Файл: А.В. Косолапов Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
10
выполнении таксомоторного обслуживания населения. Прокат легковых автомобилей, правила пользования, формы и тарифы. Закономерности использования индивидуальных транспортных средств в городах, пригородах и сельской местности. Распределение поездок по целям. Затраты времени на передвижение. Среднее наполнение, пробег автомобилей. Использование владельцами индивидуальных автомобилей гаражей и стоянок.
Тема 25. Организация и управление маршрутными таксомоторными перевозками
Маршрутные такси в общей системе городского пассажирского транспорта. Маршрутная сеть и пассажиропотоки. Требования, предъявляемые к подвижному составу. Технико-эксплуатационные показатели работы маршрутных такси. Основные задачи и пути совершенствования маршрутных таксомоторных перевозок. Особенности организации маршрутных такси по заявкам, технология организации их движения. Диспетчерская система диспетчерского управления движением маршрутных такси. Автоматизированные системы диспетчерского управления движением маршрутных такси.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель практических занятий по курсу - закрепление теоретического материала на примере решения задач. В процессе занятий решаются задачи, которые могут возникнуть в реальном транспортном процессе. Решение задач позволит глубже изучить основные показатели работы автомобильного пассажирского транспорта.
Курс занятий состоит из четырех разделов:
•технико-эксплуатационные показатели работы автобусов;
•планирование работы автобусов на маршруте;
•организация перевозок и диспетчерское руководство движением автобусов;
•планирование и организация таксомоторных перевозок.
11
Тема 1. Технико-эксплуатационные показатели работы авто-
бусов
Термины и обозначения:
длина маршрута lм, км;
количество промежуточных остановочных пунктов на маршруте nоп ;
|
|
п = |
lм |
, км; |
|
средняя длина перегона l |
|||||
|
|||||
|
|
|
nоп |
время движения на маршруте tдв, мин;
среднее время простоя на промежуточном остановочном пункте t оп , мин;
время простоя на конечном остановочном пункте tко, мин;
скорость техническая V т = lм , км/ч; tдв
скорость сообщения V с = |
|
|
lм |
|
|
|
, км/ч; |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tдв + t оп nоп |
|
|
|||||
скорость эксплуатации V э = |
|
|
|
lм |
|
, км/ч; |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tдв + |
t оп nоп + ∑ |
tко |
||||
время оборота (рейса, кругорейса) на маршруте |
|||||||||||||||||||||||
|
|
lм |
|
|
|
|
|
оп nоп |
|
|
∑ tко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
tоб = |
|
+ |
|
t |
+ |
|
, ч, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
V т |
|
|
|
|
60 |
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
или tоб = |
|
|
lм |
+ |
∑ |
tко |
|
, ч, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
V с |
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
или tоб = |
|
|
lм |
, ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
V э |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
количество перевезенных пассажиров Q , пасс.;
количество выполненных пассажиро-километров (транспортная работа) P , пасс.-км;
|
|
|
|
P |
|
|
||
среднее расстояние перевозки пассажиров l |
|
= |
, км; |
|
||||
|
Q |
|
||||||
|
cр |
|
|
lм |
|
|||
коэффициент сменяемости пассажиров за рейс ηсм = |
; |
|||||||
l ср |
часовой пассажиропоток на маршрутеQч = Pч , пасс./ч;
lм
12
номинальная вместимость автобуса qн, пасс.;
коэффициент использования пассажировместимости (коэффициент наполняемости):
|
|
Q |
|
||
статический γс = |
|
|
ч |
; |
|
q |
|
η |
|
||
|
|
н см |
|
||
динамический γд = |
|
Qч |
; |
||
|
qнlм |
коэффициент использования номинальной вместимости γн; количество автобусов на маршруте Aм , ед.;
частота движения hа = Aм , ед./ч; tоб
интервал движения Jа = |
60 tоб |
= |
60 |
, мин; |
|
Aм |
tоб |
||||
|
|
|
время работы автобуса на маршруте Tм , ч;
количество рейсов одного автобуса за день Zр = Tм , ед.; tоб
производительность автобуса за рейс Qр или Pр , пасс./рейс; часовая производительность автобусов в пассажирах
Wрч = |
Qр |
= |
Q |
, пасс./ч; |
|
|
|||
|
tоб |
Tм |
часовая производительность автобусов в пассажиро-километрах
Wрч = |
Pр = |
P |
, пасс.-км/ч; |
|
|||
|
tоб |
Tм |
производительность автобусов за сутки в пассажирах
WсутQ = qн ηсм γн Zр Aм , пасс.
Решение типовой задачи
Задача.
Маршрут протяженностью 15 км имеет 24 остановочных пункта. Среднее время простоя на остановочном пункте 15 с, дополнительный простой на двух конечных остановочных пунктах по 3 мин. Определить количество пассажиров, перевезенных одним автобусом за сутки. Мар-
ка автобуса ЛиАЗ-677. Тм =14 ч, Vт =30 км/ч, lср=6 км, γн=0,86.
13
Решение.
Суточная производительность автобуса определить как
WсутQ = qн ηсм γн Zр , пасс.
Количество рейсов определить по формулеZр = Tм , tоб
|
|
lм |
|
|
|
оп nоп |
|
∑ |
tко |
|
а время рейса tоб = |
|
+ |
t |
+ |
, ч. |
|||||
V т |
60 |
|
60 |
|||||||
|
|
|
|
|
Коэффициент сменяемости пассажиров за рейс рассчитать по
формуле ηсм = |
lм |
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
l ср |
|
|
|
|
|
||
Таким образом: |
|
3 3 |
|
|
|
||
15 |
0,25 24 |
+ |
= 0,7 ч. |
||||
tоб = 30 + |
60 |
60 |
|||||
Количество рейсов: Zр = |
14 |
= 20 . |
|||||
0,7 |
Коэффициент сменяемости пассажиров: ηсм = 165 = 2,5.
Следовательно, суточная производительность:
WсутQ = 80 0,86 2,5 20 = 3440 пасс.
Контрольные задания
Задача 1.1.
Запланированное увеличение частоты движения автобусов на маршруте с 8 до 10 авт/ч повлекло за собой увеличение пассажиропотока на 15 %. Как изменится средний уровень наполняемости автобусов?
Задача 1.2.
Определить часовую производительность автобуса в пассажирах и пассажиро-километрах, если за день он перевез 2800 пассажиров.
lcр =3,2 км, Zр =28, tоб =0,5 ч.
14
Задача 1.3.
Определить техническую скорость и скорость сообщения, если из-
вестно, что V э =20 км/ч, tоб =0,8 ч, nоп =24, t оп =30 с, tко=6 мин.
Задача 1.4.
Эксплуатационная скорость увеличилась с 20 до 25 км/ч. На сколько сократится время каждого рейса и на сколько рейсов больше будет делать каждый автобус за день, если Тм =17 ч,
lм =15 км?
Задача 1.5.
На маршруте за день перевозится 2500 пассажиров. Маршрут обслуживают 9 автобусов ПАЗ-3205. γн=0,9, ηсм=3, Тм =15 ч. Оп-
ределить время оборота.
Задача 1.6.
На междугородном маршруте 6 автобусов перевезли в течение дня 1400 пассажиров. lм =220 км, V э =30 км/ч, γн=0,8, lcр =80 км,
Тм =15 ч. Определить номинальную вместимость автобуса.
Задача 1.7.
Междугородный маршрут обслуживают 8 автобусов ЛАЗ-697. Jа =2 ч, V э =25 км/ч. Определить длину маршрута.
Задача 1.8.
На маршруте сократился интервал движения с 10 до 6 мин. На сколько увеличится выпуск автобусов на маршрут, если до сокращения интервала на маршруте работало 9 автобусов. tоб =1,5 ч?
Задача 1.9.
Интервал движения на маршруте уменьшился с 8 до 6 мин. На маршруте работало 10 автобусов марки ЛАЗ-695Н, которые за день перевозили 62000 пассажиров. ηсм=3,8, γн=1,2, Тм =16 ч.
Определить, как изменится γн автобусов.
15
Задача 1.10.
Количество промежуточных остановочных пунктов уменьшилось с 14 до 8. Сколько автобусов может освободиться для сохранения интервала движения в 10 мин? Данные маршрута: lм =12 км,
V т =24 км/ч, t оп =0,5 мин, tко=3 мин.
Задача 1.11.
Протяженность городского маршрута 15 км. На маршруте работают 9 автобусов ЛиАЗ-677. Jа =10 мин, tко=6 мин, t оп =0,5 мин,
nоп =10. Определить техническую и эксплуатационную скорости.
Задача 1.12.
Время работы автобусов на маршруте протяженностью 8 км продлили с 15 до 18 ч. На сколько рейсов больше автобусы выполнят за день, если V э =18 км/ч? На маршруте работают 6 автобусов.
Задача 1.13.
На маршруте протяженностью 200 км скорость сообщения возросла с 30 до 35 км/ч. На сколько сократится tоб , если tко=30 мин?
Задача 1.14.
∑ t оп сократилось с 2 до 1,5 мин, tко - с 10 до 6 мин. Как изменится интервал движения на маршруте протяженностью 12 км? На маршруте работают 6 автобусов ЛиАЗ-677. V т =24 км/ч, nоп =8.
Задача 1.15.
Обеспечение преимущества проезда автобусов через перекрестки повысило их техническую скорость до 27 км/ч. На маршруте протяженностью 27 км вследствие этого решено гарантировать пассажирам уровень наполняемости автобуса не выше 0,5. Возможно ли это, если до повышения технической скорости коэффициент использования вместимости составлял 0,65; время оборота на маршруте 100 мин, а доля времени простоев за оборот 30 %?