Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

климатическим условиям и другим признакам. Именно в этот период произошла специализация заводов как по производству моторов, так и автомобилей, создано большинство заводов по производству специализированных автомобилей. До этого выпуск специализированных автомобилей был сосредоточен, как правило, на базовых заводах, что сдерживало развитие специализации автомобилей, усложняло производство и удорожало продукцию.

Специализация автомобилей значительно улучшает экономические показатели перевозок. Увеличение доли специализированного передвижного состава в автомобильном парке страны была одной из основных задач этого периода.

С 1959 г. Ярославский автомобильный завод прекратил выпуск автомобилей, оставив у себя производство двигателей Дизеля, в связи с чем он был переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ). При этом производство трехосных грузовых дизельных автомобилей было передано Кременчугскому автомобильному заводу; так был создан новый автомобильный завод и автомобиль КрАЗ. Минский автомобильный завод в 1959 г. передал Белорусскому автомобильному заводу (БелАЗ) производство карьерных самосвалов МАЗ-525 и МАЗ-530 (рис.11.55). Так, в городе Жодино был создан автомобильный завод БелАЗ, который начал выпускать внедорожные автомобили-самосвалы большой грузоподъемности. Автомобиль МАЗ-530 - единственная в нашем автомобилестроении трехосная модель карьерного самосвала. Этот автомобиль был первым отечественным серийным автомобилем, оснащенным гидромеханической трансмиссией. Передняя подвеска была зависимой рессорной, задняя – балансирной, без упругих элементов. Кузов автомобиля вмещал 22м3, диаметр колеса был 1,8 м. Автомобиль выпускался до 1962 года, и в общей сложности двумя заводами было выпущено 30 таких машин. Вступили в строй Могилевский (МоАЗ) и Брянский (БАЗ) автомобильные заводы, которые начали выпуск автомобилей большой грузоподъемности, в том числе внедорожных.

С 1958 г. Курганский автобусный завод (КАвЗ) на базе автомобиля ГАЗ начал выпуск автобусов малой вместимости. В 1959 г. производство средних городских автобусов было передано с завода ЗИЛ на вновь построенный Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). С1961 г. Рижский автобусный завод (РАФ) начал выпуск автобусов особо малого класса РАФ-977ДМ «Латвия» (рис. 11.56). С 1965 г. грузовые автомобилифургоны, унифицированные с автобусами РАФ, выпускает Ереванский автомобильный завод (ЕрАЗ).

136


В 1960 г. Запорожский автомобильный завод "Коммунар" организовал производство легковых автомобилей особо малого класса "Запорожец". Рождение автомобиля ЗАЗ-965 началось в прошлом этапе, в 1956 году на заводе АЗЛК в Москве под маркой "Москвич-444" (рис.11.57). Первый опытный образец автомобиля появился в 1957 году. На рис.11.57 представлен третий опытный образец, экспонировавшийся на ВДНХ. На этом автомобиле силовой агрегат стоял сзади, все колеса имели независимую подвеску. Первоначально был использован двигатель МД-65, прототипом для которого стал двигатель мотоцикла "Урал". Для обеспечения достаточного дорожного просвета автомобилю с этим двигателем главную передачу пришлось сделать разнесенной, для чего были введены шестеренные редукторы у ведущих колес. Позднее двигатель заменили на четырехцилиндровый, конструкции НАМИ, а бортовые редукторы упразднили. Весной 1959 года вся техническая документация и опытные образцы "Москвича-444" были переданы в Запорожье, на завод "Коммунар" для использования при создании автомобиля ЗАЗ-965(рис.11.58). Этот автомобиль должен был заменить снятую с производства малолитражку "Москвич-401". Серийный выпуск автомобиля завод "Коммунар" начал с 1960 года. В 1962 году "Запорожец" получил более мощный двигатель (887 см3, 27 л.с.) и ряд других модернизированных деталей он получил новый индекс "За- порожец-965А", этот автомобиль находился на производстве до мая

1969 года.

Рис. 11.55. МАЗ-530 Колесная формула- 6 Х 4; грузоподъемность-40000 кг; число мест- 2; число цилиндров-12; рабочий объем –38000 см3; мощность450 л.с. при об/мин; число передач 3 Х 2; размер шин- 18-32//; длина 10555 мм; ширина3400 мм; высота3650 мм; база4900 мм; снаряженный вес38100 кг; скорость –

43 км/ч.

137

В 1950 г. производство автомобилей-самосвалов на базе ЗИЛ начинает осваивать Мытищенский машиностроительный завод (ММЗ).

Седельные тягачи на базе автомобиля ЗИЛ с 1951 г. начал выпускать Кутаисский автомобильный завод (КАЗ).

Рис. 11.56. РАФ - 977 Колесная формула- 4 Х 2; число мест11; двигатель: число цилиндров- 4; рабочий объем – 2450 см3; мощность72 л.с. при 4000 об/мин; число передач 3; размер шин- 7,00-15//; длина 4900 мм; ширина1950 мм; высота2110 мм; база2700 мм; скорость – 115 км/ч.

Рис. 11.57. Москвич-444 Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 4; число цилинд- ров-2; рабочий объем – 649 см3; мощность21,5 л.с. при 4000 об/мин; клапанный механизмОНV; число передач- 4; размер шин- 5,20-13//; длина 3295 мм; ширина1380 мм; высота1420 мм; база2024 мм; снаряженный вес656 кг; скорость – 80 км/ч.

Автомобили - самосвалы на базе автомобилей ГАЗ с 1958 г. начал выпускать Фрунзенский автосборочный завод (ФрАЗ).

138


В том же 1958 г. в г. Саранске был создан автомобильный завод (САЗ), освоивший выпуск автомобилей - самосвалов на базе автомобиля ГАЗ.

Рис. 11.58. ЗАЗ-965 Число мест- 4; число и рабочий объем цилиндров- 4 и 746 см3; расположение клапанов верхнее; степень сжатия- 6,5; мощность20 л.с. при 4000 об/мин; число передач- 4; подвеска колеснезависимая торсионная спереди и пружинная сзади; шины- 5,20-13//; длина 3330 мм; ширина1395 мм; высота1450 мм; база2023 мм; снаряженный вес650 кг; скорость – 90 км/ч; эксплуатационный расход топлива- 7,3 л/100 км.

Харьковский завод транспортного машиностроения с 1958 г. на базе автомобиля ЗИЛ-157 начинает выпускать автомобиль - топливозаправщик, для заправки автомобилей топливом и маслом.

Карловский механический завод производственного объединения по выпуску пищевого оборудования с 1962 г. начинает осваивать производство автомобилей - молоковозов.

В том же, 1962 г., Брянский автомобильный завод (БАЗ) начинает производство автомобилей высокой проходимости колесной формулы

8х8.

Новотроицкий завод торгового машиностроения в 1964 г. осваивает производство автомобилей-нефтевозов.

Грабовский завод специализированных автомобилей в 1966 г. также начинает производство автомобилей-нефтевозов.

Ликинский автобусный завод с 1967 года начинает выпускать большой городской автобус ЛиАЗ-677 (рис.11.59), который пришел на смену автобусу ЗИЛ-158В. Автобус отличала современная вагонная ком-

139


поновка, большая вместимость (кратковременно – до 110 пассажиров), мощный двигатель, рулевое управление с гидроусилителем, автоматическая коробка передач, – все это поставило автобус ЛиАЗ-677 в один ряд с лучшими мировыми образцами автобусов такого типа тех лет. На базе городской модификации Ликинский завод разработал и с 1970 года начал выпускать вместе с базовой моделью экскурсионный автобус ЛиАЗ-677В, который имел 37 сидений-кресел и одну дверь для пассажиров, а с 1973 года выпускается и пригородный ЛиАЗ-677Б на 66 мест.

Рис. 11.59. ЛиАЗ-677 Колесная формула- 4 Х 2; число мест для сидения25, общее - 80; двигатель: число цилиндров- 8; рабочий объем – 7000 см3; мощность180 л.с. при 3200 об/мин; размер шин- 10-20//; длина 10450 мм; ширина2500 мм; высота2970 мм; база5150 мм; снаряженная масса - 8380 кг; скорость – 70 км/ч.

Таким образом, в шестом этапе было налажено производство специализированных автомобилей более чем на 17 заводах, а автомобильные заводы продолжали наращивать производство базовых автомобилей, и работали над созданием новых, более производительных конструкций.

Так, Горьковский автомобильный завод на смену автомобилю ГАЗ51А разработал в 1964 г. автомобиль ГАЗ-53 грузоподъемностью 3 т., а в 1965 г. - модернизированный вариант ГАЗ-53А грузоподъемностью 4 т. В 1966 г., чтобы сохранить объемы производства были созданы переходные модели ГАЗ-52-03 и ГАЗ-52-04. Эти автомобили по внешнему облику напоминали автомобиль ГАЗ-53, так же как и у него, тормозная система новой модели имела гидровакуумный усилитель, а вот двигатель остался принципиально старым – нижнеклапанным, рядным, шестицилиндровым. Автомобиль ГАЗ-52-04 отличался от ГАЗ-52-03 двух-

140

камерным карбюратором, кузовом меньшего размера и агрегатами ходовой части; он был унифицирован с автомобилем ГАЗ-53А (рис.11.60).

Рис. 11.60. ГАЗ-53А Колесная формула- 4 Х 2; грузоподъемность-4000 кг; число цилиндров-8; рабочий объем –4250 см3; мощность115 л.с. при 3200 об/мин; число передач 4; длина 6400 мм; ширина2380 мм; высота2220 мм; база3700 мм; снаряженный вес3400 кг; скорость – 86 км/ч.

Рис. 11.61. ГАЗ-66 Колесная формула- 4 Х 4; грузоподъемность-2000 кг; число цилиндров-8; рабочий объем –4254 см3; мощность115 л.с. при 3200 об/мин; число передач 4х2; база3300 мм; снаряженный вес3470 кг; скорость – 95 км/ч.

С 1964 г. Горьковским автомобильным заводом начал выпускаться автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 (рис.11.61). Автомобиль имел металлический кузов с открывающимся задним бортом и откидывающимися скамейками вдоль продольных бортов. Кроме того, была предусмотрена установка тента на пяти дугах.

141


Кабина была двухместная, цельнометаллическая, оборудована спальным местом и расположена над двигателем. Для доступа к двигателю кабина откидывалась вперед. Шины были с регулируемым давлением, а запасное колесо имело механизм подъема.

В 1959 г. Горьковский автомобильный завод осваивает выпуск автомобиля большого класса ГАЗ-13 (рис.11.62), с четырехдверным, семиместным закрытым кузовом, с тремя рядами сидений, причем средний ряд откидывался.

Рис. 11.62. ГАЗ-13 Число мест- 7; число и рабочий объем цилиндров- и 5526 см3; мощность195 л.с. при 4400 об/мин; число передач3А; база3250 мм; снаряженный вес2100 кг; скорость –160 км/ч; эксплуатационный расход топлива21

л/100 км.

Московский автомобильный завод имени Лихачева к 1962 году разработал и начал осваивать производство нового грузового автомобиля ЗИЛ-130 (рис.11.63). Кузов автомобиля – деревянная платформа с тремя откидывающимися бортами. Кабина была трехместная, цельнометаллическая. Среди полноприводных автомобилей в 1961 году завод осваивает производство автомобиля ЗИЛ-157К, а с 1966 года - автомобиль ЗИЛ-131 (рис.11.64). Кузова обоих автомобилей представляли собой деревянную платформу с откидывающимся задним бортом, а боковые борты были снабжены надставными решетками и откидными скамейками, они имели гнезда для установки дуг тента. Кабину автомобили имели трехместную, цельнометаллическую.

Минский автомобильный завод в 1965 году освоил производство автомобиля МАЗ-500 (рис.11.65), который имел кузов – деревянную платформу с тремя откидывающимися бортами. Кабина была двухме-

142

стная, цельнометаллическая, расположенная над двигателем и откидывающаяся вперед.

Рис 11.63. ЗИЛ-130 4х2.2. Грузоподъемность, кг– 6000; двигатель – ЗИЛ-130, карб., V – обр., 4-такт., 8-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-6л, мощность150 л.с. (110,3 кВт); макс. скорость, км/ч- 80; шины- 260-508Р; топливный бак, л- 170; бензин- А-76; контрольный расход топлива при 50 км/ч, л/100 км29.

Рис 11.63. ЗИЛ-131 6х6. Грузоподъемность, кг5000; двигатель – ЗИЛ-131, карб., V – обр., 4-такт., 8-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-6л, мощность150 л.с. (110,3 кВт); макс. скорость, км/ч- 80; шины- 12,00-20//; топливный бак, л основной- 170, дополнительный 170; бензин- А-76; контрольный расход топлива при 50

км/ч, л/100 км40.

Этап седьмой (1968 – 1975 гг.) был посвящен развитию производства легковых автомобилей, хотя производство легковых автомобилей росло из года в год, улучшалось их качество, и появлялись новые марки, но все же количество и качество автомобилей не соответствовали

143