Файл: Е.С. Мичурина Социальная психология. Методические указания в помощь магистрантам по усврению дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28

в) вы сможете лучше справляться со стрессом и трудностями в жизни; г) вы будете более терпимы к другим;

д) у вас будет чаще возникать желание пойти на риск, чтобы улучшить качество отношений; е) будете жить дольше;

ж) будете лидером в школьных играх.

Задание 13. ДАВАЙ РАЗДЕЛИМ ДЕНЬГИ ! (Игра)

Цель задания - поставить вас в ситуацию конфликта. При этом вы должны найти свой стиль решения конфликта.

Пожалуйста, выполните следующие действия.

1.Разделитесь на подгруппы по три человека. Каждый человек

вподгруппе вносит в «кассу» по 25 копеек. Общую сумму 75 копеек положите на равном расстоянии от всех участников.

2.За 15 минут члены подгруппы должны решить, как разделить деньги между двумя ее членами. Только двое могут получить деньги. Можно просто разыграть деньги (с помощью монеты или спички). Или договориться по поводу того, кто и какую сумму получит. Цель упражнения следующая: каждый должен постараться получить как можно больше денег.

3.Как только члены подгруппы придут к решению, запишите ответы на следующие вопросы:

а) что вы чувствовали во время упражнения?

б) какие виды поведения были вам свойственны во время упражнения? Опишите их особенности и протекание; в) как бы вы определили ваш стиль разрешения конфликта в этом упражнении? Опишите его особенности.

4.В подгруппе каждый дает обратную связь о чувствах, поведении и стиле разрешения конфликта других участников.

5.Со всеми членами группы обсудите, что вы узнали о себе и вашем стиле разрешения конфликтов.

29

Задание 14. «ДАЙ И ВОЗЬМИ» (Игра)

Многие люди находят, что для них легче давать, чем брать, или наоборот. При разрешении конфликта способность получать и отдавать, чтобы приобрести максимум, так же важна, как и желание отдать другим и разрешить другим взять что-то у вас. Цель данного упражнения - улучшить понимание своих чувств и поведения в ситуации, когда вы:

1)даете и получаете;

2)берете и берут у вас.

Задание состоит из следующих этапов

1.Группа садится в кружок. Каждый член группы вынимает все монеты из кармана или кошелька и кладет их перед собой.

2.В течение 5 минут каждый член группы отдает столько денег, сколько хочет, кому хочет. То, что каждый отдает, отдает навсегда. Подумайте, что вы хотите сделать. Вы можете начать отдавать деньги, когда захотите это сделать.

3.Выполните следующее:

а) опишите как можно точнее особенности вашего поведения во время этой части задания; б) опишите как можно точнее особенности ваших чувств, когда вы

давали деньги кому-то и получали их.

4.Обсудите в группе в целом, как ее члены реагировали, отдавая и получая деньги. Опишите ваши впечатления от поведения других членов группы во время выполнения этой части задания. В

это время все ваши монеты находятся перед вами.

5.В течение 5 минут каждый (по желанию) берет столько монет, сколько хочет, у кого хочет. Вы можете взять навсегда столько денег, сколько хотите у любого члена группы.

6.Выполните следующее:

а) опишите как можно точнее особенности вашего поведения во время этой части упражнения; б) опишите как можно точнее ваши чувства, когда вы брали деньги

удругих и когда другие у вас брали деньги.

7.Обсудите со всеми членами группы их реакции на то, когда они добровольно отдавали деньги и когда у них брали деньги.



30

Опишите ваши впечатления друг о друге во время этой части упражнения.

Все деньги, которые у вас оказались к концу упражнения, остаются вам.

Задание 15. ПРИМЕРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО НАСИЛИЯ

Многие отмечают, что телевидение оказывает огромное влияние на нашу жизнь. В 96% семей есть телевизоры. Для семей с маленькими детьми эта доля еще выше и достигает 99%. Статистика говорит о том, что эти телевизоры находятся во включенном состоянии в среднем в течение 6 часов в сутки и что маленькие дети относятся к категории самых заядлых телезрителей.

Некоторые критики заявляют, что мультфильмы, которые специально предназначены для детей, относятся к телепередачам, в которых показывают больше всего насилия. Насколько верно это утверждение? Выполняя это задание, вы будете собирать некоторые данные, относящиеся к этому вопросу.

Вам надо посвятить три часа времени просмотру телепередач, отведите по одному часу на передачи каждого из трех видов:

а) детские мультфильмы; б) детские передачи, но не мультфильмы; в) передачи для взрослых.

Время для детей — это обычно утреннее время, особенно по субботам, а время для взрослых—вечернее время, обычно после 21 часа. При просмотре передач регистрируйте количество показанных в них актов насилия каждого типа на бланке по образцу, показанному в табл. 5.

1.Кратко опишите передачи, которые вы смотрели в каждой из трех категорий (укажите дату и время):

детские мультфильмы; детские передачи (не мультфильмы.); передачи для взрослых.

2.Обобщите свои наблюдения. Какие вы заметили примеры, касающиеся присутствия или отсутствия насилия в передачах или типов демонстрируемого насилия?

31

 

 

 

 

 

Таблица 5

Количество

актов

Детские передачи

Передачи для взрослых

насилия, в которых:

мультфильмы

не мультфильмы

 

1)

жертвы

явно

 

 

 

испытывают боль

 

 

 

 

2) негативный исход

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

насилие остается

 

 

 

безнаказанным

 

 

 

 

4)позитивный исход

 

 

 

5)

акты насилия

совер-

 

 

 

шает «плохой парень»

 

 

 

6)

акты насилия

совер-

 

 

 

шает «хороший парень»

 

 

 

Общее количество актов

 

 

 

насилия

 

 

 

 

Были ли различия в количестве показанного насилия между мультфильмами и двумя другими видами передач (не мультфильмами)? Были ли различия по этому же показателю между детскими передачами (как мультфильмами, так и не мультфильмами) и передачами для взрослых?

3. Обсудите вашу интерпретацию этих примеров. Что бы вы могли ответить людям, которых беспокоит насилие в телепередачах?

Задание 16. ПРОСЬБЫ О ПОДАЯНИИ

Выполняя это задание, вы будете наблюдать за одним или несколькими людьми, которые просят денег у других людей (например нищие или люди, которые собирают пожертвования на благотворительные цели).

Цель задания - анализ различных способов убеждения, которые используют эти просители, и определение того, какие просьбы наиболее эффективно заставляют людей отдать деньги. Наблюдая каждый эпизод, опишите:

1)просителя (пол, возраст, внешность, на какие цели просил);

2)каждого человека, к которому он обращался (пол, возраст,


32

внешность и т.д.);

3)тип высказанной просьбы (например юмористическая, вызывающая чувство вины, социальное давление);

4)результат (получил ли проситель деньги, разговаривал ли донор с просителем, выражал ли он какие-либо эмоции и т. д.). Проанализируйте ваши наблюдения.

1.Просьбы какого типа приводят к наибольшему успеху и заставляют людей дать деньги? Как вы считаете, почему они действуют лучше всего?

2.Обнаружили ли вы, что люди определенных типов дают деньги чаще, чем другие? Если да, то по каким причинам это происходит?

3.Какими способами люди уклонялись от пожертвований?

4.Исходя из ваших наблюдений, какие факторы вы считаете решающими в процессе получения денег и почему?

Задание 17. ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ НОВОСТИ

Существует много способов оценки распространенности просоциального или альтруистического поведения в обществе, в том числе непосредственное наблюдение и интервью. В обществе, которое так сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения является изучение освещения этого поведения в программах новостей.

Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите число сообщений о просоциальных и антисоциальных событиях, а также число нейтральных событий (по образцу табл. 6). Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки, оказание помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей относите сообщения о войнах, убийствах, изнасилованиях, актах вандализма и словесных нападках. Нейтральные новости будут включать в себя биржевые отчеты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о

33

новых законах или ценах на продукты питания и тому подобную информацию. Подробно описывайте эти пункты, особенно те из них, которые нельзя однозначно отнести к какой-либо категории, чтобы их можно было потом обсудить на занятиях.

Таблица 6

Нейтральные…. День недели Просоциальные… Антисоциальные…

1.Сколько вы насчитали просоциальных событий? Антисоциальных? Нейтральных?

2.Какие выводы можно сделать из ваших результатов?

3.Отражает ли частота сообщений о просоциальных событиях в программах новостей их истинную частоту в реальной жизни?

Задание 18. ТРУДНЫЙ ВЫБОР УЗНИКА. (Игра)

Предлагаемая вам игра имеет название «Дилемма узника». В

ней игрок должен выбирать между улучшением своего шанса достижения цели или улучшением общего шанса обоих игроков.

Игра получила свое название из следующей ситуации.

Двое подозреваемых взяты под стражу и помещены отдельно. Прокурор уверен, что они виноваты в совершении определенного преступления, но у него недостаточно улик, чтобы предать их суду. Каждому заключенному он предлагает альтернативы: сознаться в совершенном преступлении или не сознаться. Если они не сознаются, то тогда прокурор обещает засадить их по очень незначительному, но добротному обвинению, как, например, мелкое воровство или незаконное хранение оружия, и они получат небольшой срок. Если они сознаются, то их будут судить, но он будет выступать не за самый суровый приговор. А если один сделает признание, а другой -нет, то первый получит снисхождение за дачу показаний, а другой получит «на всю катушку».

Ни один из заключенных не знает о решении другого. Решение каждого будет очень зависеть от его предположения, как поведет


34

себя другой. Их решения в значительной степени зависят от их веры в то, что другой не сознается. Важные качества этой дилеммы отражены в «Решетке дилеммы узника».

Мы видим, что число баллов, которое человек получит в результате выбора, зависит не только от его собственного выбора, но и от выбора другого человека. Если Человек № 1 выберет А, число баллов, которое он получит, зависит от того, выберет ли Человек № 2 В или Г.

Решетка дилеммы узника

Если человек № 1 выберет А, а Человек № 2 выберет В, каждый получит 10 баллов. Если Человек № 1 выберет А, а Человек № 2 выберет Г, то Человек № 1 потеряет 25 баллов, а Человек № 2 получит 25 баллов. Если Человек № 1 выберет Б, а Человек № 2 выберет Г, то оба потеряют 10 баллов. Внимательно изучите эту решетку. Затем ответьте на следующие вопросы (см. правильные ответы на с.37):

1.Если Человек № 2 выберет В, а Человек № 1 выберет А, то Человек № 1 получит__ баллов, а Человек № 2 __ баллов.

2.Если Человек № 2 выберет В, а Человек № 1 выберет Б, то Человек № 1 получит__ баллов, а Человек № 2 __ баллов.

3.Если Человек №2 выберет Г, а Человек № 1 выберет А, то Человек № 1 получит__ баллов, а Человек № 2 __ баллов.

4.Если Человек №2 выберет Г, а Человек № 1 выберет Б, то Человек № 1 получит__ баллов, а Человек № 2 __ баллов.

Если вы все хорошо усвоили, то, значит, вы готовы играть в игру «Дилемма узника». Цель игры - приобрести опыт, при котором доверие или устанавливается и поддерживается, или не оправдывается и исчезает.

35

Каждому человеку надо приготовить карандаш и бумагу.

1.Образуйте с кем-либо пару. Сядьте друг к другу спиной так, чтобы вы не могли видеть другого игрока. У каждого должны быть карандаш и бумага. Один член пары будет Человеком № 1, другой - Человеком № 2.

2.Когда тренер даст сигнал, каждый должен сделать свой выбор (Человек № 1 выбирает между А и Б, Человек № 2 - между В

иГ). Затем, по сигналу, каждый передает через плечо листок бумаги со своим выбором другому игроку. Разговаривать не разрешается. Также запрещается любая другая коммуникация, кроме передачи своего выбора.

3.Это повторяется 10 раз. Каждый игрок записывает полученные баллы и выборы друг друга на «Листке записей»

4.В конце 10-го выбора вы можете обсуждать с партнером все, что хотите, в течение 10 минут.

5.Сделайте еще 10 выборов, согласно процедуре пункта № 2.

6.В конце 20-го выбора суммируйте свои потери и выигрыши. Затем заполните опросник под заголовком «Впечатления от поведения другого игрока» (см. далее).

7.В группе обсудите следующие вопросы.

А. Каковы были ваши чувства, действия и мысли о себе и другом игроке в течение игры?

Б. Сколько баллов вы набрали во время игры? Сколько баллов набрал другой игрок?

В. Как вы можете описать поведение другого игрока во время игры? Как он описал ваше поведение во время игры?

Г. Доверяли вы друг другу? Можно ли было на вас положиться? Д. Как вы чувствовали себя, когда ваше доверие не оправдалось (если это произошло с вами)? Как вы чувствовали себя, когда не оправдалось доверие другого игрока?

Е. Как было достигнуто доверие во время игры (если это было так)? Ж. Какое влияние на то, как вы играли, оказало общение во время игры? Повлияло ли оно на то, что вы чувствовали относительно поведения другого игрока?