Файл: А.И. Шундулиди Менеджмент. Программа, методические указания для студентов очной формы обучения специальности 060808 - Экономика и управление в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра экономики и организации строительства
МЕНЕДЖМЕНТ
Программа, методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов очной формы обучения специальности 060808 «Экономика и управление в строительстве»
Составители
А.И. Шундулиди Е.М. Завалишина Е.А. Ренев
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 24.10.02 Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060800 Протокол № 2 от 25.10.02
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
Адаптация строительных организаций и предприятий к условиям рыночной экономики требует создания корпуса управленцев нового типа.
Всоответствии с этим необходимо изменение в методике и содержании курсов, читаемых по дисциплинам: экономика, организация, планирование и управление строительным производством.
Темпы изменений, происходящих в обществе и экономике, значительно опережают соответствующие изменения в содержании и методике обучения. А между тем изменения в производственно-хозяйственном положении, характере целей и задач, решаемых организатором строительного производства, столь значительны, что требуют оснащения его принципиально новым комплексом знаний, умений, навыков.
Вусловиях рынка инженеру-строителю, выступающему в роли ру- ководителя-организатора строительного производства, координирующего
инаправляющего работу других, одной технической квалификации мало. Было бы идеальным соединить в одном человеке, занимающем руко-
водящую должность, технический профессионализм и глубокие управленческие знания. Однако такое сочетание при современных темпах развития науки и техники (каждые 10 лет человеческие знания удваиваются) и общем увеличении сложности во всех сферах человеческой деятельности вряд ли возможно. Настало время готовить в качестве организаторов строительного производства профессионалов-менеджеров, способных эффективно руководить организацией.
Руководители нуждаются в моделях и инструментах для «отливки», «сборки», «шлифовки» быстрых точных решений. Им важнее всего умение анализировать и находить рациональные подходы к выбору предпочтительных вариантов решения текущих хозяйственных задач. Поэтому главное внимание курса – решение важнейшей для любой организации проблемы – как увеличить прибыль, т.е. каким образом сделать результаты деятельности организации эффективными.
2
1.1.Цель изучения дисциплины «Менеджмент» заключается в формировании у студентов теоретических знаний по проблемам менеджмента, в изучении совокупности принципов, методов и средств управления организациями.
1.2.Основными задачами изучения дисциплины «Менеджмент» являются получение основополагающих знаний об эффективном управлении организациями, а также умение применять эти знания на практике.
1.3.Концепция курса.
Курс состоит из трех основных частей: человек, стратегия, организация. Объектом изучения является система управления организацией с участием человека и учетом воздействия внешнего окружения.
Предметом изучения являются те отношения управления, которые складываются в любой организации.
В качестве метода используется комбинация системного и ситуационного подходов к изучению управления.
1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения «Менеджмента»:
-философия;
-социология и психология;
-история;
-экономическая теория;
-теория организации.
3
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Наименование тем и объем в часах
№ |
Наименование тем |
Лекц. |
Практ. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 семестр |
|
|
1 |
Менеджмент: вид деятельности и система управления. |
4 |
2 |
|
Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. |
|
|
2 |
Методологические основы менеджмента. |
2 |
2 |
3 |
Инфраструктура менеджмента. |
2 |
2 |
4 |
Социофакторы и этика менеджмента. |
2 |
2 |
5 |
Интеграционные процессы в менеджменте. |
4 |
2 |
6 |
Природа и состав функций менеджмента. |
2 |
2 |
7 |
Организационные отношения в системе менеджмента. |
4 |
- |
8 |
Форма организации системы менеджмента. |
4 |
- |
9 |
Мотивация деятельности в менеджменте. |
4 |
1 |
10 |
Регулирование и контроль в системе менеджмента. |
4 |
1 |
11 |
Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. |
4 |
2 |
|
Управление человеком и группой. |
|
|
|
Всего за семестр |
36 |
16 |
|
6 семестр |
|
|
12 |
Руководство: власть и партнерство. |
6 |
3 |
13 |
Стили менеджмента и имидж менеджера. |
6 |
3 |
14 |
Конфликтность в менеджменте. |
4 |
3 |
15 |
Факторы и тенденции эффективности менеджмента. |
4 |
- |
16 |
Нововведения и совершенствование организационной |
6 |
4 |
|
структуры фирмы. |
|
|
17 |
Руководитель будущего. |
6 |
3 |
18 |
Разработка управленческих решений. |
- |
18 |
18.1 |
Решение в системе управления. |
|
|
|
Роль решения в деятельности менеджера. |
|
|
|
Сущность и содержание управленческого решения. |
|
|
|
Классификация управленческих решений. |
|
|
|
Формы разработки и реализации управленческих реше- |
|
|
|
ний. |
|
|
|
|
|
|
4
Продолжение табл.1
№ |
Наименование тем |
Лекц. |
Практ. |
18.2 |
Системный подход к разработке управленческих реше- |
|
|
|
ний. Задача принятия решений: общая характеристика, |
|
|
|
содержание задачи принятия решений. Особенности |
|
|
|
управленческих решений. Процесс принятия решений. |
|
|
|
Концепция принятия решений. Целевая ориентация |
|
|
|
управленческих решений. Общая характеристика техно- |
|
|
|
логии разработки управленческих решений. Целевые тех- |
|
|
|
нологии разработки управленческих решений. Процес- |
|
|
|
сорные технологии разработки управленческих решений. |
|
|
|
Организационные и социально – психологические основы |
|
|
|
РУР: организация разработки и выполнения УР, роль че- |
|
|
|
ловеческого фактора в процессе РУР, социально – психо- |
|
|
|
логические основы РУР, этические основы РУР. |
|
|
|
Особенности разработки УР в условиях риска и неопре- |
|
|
|
деленности. Влияние профессионализма на неопределен- |
|
|
|
ности; влияние паники. |
|
|
|
Управление неопределенностями. Контроль и ответст- |
|
|
|
венность за УР. Ошибки при РУР. |
|
|
19 |
Стратегическое управление в системе менеджмента. |
- |
18 |
19.1 |
Стратегическое управление в системе менеджмента. |
|
|
19.2 |
Сущность и его особенности. |
|
|
Стратегический анализ. |
|
|
|
19.3 |
Формирование миссии и целей организации. |
|
|
19.4 |
Разработка стратегии. |
|
|
19.5 |
Реализация стратегии. |
|
|
19.6 |
Эффективность стратегического менеджмента. |
|
|
Всего |
за семестр |
32 |
52 |
Итого: |
68 |
68 |
2.2. Cодержание тем
2.2.1. Менеджмент: вид деятельности и система управления. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем.
Сущность менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Основные школы управления и их вклад в развитие управления.
5
2.2.2.Методологические основы менеджмента. Основные подходы к управлению:
- ситуационный подход; - интегрированный подход; - процессный подход; - системный подход.
Понятие организации. Виды организаций и их характеристики. Внутренняя среда организации: внутренние переменные, взаимосвязь внутренних переменных - целей, структур, задач, технологий и людей.
2.2.3.Инфраструктура менеджмента.
Внешняя среда организации и ее характеристики. Значение внешних факторов для успешного выполнения управленческих решений.
Среда прямого воздействия: поставщики, законы, государственные органы, потребители и конкуренты.
Среда косвенного воздействия: технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, взаимоотношения с местными сообществами.
2.2.4. Социофакторы и этика менеджмента. Социально-экономическая политика: разработка и реализация, соци-
альная ответственность на практике.
Этика и современное управление. Повышение показателей этичности поведения.
2.2.5. Интеграционные процессы в менеджменте.
Процесс коммуникаций и эффективность управления. Коммуникации между организацией и ее средой.
Коммуникационный процесс: элементы и этапы.
Межличностные и организационные коммуникации: преграды на их пути. Совершенствование коммуникаций в организациях.
2.2.6. Природа и состав функций менеджмента.
Концепция управления как процесса взаимосвязанных функций. Функции управления: стратегическое планирование, планирование
реализации стратегии, организация взаимодействия и полномочия, по-
6
строение организации, мотивация и контроль.
2.2.7. Организационные отношения в системе менеджмента. Понятие «делегирование», «ответственность», «полномочия»,
«власть». Концепция полномочий. Пределы полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. Факторы эффективной организации распределения полномочий.
2.2.8.Форма организации системы менеджмента.
Определение, понятия и принципы построения. Формирование структуры организации в целом. Основные типы структур. Выбор структур.
Планирование и организационные проектирования. Этапы организационного проектирования.
2.2.9.Мотивация деятельности в менеджменте. Смысл и эволюция понятия «мотивация». Современные теории мотивации.
Методы мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
2.2.10.Регулирование и контроль в системе менеджмента.
Сущность и смысл контроля как функции управления. Предварительный контроль. Текущий контроль. Заключительный контроль. Основные этапы процесса контроля.
Поведенческий аспект контроля. Характеристики эффективного контроля.
Информационно-управляющие системы в контроле.
2.2.11. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Управление человеком и группой.
Группы и их значимость. Формальные и неформальные группы. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Неформальные лидеры. Управление неформальной организации. Факторы, влияющие на эффективность работы групп. Краткий обзор теорий лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход. Руководство, сосредото-
7
ченное на работе и на человеке. Четыре системы Лайкерта. Адаптивное руководство.
2.2.12. Руководство: власть и партнерство. Руководство в организации: влияние и власть. Формы власти и влияние:
-власть, основанная на принуждении;
-власть, основанная на вознаграждении;
-экспертная власть;
-эталонная власть;
-законная власть.
Убеждение и участие. Влияние через привлечение трудящихся к управлению.
2.2.13. Стили менеджмента и имидж менеджера.
Сущность управленческой деятельности. Менеджер в сравнении с предпринимателем. Требования, предъявляемые к менеджеру, и его личные качества. Стили менеджмента.
2.2.14. Конфликтность в менеджменте. Природа конфликта в организации.
Типы конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между группой и личностью, межгрупповой конфликт.
Причины конфликтов. Способы управления конфликтной ситуацией. Меры успешного проведения изменений в организации.
Природа стресса и методы управления уровнем стресса.
2.2.15. Факторы и тенденции эффективности менеджмента. Эффективное управление: комплексный подход. Самоуправление
на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования.
2.2.16. Нововведения и совершенствование организационной структуры фирмы.
Сущность, причины и формы нововведений в организациях. Процесс совершенствования организационных систем (СОС): основные этапы, методы и приемы.
8
2.2.17.Руководитель будущего. Влияние через привлечение трудящихся к управлению.
Стратегия руководства и процесс ее выработки. Культура как элемент руководства организацией. Рентабельность управления. Конкуренция на основе сотрудничества.
2.2.18.Разработка управленческих решений
Решение в системе управления
1.Роль решения в деятельности менеджера.
2.Сущность и содержание управленческого решения.
3.Классификация управленческих решений.
4.Формы разработки и реализации управленческих решений. Технология разработки и реализации управленческих решений в условиях неопределенности. Анализ задач и методов теории принятия управленческих решений.
Системный подход к разработке управленческих решений
1.Задача принятия решений.
•Общая характеристика.
•Содержание задачи принятия решений.
•Особенности управленческих решений.
•Процесс принятия решений.
•Концепция принятия решений.
2.Общая характеристика технологий разработки управленческих решений.
3.Целевые технологии разработки управленческих решений.
•Инициативно-целевая технология разработки управленческих решений.
•Программно-целевая технология разработки управленческих решений.
•Регламентная технология разработки управленческих решений.
4.Процессорные технологии разработки управленческих решений.
•Технология: управление по результатам.
•Технология: управление на базе потребностей и интересов.
•Технология: управление в исключительных случаях.
•Технология: управление на базе искусственного интеллекта
•Технология: управление на базе активизации деятельности персонала.