Файл: Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

10

 

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

часов

 

 

 

 

 

Лекция 3. ТСО и их роль в повышении эф-

 

 

 

 

фективности обучения. Мотивация позна-

 

 

 

 

вательной деятельности студентов как фак-

 

 

 

 

тор интенсификации обучения. Общение

 

 

 

 

участников образовательного процесса как

 

 

 

 

фактор интенсификации обучения.

 

Методы

интен-

8

Лекция 4. Понятие метода обучения. Роль и

 

сивного

обуче-

 

место методов в структуре процесса обуче-

 

ния.

 

 

ния. Классификация методов. Традицион-

 

 

 

 

ные и активные методы. Особенности ме-

 

 

 

 

тодов интенсивного обучения. Их виды.

 

 

 

 

Лекция 5. Имитационные и неимитацион-

 

 

 

 

ные методы. Их признаки, сходство и раз-

 

 

 

 

личия. Программированное обучение. Про-

 

 

 

 

блемное обучение. ТРИЗ, метод Шаталова.

 

 

 

 

Лекция 6. Игра как метод обучения. Дело-

 

 

 

 

вые игры. Требования, условия, виды ДИ.

 

 

 

 

Ролевые игры. Ролевое проектирование.

 

 

 

 

Лекция 7. Методы рассмотрения и решения

 

 

 

 

задач. Метод мозгового штурма. Метод по-

 

 

 

 

гружения. Метод инцидента. Метод кон-

 

 

 

 

кретных ситуаций. Тренировка чувстви-

 

 

 

 

тельности.

 

Всего:

14

 

 

2.2. Семинарские занятия

 

 

 

 

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

часов

 

 

Методы

интен-

6

Элементы интенсивного обучения в Куз-

 

сивного

обуче-

 

ГТУ. Деловая игра “Бюджет”. Изучение

 

ния.

 

 

практики работы вуза.

 

Всего:

6

 

 



11

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе основные направления интенсификации обучения в вузах России и зарубежных странах.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / ЛГУ. - Л.,

1998.

2.Мощевитина Л.Я. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1998.

3.Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д, 1998.

4.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1996.

5.Практическая психология для преподавателей. - М., 1997.

6.Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 1982.

Дополнительная литература по дисциплине

1. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛТА «Л», 1989.

2.Педагогика высшей школы: Метод. указания по подготовке к лекциям и практ. занятиям для слушателей магистратуры направления 550600 - «Горное дело» / Сост.: Л.Я. Мощевитина; Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1999.

3.Чиркова Е.К. О возможности и целесообразности применения элементов системы В.Ф.Шаталова в вузе: Обзор литературы. - Волгоград, 1984.

4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

12

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Методы интенсификации процесса обучения»

Раздел 1

1. Какова, по вашему мнению, взаимосвязь между процессами обучения и образования? Обучения и воспитания?

2.Как вы понимаете содержание развивающей функции обучения?

3.Надо ли преподавателю высшей школы знать принципы обучения? Поясните свою точку зрения.

Раздел 2

1. В чем различие понятий интенсификации и активизации обучения?

2.Какие формы организации учебного процесса в большей степени открывают возможности для его интенсификации?

3.Как вы считаете, должен ли преподаватель обращать особое внимание на мотивацию познавательной деятельности студентов?

4.Какими возможностями в плане интенсификации обучения обладает общение участников педагогического процесса? Каким ему желательно быть?

Раздел 3

1. Вы готовитесь к лекции, завершающей один из разделов курса. Какой характер она будет носить: информационноиллюстрированный или проблемно-поисковый? Обоснуйте ответы.

2.Для каких форм организации учебного процесса больше всего подходит программированный метод обучения? Почему вы так считаете?

3.Возможно ли применение метода Шаталова в вузе?

4.Вы заменяете заболевшего коллегу. Обычно вы читаете по этой теме проблемную лекцию. Сделаете ли вы то же самое в незнакомом потоке?


13

5.В чем различие деловых и ролевых игр?

6.Каковы педагогические условия проведения деловой игры? Выскажите свое мнение по поводу возможности создания деловой игры по любому предмету и по предмету, который вы собираетесь преподавать.

7.В каких целях преподаватель может применить метод мозгового штурма? От каких факторов зависит возможность его применения?

8.Каковы, на ваш взгляд, особенности вводной и заключительной лекции? Каковы их возможности в плане интенсификации обучения?

9.Как вы понимаете сущность метода конкретных ситуаций. Приведите пример применения этого метода в преподавании кон-

кретного предмета.

10.Какие методы были использованы, по вашему мнению, при обучении вас методам интенсификации обучения?

11.Какие методы интенсификации обучения использовали ваши преподаватели в период вашего обучения?

14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине “Психодиагностика”

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ЦЕЛИ дисциплины:

формирование социально-психологической компетентности магистров;

овладение магистрами теоретическими и практическими осно-

вами психологической диагностики. 1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:

приобретение магистрами теоретических знаний и практических умений в сфере психологического диагностирования;

ознакомление с основными методами и средствами психодиагностики, с профессионально-этическими нормами психодиагностики;

развитие способностей к эмпатии, рефлексии и анализу соци- ально-психологических особенностей личности и коллектива;

формирование готовности к психодиагностике в условиях профессиональной деятельности;

стимулирование к самопознанию, самосовершенствованию и к научно-педагогической деятельности.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционные занятия

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

часов

 

Введение в пси-

6

Лекция 1. Введение в психодиагностику.

ходиагностику

 

Лекция 2. Основные методы психодиаг-

 

 

ностики и предъявляемые к ним требова-

 

 

ния.

 

 

Лекция 3. Профессионально-этические

 

 

аспекты психодиагностики.


 

 

15

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

часов

Лекция 4. Особенности психодиагности-

 

Особенности

14

 

психодиагности-

 

ческих методик. Тесты. Классификация

 

ческих методик.

 

тестовых методик.

 

Самопознание и

 

Лекция 5.Интеллектуальные тесты.

 

самодиагностика.

 

Лекция 6. Личностные тесты.

 

 

 

Лекция 7. Индивидуальные и групповые

 

 

 

тесты.

 

 

 

Лекция 8. Правила подготовки и прове-

 

 

 

дения тестирования. Способы обработки

 

 

 

и интерпретации результатов.

 

 

 

Лекция 9. Проективные методики. Виды

 

 

 

проективных методик и возможности их

 

 

 

применения.

 

 

 

Лекция 10. Особенности интерпретации

 

 

 

полученных данных при использовании

 

 

 

проективных методик.

 

Всего:

20

 

 

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания изучая по литературе основные направления в психодиагностике; знакомясь с особенностями и видами психодиангостических методов, с методами коррекции; осознавая, место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию – 2-е изд.,-М.: Изд. центр “Академия”, 1996.