Файл: А.И. Шундулиди Менеджмент. Программа, методические указания для студентов очной формы обучения специальности 060808 - Экономика и управление на предприятии (в строительстве).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра экономики и организации строительства
МЕНЕДЖМЕНТ
Программа, методические указания по выполнению контрольной и курсовой работы
для студентов заочной формы обучения специальности 060808 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»
Составители А.И. Шундулиди Е.М. Завалишина Е.А. Ренев
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 24.10.02
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности
060800
Протокол № 2 от 25.10.02 Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Изменения в производственно-хозяйственном положении, характере целей и задач, решаемых организатором строительного производства в условиях перехода к рыночной экономике, столь значительны, что требуют оснащения его принципиально новым комплексом знаний, умений и навыков. В нашей экономике появился новый тип управленца, принципиально отличный от руководителя этапа жесткого централизованного планирования. Его роль и характер деятельности вполне соответствуют общепринятым в мировой управленческой теории и практике понятиям «менеджер» и «менеджмент». До последнего времени (да и сейчас бытует) была очень распространена точка зрения, что для руководителей главное – техническая компетентность, а управленческие знания и навыки – некий побочный продукт, которым можно овладеть в процессе деятельности, а потому не требуется специального обучения. В условиях рынка руководителю – организатору строительного производства, координирующему и направляющему работу других, одной технической квалификации мало. Чтобы получить желаемую прибыль, менеджеру надо умело, эффективно руководить организацией.
1.1. Цели изучения дисциплины «Менеджмент» Формирование у студентов теоретических знаний по проблемам
менеджмента, изучение совокупности принципов, методов и средств управления организациями.
1.2. Основные задачи изучения дисциплины «Менеджмент» Получение основополагающих знаний об эффективном управле-
нии организациями, а также умение применять эти знания на практике.
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения курса «Менеджмент»
-философия;
-социология и психология;
-история;
-экономическая теория;
-теория организации.
2
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Наименование тем и объем в часах лекционных и практических занятий
|
|
Темы |
Часы |
|
|
|
|
лекции |
практика |
1. |
Менеджмент |
1 |
- |
|
2. |
Сущность менеджмента |
2 |
1 |
|
3. |
Методологические основы менеджмента |
1 |
- |
|
4. |
Инфраструктура менеджмента |
2 |
- |
|
5. |
Социофакторы и этика менеджмента |
2 |
2 |
|
6. |
Интеграционные процессы в менеджменте |
1 |
2 |
|
7. |
Природа и основные функции менеджмента |
1 |
1 |
|
8. |
Руководство: власть и партнерство |
2 |
1 |
|
9. |
Стили менеджмента и имидж менеджера |
2 |
1 |
|
10. |
Стратегический менеджмент |
4 |
3 |
|
11. |
Разработка управленческих решений |
4 |
3 |
|
12. |
Факторы и тенденции эффективности |
|
|
|
|
менеджмента |
2 |
2 |
|
|
|
|
||
Итого: |
24 |
16 |
2.2.Содержание тем
2.2.1.Менеджмент: вид деятельности и система управления, развитие менеджмента в прошлом и настоящем.
2.2.2.Сущность менеджмента: содержание понятия «менедж-
мент».
Менеджмент как наука и практика управления. Менеджмент как организация управления предприятием. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Цели и задачи менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Школы управления, их вклад в развитие управления. Элементы управления как системы: цели, принципы, функции, методы, технология и техника управления, совершенствование управления.
2.2.3.Методологические основы менеджмента: подходы к управлению, направленные на успех: ситуационный подход, интегри-
3
рованный подход, процессный подход, системный подход. Внутренняя среда организации: внутренние переменные, взаимосвязь внутренних переменных: целей, структур, задач, технологий и людей.
2.2.4.Инфраструктура менеджмента: внешняя среда организа-
ции, её значение для менеджмента, их характеристики. Сложность и подвижность среды, её неопределенность. Среда прямого воздействия: поставщики, законы, государственные органы, потребители и конкуренты.
Среда косвенного воздействия: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, взаимоотношения с местными сообществами.
2.2.5.Социофакторы и этика менеджмента: роль бизнеса в об-
ществе, эволюция перспектив, прибыль и эффективность, прямое социальное действие, ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной. Социальная ответственность на практике. Этика и современное управление. Повышение показателей этичности поведения: этические нормативы, комитеты по этике, социальные ревизии, обучение этичному поведению.
2.2.6.Интеграционные процессы в менеджменте: процесс ком-
муникации и эффективность управления. Коммуникации между организацией и ее средой. Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникационный процесс: элементы и этапы. Межличностные коммуникации: преграды на их пути. Совершенствование искусства общения. Организационные коммуникации: преграды в организационных коммуникациях, совершенствование коммуникаций в организациях.
2.2.7.Природа и составные функции менеджмента: концепции управления как процесса взаимосвязанных функций. Функции управления: стратегическое планирование, планирование реализации стратегии, организация взаимодействия и полномочия, построение организации, мотивация и контроль.
Функции управления предприятием. Маркетинг как функция управления и исходный этап внутрифирменного планирования. Внутрифирменное планирование как важнейшая функция внутрифирменного управления. Функция организации. Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении.
Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации.
4
2.2.8.Руководство: власть и партнерство: руководство в орга-
низации. Влияние и власть. Необходимость власти в управлении. Баланс власти. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть. Убеждение и участие. Влияние через привлечение трудящихся к управлению. Практическое использование влияния. Сравнение различных методов влияния.
2.2.9.Стили менеджмента и имидж менеджера: суть управлен-
ческой деятельности. Роли руководителя: главный руководитель, лидер, связующее звено, приемник и распространитель информации, представитель, предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры. Руководители низового звена, среднего звена, высшего звена. Менеджер в сравнении с предпринимателем. Требования к менеджеру и его личные качества. Стили менеджмента: индивидуальный, коллективный, свободный и пассивный.
2.2.10. Стратегический менеджмент: стратегическое управление
всистеме менеджмента. Стратегический и оперативный менеджмент. Модели стратегического менеджмента. Базовые стратегии создания конкурентных преимуществ. Стратегический анализ. Определение миссии и выбор целей организации. Определение стратегии. Разработка продуктово-маркетинговой стратегии в качестве ключевой стратегии организации. Система бизнес-стратегий. Функциональные стратегии. Процесс выполнения стратегии. Стратегический контроль.
2.2.11. Разработка управленческих решений: решение в системе управления. Формы разработки и реализации управленческих решений (УР). Системный подход к разработке УР. Задача принятия решений. Процесс принятия решений. Концепция принятия решений. Целевая ориентация УР. Технологии разработки УР. Организационные и соци- ально-психологические основы РУР. Особенности разработки УР в условиях риска и неопределенности. Управление неопределенностями. Контроль и ответственность за УР. Ошибки при РУР.
2.2.12. Факторы и тенденции эффективности менеджмента:
эффективное управление, комплексный подход. Системный взгляд на производительность как показатель эффективности. Качество и производительность, ценность. Производительность и взаимозависимость организации. Производительность и внутренняя среда. Управление по критерию производительности. Новое в управлении производительностью труда: возросшая конкуренция, новые знания, новое мышление.
5
2.3. Практические и семинарские занятия
Организации, менеджеры и успешное управление.
Разбор ситуаций по вопросу «Что обеспечивает успех организаций?»
Ситуация 1: Победа в компьютерной игре. Ситуация 2: Громкое имя в розничной торговле. Ситуация 3: Как получить оценку?
Ситуация 4: Разве это можно вычистить? Ситуация 5: Пища для размышлений. Ситуация 6: Очевидные истины.
Общие характеристики организаций. Кто такие менеджеры и что они делают? Разбор ситуации «Предприниматель или менеджер». Тест «Способность к предпринимательской деятельности».
Эволюция управленческой мысли.
Управление и организация до 1990 г. Систематизированный взгляд на управление. Подходы на основе выделения различных школ: описание и сравнение. Управление: наука или искусство.
Разбор ситуации: «Меняющиеся трудовые ресурсы».
Внутренняя среда организации.
Сфера контроля и уровни управления. Высокая и плоская структуры организаций. Классификации технологии по Вудворду, по Томпсону. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности. Разбор ситуации для анализа: «Изменение скучной по содержанию работы».
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Внешняя среда в бизнесе.
Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию. Внешнее окружение. Обеспечение трудовыми ресурсами – фактор среды прямого воздействия. Международное окружение: разновидности международного бизнеса, факторы международной среды.
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Этика и современное управление.
Тест на этику организации. Этика бизнеса на международном уровне.
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
6
Коммуникации.
Искусство эффективно слушать. Тест на умение слушать. Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Руководство: власть, влияние, лидерство.
Власть и влияние. Власть подчинения. Модель влияния руководителя на подчиненных. Сравнение различных методов влияния и их практическое использование.
Разбор ситуации для анализа «Использование власти в отрасли, в конкретной организации».
Стиль и эффективность руководства.
Стиль лидерства. Четыре системы Лайкерта. Ситуативная модель Фидлера. Метод «путь – цель». Теория жизненного цикла. Модель Врума – Иеттона.
Дискуссия по вопросам для обсуждения.
Разбор ситуации для анализа «Предвыборная борьба на конкретных территориях области, стиль, методы работы отдельных руководителей».
Обеспечение эффективности деятельности организации. Производительность, внешняя и внутренняя среда организации.
Функции управления и производительность. Принятие решений и производительность. Лидерство и производительность. Разбор ситуации для анализа «Управление производительностью на примере конкретной организации».
Стратегический менеджмент.
Сущность, содержание и эволюция стратегического менеджмента. Базовые стратегии создания конкурентных преимуществ. Стратегический анализ внешней и внутренней среды (разбор ситуации для анализа). Разработка продуктово – маркетинговой стратегии в качестве ключевой стратегии организации. Система бизнес–стратегий. Функциональные стратегии. Процесс выполнения стратегии. Стратегический контроль.
Разработка управленческих решений.
Правовое обеспечение управленческих решений. Сущность и содержание управленческого решения. Приоритеты целевых и процессорных технологий при разработке и реализации управленческих решений. Разработка и реализация управленческих решений на практике (на примере российских компаний). Корпоративный «макиавеллизм».
7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» выполняют студенты заочной формы обучения, обучающиеся по специальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)».
Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению курса «Менеджмент». В процессе её подготовки студенты изучают важнейшие и наиболее сложные проблемы, делают научно обоснованные теоретические и практические выводы.
Хотя курсовая работа носит учебный характер, она должна быть выполнена творчески и отличаться от контрольной работы не только объемом, но и более высоким теоретическим уровнем, знанием теории экономики и управления, принципов менеджмента, умением обобщать и анализировать конкретные факты, увязывать вопросы теории и практики хозяйственной жизни.
Студенты заочной формы обучения выполняют курсовую работу в процессе изучения теоретического курса, до сдачи итогового экзамена, поскольку студенты-заочники уже работают в той или иной организации и имеют возможность собрать необходимый практический материал на своем рабочем месте.
Студенты-заочники, не имеющие постоянной работы (но только они!), могут написать курсовую работу реферативного характера, т.е. ограничиваясь изучением и реферированием литературных источников.
Цели выполнения курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»:
-на основе всестороннего изучения теории менеджмента и анализа фактической управленческой ситуации в организации закрепить знания студента о сущности, закономерностях, принципах и основных приемах менеджмента;
-способствовать дальнейшему развитию у студента умения самостоятельно работать над литературой и применять теоретические знания на практике;
прививать студентам навыки самостоятельного подбора и систематизации информационного материала по избранной теме, умение творчески его анализировать и делать адекватные выводы;
8
совершенствовать навыки письменного изложения и грамотного оформления материала, рассматривая курсовую работу как деловой документ, к которому предъявляются все требования современного делопроизводства.
Основой содержания курсовой работы и предметом её защиты должны стать обоснованный анализ выбранной управленческой проблемы в конкретной организации и выработка реальных рекомендаций по её решению. Такой подход будет способствовать тому, что курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» может стать основой для написания предстоящей вскоре дипломной работы.
Главное требование к содержанию работы – самостоятельный анализ и осмысление исследуемой проблемы и нахождение основных путей её решения. Для работы реферативного характера – обзор значительного числа первоисточников, в том числе высказывающих альтернативные взгляды на описываемую тему.
В конце настоящих указаний приведен широкий список рекомендуемой литературы. Студенту необходимо отобрать базовые источники, с которыми он должен быть хорошо знаком уже в ходе изучения теоретического курса менеджмента.
Поиск специализированной литературы и другого информационного материала по конкретной выбранной студентом теме осуществляется им самостоятельно.
Если в ходе рецензирования работы руководитель устанавливает факт дословного переписывания материала из одного-двух источников, то такая работа к защите не допускается.
Естественно, что при использовании в тексте работы дословного цитирования, статистических данных, таблиц и т.п. ссылка на первоисточник обязательна. Ссылку, как обычно, помещают в конце страницы и оформляют так, как это предусмотрено правилами.
Поскольку курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» выполняют студенты 5-го курса, т.е. лица, уже изучившие «Делопроизводство» и для которых написание курсовых работ уже является обычным делом, то это избавляет от необходимости подробного описания требований, предъявляемых к оформлению работы.
Отметим лишь, что требования к оформлению стандартные. Курсовая работа выполняется на листах формата А 4 с обязательным соблюдением установленных чистых полей. Лучше всего использовать возможности компьютерного набора и компьютерной графики. Допус-