера |
2 |
2 |
10. Факторы и тенденции эффективности |
|
|
|
|
менеджмента |
2 |
2 |
Итого: |
20 |
14 |
2.2.Содержание тем
2.2.1.Менеджмент: вид деятельности и система управления, развитие менеджмента в прошлом и настоящем.
2.2.2.Сущность менеджмента: содержание понятия
«менеджмент».
Менеджмент как наука и практика управления. Менеджмент как организация управления предприятием. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Школы управления, их вклад в развитие управления. Элементы управления как системы: цели, принципы, функции, методы, технология и техника управления, совершенствование управления.
2.2.3.Методологические основы менеджмента: подходы к управлению, направленные на успех: ситуационный подход, интегрированный подход, процессный подход, системный подход.
3
Внутренняя среда организации: внутренние переменные, взаимосвязь внутренних переменных: целей, структур, задач, технологий и людей.
2.2.4.Инфраструктура менеджмента: внешняя среда организации, её значение для менеджмента, их характеристики. Сложность и подвижность среды, её неопределенность. Среда прямого воздействия: поставщики, законы, государственные органы, потребители и конкуренты.
Среда косвенного воздействия: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, взаимоотношения с местными сообществами.
2.2.5.Социофакторы и этика менеджмента: роль бизнеса в обществе: эволюция перспектив, прибыль и эффективность, прямое социальное действие, ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной. Социальная ответственность на практике. Этика и современное управление. Повышение показателей этичности поведения: этические нормативы, комитеты по этике, социальные ревизии, обучение этичному поведению.
2.2.6.Интеграционные процессы в менеджменте: процесс коммуникации и эффективность управления. Коммуникации между организацией и ей средой. Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникационный процесс: элементы и этапы. Межличностные коммуникации: преграды на их пути. Совершенствование искусства общения. Организационные коммуникации: преграды в организационных коммуникациях, совершенствование коммуникаций в организациях.
2.2.7.Природа и составные функции менеджмента: концепции управления как процесса взаимосвязанных функций. Функции управления: стратегическое планирование, планирование реализации стратегии, организация взаимодействия и полномочия, построение организации, мотивация и контроль.
Функции управления предприятием. Маркетинг как функция управления и исходный этап внутрифирменного планирования. Внутрифирменное планирование как важнейшая функция внутрифирменного управления. Функция организации. Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении.
Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.
2.2.8.Руководство: власть и партнерство: руководство в организации. Влияние и власть. Необходимость власти в управлении.
4
Баланс власти. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть. Убеждение и участие. Влияние через привлечение трудящихся к управлению. Практическое использование влияния. Сравнение различных методов влияния.
2.2.9. Стили менеджмента и имидж менеджера: суть управленческой деятельности. Роли руководителя: главный руководитель, лидер, связующее звено, приемник и распространитель информации, представитель, предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры. Руководители низового звена, среднего звена, высшего звена. Менеджер в сравнении с предпринимателем. Требования к менеджеру и его личные качества. Стили менеджмента: индивидуальный, коллективный, свободный и пассивный.
2.2.10. Факторы и тенденции эффективности менеджмента:
эффективное управление, комплексный подход. Системный взгляд на производительность как показатель эффективности. Качество и производительность, ценность. Производительность и взаимозависимость организации. Производительность и внутренняя среда. Управление по критерию производительности. Новое в управлении производительностью труда: возросшая конкуренция, новые знания, новое мышление.
2.3. Практические и семинарские занятия
Организации, менеджеры и успешное управление.
Разбор ситуаций по вопросу «Что обеспечивает успех организаций?
Ситуация 1: Победа в компьютерной игре. Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле. Ситуация 3: Как получить оценку.
Ситуация 4: Разве это можно вычистить. Ситуация 5: Пища для размышлений. Ситуация 6: Очевидные истины.
Общие характеристики организаций. Кто такие менеджеры и что они делают? Разбор ситуации «Предприниматель или менеджер». Тест «Способность к предпринимательской деятельности».
5
Эволюция управленческой мысли.
Управление и организация до 1990 г. Систематизированный взгляд на управление. Подходы на основе выделения различных школ: описание и сравнение. Управление: наука или искусство.
Разбор ситуации: «Меняющиеся трудовые ресурсы».
Внутренняя среда организации.
Сфера контроля и уровни управления. Высокая и плоская структуры организаций. Классификации технологии по Вудворду, по Томпсону. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности. Разбор ситуации для анализа: «Изменение скучной по содержанию работы».
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Внешняя среда в бизнесе.
Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию. Внешнее окружение. Обеспечение трудовыми ресурсами – фактор среды прямого воздействия. Международное окружение: разновидности международного бизнеса, факторы международной среды.
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Этика и современное управление.
Тест на этику организации. Этика бизнеса на международном уровне.
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Коммуникации.
Искусство эффективно слушать. Тест на умение слушать. Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Руководство: власть, влияние, лидерство.
Власть и влияние. Власть подчинения. Модель влияния руководителя на подчиненных. Сравнение различных методов влияния и их практическое использование.
Разбор ситуации для анализа «Использование власти в отрасли, в конкретной организации».
Стиль и эффективность руководства.
Стиль лидерства. Четыре системы Лайкерта. Ситуативная модель Фидлера. Метод «путь – цель». Теория жизненного цикла. Модель Врума – Иеттона.
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
6
Разбор ситуации для анализа «Предвыборная борьба на конкретных территориях области, стиль, методы работы отдельных руководителей».
Обеспечение эффективности деятельности организации. Производительность, внешняя и внутренняя среда организации.
Функции управления и производительность. Принятие решений и производительность. Лидерство и производительность. Разбор ситуации для анализа «Управление производительностью на примере конкретной организации».
Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Менеджмент»
Курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» выполняют студенты очного и заочного отделений экономического факультета, обучающиеся по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению курса «Менеджмент». В процессе её подготовки студенты изучают важнейшие и наиболее сложные проблемы, делают научно обоснованные теоретические и практические выводы.
Хотя курсовая работа носит учебный характер, она должна быть выполнена творчески и отличаться от контрольной работы не только объемом, но и более высоким теоретическим уровнем, знанием теории экономики и управления, принципов менеджмента, умением обобщать
ианализировать конкретные факты, увязывать вопросы теории и практики хозяйственной жизни.
Курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» выполняют студенты очного отделения после изучения ими теоретического курса
ина основе материала, собранного во время прохождения производственной практики на предприятии. Студенты заочного отделения – в процессе изучения теоретического курса, до сдачи итогового экзамена, поскольку студенты – заочники уже работают в той или иной организации, и они имеют возможность собрать необходимый практический материал на своем рабочем месте.
7
Студенты – заочники, не имеющие постоянной работы (но только они !), могут написать курсовую работу реферативного характера, т.е. ограничиваясь изучением и реферированием литературных источников.
Цели выполнения курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»:
- на основе всестороннего изучения теории менеджмента и анализа фактической управленческой ситуации в организации закрепить знания студента о сущности, закономерностях, принципах и основных приемах менеджмента;
-способствовать дальнейшему развитию у студента умения самостоятельно работать над литературой и применять теоретические знания на практике;
-прививать студентам навыки самостоятельного подбора и систематизации информационного материала по избранной теме, умение творчески его анализировать и делать адекватные выводы;
-совершенствовать навыки письменного изложения и грамотного оформления материала, рассматривая курсовую работу как деловой документ, к которому предъявляются все требования современного делопроизводства .
Основой содержания курсовой работы и предметом её защиты должны стать обоснованный анализ выбранной управленческой проблемы в конкретной организации и выработка реальных рекомендаций по её решению. Такой подход будет способствовать тому, что курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» может стать основой для написания предстоящей вскоре дипломной работы.
Главное требование к содержанию работы – самостоятельный анализ и осмысление исследуемой проблемы и нахождение основных путей её решения. Для работы реферативного характера – обзор значительного числа первоисточников, в том числе высказывающих альтернативные взгляды на описываемую тему.
Вконце настоящих указаний приведен широкий список рекомендуемой литературы. Студенту необходимо отобрать базовые источники, с которыми он должен быть хорошо знаком уже в ходе изучения теоретического курса менеджмента.
Поиск специализированной литературы и другого информационного материала по конкретной выбранной студентом теме осуществляется им самостоятельно.
Если в ходе рецензирования работы руководитель