Файл: А.Ю. Тюрин Методы построения маршрутов перевозок. Методические указания к практическим занятиям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

- Р5 - Р8 - Р4 - Р7 - Р0 (выигрыш 32 км). В первом случае объем перевозок на маршруте составит 0,79+3,04= 3,83 т (табл. 2.6), а во втором случае – 0,61+3,83=4,44 т (табл. 2.7). Дальнейшее объединение маршрутов невозможно, так как отсутствует автомобиль грузоподъемностью более

4,5 т, поэтому маршрут Р0 - Р2 - Р6 - Р5 - Р8 - Р4 - Р7 - Р0 считают законченным и за ним закрепляют автомобиль грузоподъемностью 4,5 т.

На следующем этапе объединяют оставшиеся маршруты Р0 - Р1 - Р0

и Р0 - Р3 - Р0 в развозочный Р0 - Р1 - Р3 - Р0 (выигрыш 19 км). Объем перевозок на маршруте при этом станет 0,89+0,84= 1,73 т (табл. 2.8). Так

как нет больше пунктов для объединения, то маршрут Р0 - Р1 - Р3 - Р0 считают законченным и за ним закрепляют автомобиль грузоподъемностью 1,75 т. Следовательно, для перевозок используют один автомобиль грузоподъемностью 4,5 т (Луаз-890Б) и один автомобиль грузоподъемностью 1,75 т (ГЗСА-3702).

Таблица 2.6

Выигрыши при объединении пунктов

Потр., т

I

 

 

 

 

 

 

 

 

0,89

2

P1

 

 

 

 

 

 

 

0,79

2

22

P2

 

 

 

 

 

 

0,84

2

19

27

P3

 

 

 

 

 

3,04

1

17

21

34

P4

 

 

 

 

 

0

38

35

35

51

P5

 

 

 

3,04

1

27

36

33

37

0

P6

 

 

0,61

2

21

27

34

32

43

31

P7

 

 

0

30

32

46

0

0

50

42

P8

Таблица 2.7

Выигрыши при объединении пунктов

Потр., т

I

 

 

 

 

 

 

 

 

0,89

2

P1

 

 

 

 

 

 

 

3,83

1

22

P2

 

 

 

 

 

 

0,84

2

19

27

P3

 

 

 

 

 

3,83

1

17

21

34

P4

 

 

 

 

 

0

38

35

35

51

P5

 

 

 

 

0

27

0

33

37

0

P6

 

 

0,61

2

21

27

34

32

43

31

P7

 

 

0

30

32

46

0

0

50

42

P8


19

Таблица 2.8

Выигрыши при объединении пунктов

Потр., т

I

 

 

 

 

 

 

 

 

0,89

2

P1

 

 

 

 

 

 

 

4,44

1

22

P2

 

 

 

 

 

 

0,84

2

19

27

P3

 

 

 

 

 

 

0

17

21

34

P4

 

 

 

 

 

0

38

35

35

51

P5

 

 

 

 

0

27

0

33

37

0

P6

 

 

4,44

1

21

27

34

0

43

31

P7

 

 

0

30

32

46

0

0

50

42

P8

Вместо использованных выигрышей и тех, которые не удалось использовать, в табл. 2.4-2.8 проставляют нули.

Алгоритм Кларка и Райта не гарантирует получения оптимального решения. Поэтому следует проверять целесообразность перестановок пунктов, входящих в маршруты. Одним из методов, позволяющих это сделать, является метод суммирования по столбцам.

В качестве исходных данных необходима матрица кратчайших расстояний между точками маршрута. Для маршрута № 1 (Р0 - Р2 - Р6 - Р5 - Р8 - Р4 - Р7 - Р0) она приведена в табл. 2.9.

 

 

 

Матрица кратчайших расстояний

 

Таблица 2.9

 

 

 

 

 

 

Пункты

 

Кратчайшие расстояния между пунктами, км

 

 

 

P0

 

P2

P6

P5

P8

 

P4

 

P7

 

 

 

 

P0

 

 

15

23

30

30

 

25

 

19

P2

15

 

 

2

10

13

 

19

 

7

P6

23

 

2

 

9

3

 

11

 

11

P5

30

 

10

9

 

5

 

4

 

6

P8

30

 

13

3

5

 

 

3

 

7

P4

25

 

19

11

4

3

 

 

 

12

P7

19

 

7

11

6

7

 

12

 

 

СУММА

142

 

66

59

64

61

 

74

 

62

В итоговой строке табл. 2.9 проставляют сумму расстояний в каждом столбце. Затем выбирают три начальных пункта, имеющих максимальные суммы в столбцах (пункты 0, 4 и 2). Они образуют кольцевой маршрут 0 - 4 - 2 - 0. В него включают следующий пункт с максимальной суммой в столбце - пункт 5. Чтобы определить, между какими пунктами его следует вставить, необходимо найти минимально воз-



20

можное увеличение длины маршрута ∆ lij, обусловленное включением

пункта 5. Величину ∆ lij находят по формуле

 

lkj=lki+lij-lkj,

(2.1)

где lki, lij, lki - расстояние между соответствующими пунктами, км; k, j - пункты, между которыми предполагается вставка;

i - вставляемый пункт.

В данном случае пункт 5 можно вставить между парами пунктов (0,4), (4,2) и (2,0). Например, для первой пары формула (2.1) будет

иметь вид ∆ l0-4=l0-5+l5-4-l0-4.

При подстановке расстояний из матрицы (табл. 2.9) получим

∆ l0-4=30+4-25=9. Для остальных двух пар ∆ l4-2=4+10-19=-5; ∆ l2-0=10+30- -15=25. Минимальное значение (∆ l4-2 =-5) определяет место вставки: пункт 5 включают в маршрут между пунктами 4 и 2. Маршрут примет вид 0-4-5-2-0. Следующее по величине значение в итоговой строке матрицы соответствует пункту 7. Его можно вставить между парами пунктов (0,4), (4,5), (5,2) и (2,0). Подсчитаем изменения длины маршрута:

∆ l0-4=l0-7+l7-4-l0-4=19+12-25=6; ∆ l4-5=12+6-4=14; ∆ l5-2=6+7-10=3;

∆ l2-0=7+19-15=11. Пункт 7 вставляют между пунктами 5 и 2. Получают маршрут 0-4-5-7-2-0.

На следующем этапе вставляют пункт 8. Производят аналогичный расчёт. Минимальное значение имеет ∆ l4-5=4. Следовательно, пункт 8 вставляют между пунктами 4 и 5 и получают маршрут 0-4-8-5-7-2-0.

В заключение вставляют пункт 6. Произведя вычисления, получают, что минимальное значение имеет ∆ l7-2=6. Поэтому пункт 6 вставляют между пунктами 7 и 2 и окончательно получают маршрут 0-4-8-5-7- 6-2-0. Аналогичным образом определяют порядок объезда пунктов на маршруте №2 (Р0 - Р1 - Р3 - Р0).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки (основы теории транспортного процесса): Учеб. пособие для вузов. - Киев: Вища шк.,1979.- 392 с.

2.Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки -2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Вища шк.,1986.- 447 с.

3.Геронимус Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. - М.:Транспорт,1977.- 160 с.


21

4.Геронимус Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте / Б.Л. Геронимус, Л.В. Царфин. - М.: Транспорт, 1988.- 192 с.

5.Ванчукевич В.Ф. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие / В.Ф. Ванчукевич, В.Н. Седюкевич, В.С. Холупов. - Минск: Вышейшая шк., 1989.- 272 с.

6.Исследование операций в экономике / Н.Ш. Кремер, Б.А. Прутко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; Под ред. Н.Ш. Кремера. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ , 1997. - 407 с.

Составители

Алексей Юрьевич Тюрин Дмитрий Анатольевич Кижаев

МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТОВ ПЕРЕВОЗОК

Методические указания к практическим занятиям по курсу «Теоретические основы организации и функционирования

транспортных систем» для студентов специальности 240100.03 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)”

Редактор Е. Л. Наркевич

ЛР № 020313 от 23.12.96

Подписано в печать 14.02.2001.

Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд.л. 1,2. Тираж 50 экз.

Заказ Кузбасский государственный технический университет.

650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.