Файл: М.П. Объедкова Экономика. Программа курса, контрольные задания и глоссарий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет гуманитарного образования Кафедра экономической теории
ЭКОНОМИКА
Программа курса, контрольные задания и глоссарий для студентов заочной формы обучения
всех технических специальностей (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составители |
М. П. Объедкова |
|
Л. Л. Самородова |
Утверждены на заседании кафедры Протокол №7 от 01.02.02 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 150200 Протокол №13 от 14.02.02 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2002
1
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания основных методологических положений экономической организации общества и форм реализации на разных уровнях хозяйствования.
1.2.В результате изучения курса студент должен:
-понимать современные проблемы экономической организации общества;
-знать основные категории экономической науки;
-усвоить закономерности хозяйственного развития;
-сформировать концептуальные основы развития экономического мышления;
-приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой и публичного выступления по актуальным вопросам экономики с учетом выбранного направления учебы.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в экономическую теорию
Предмет экономической теории, цели, задачи. Микро- и макроэкономика. Методы экономических исследований. Потребности общества, их виды. Экономические ресурсы и их ограниченность. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Экономический выбор. Границы производственных возможностей общества. Экономические отношения, экономические интересы. Экономические системы, их типы и модели.
Тема 2. Рынок и условия его формирования. Рыночный механизм.
Общественное производство и его исторические формы: натуральная и товарная. Товар и его свойства. Деньги, их функции. Цена. Понятие рынка, условия его возникновения и развития. Функции и структура рынка. Частная собственность как основа рыночной экономики. Виды и формы собственности. Права собственности. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция.
2
Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, определяющие изменение спроса и его величины.
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, определяющие изменение предложения и его величины.
Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности.
Конкуренция. Виды конкуренции и ее последствия, методы конкурентной борьбы.
Тема 3. Теория поведения потребителя и потребительское равновесие
Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и ценность. Теория потребительского выбора: кривые и карты безразличия, выбор комбинации благ. Потребительский бюджет и бюджетная линия. Равновесие потребителя, потребительская рента.
Тема 4. Фирма в рыночной экономике
Предприятие и фирма. Предпринимательство и его формы. Малый, средний и крупный бизнес. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: картели, синдикаты, концерны, конгломераты. Система участия.
Цели функционирования формы: максимизация прибыли и минимизация убытка, оптимизация производства (выпуска) товаров и услуг, достижение социальных целей.
Издержки производства фирмы и прибыль. Современная система издержек производства и их классификация. Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде: общие, постоянные, переменные, средние, предельные. Графики издержек производства. Издержки производства в долговременном периоде. Эффект масштаба.
Явные издержки, вмененные (скрытые) издержки, затраты упущенных возможностей. Себестоимость, показатели работы фирмы.
Основные теоретические концепции прибыли и ее источников. Нормальная прибыль. Экономическая прибыль. Прибыль как вознаграждение за риск, как следствие монопольной власти.
3
Тема 5. Типы рыночных структур
Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции: основные черты и преимущества. Оптимум Парето. Монополия и ее виды. Монопольная власть. Монополия и эффективность. Показатели монопольной власти. Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Олигополия и ее модели.
Антимонопольное законодательство: цели и принципы.
Тема 6. Рынки факторов производства, ценообразование на факторы и формирование доходов
Особенности рынков факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Виды рынков факторов производства.
Рынок труда и его особенности. Заработная плата как факторный доход. Организация оплаты труда и пути ее регулирования. Рынок капитала и процент. Капитал и его движение. Основной и оборотный капитал. Амортизация.
Процент как факторный доход. Процентная ставка и инвестиционные решения фирмы.
Рынок земли и земельная рента. Земля как фактор производства. Земельная рента: экономическая природа, условия возникновения, формы. Цена земли. Закономерности развития современной системы земельных отношений.
Тема 7. Финансовый рынок
Структура и механизм функционирования финансового рынка. Рынок ссудных капиталов. Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит и его функции, формы и роль в современной экономике.
Банки, их виды, функции, основные операции. Банковская систе-
ма.
Рынок ценных бумаг: его участники, функции. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.
Виды ценных бумаг, доходы на ценные бумаги. Фондовая биржа: функции, принципы деятельности, основные операции, биржевая игра. Регулирование рынка ценных бумаг.
4
Тема 8. Распределение доходов. Неравенство, бедность, дискриминация
Функциональное распределение доходов. Персональное распределение доходов. Кривая Лоренца. Распределение богатства. Дискриминация. Относительная и абсолютная бедность.
Перераспределение доходов. Социальные программы. Система социальной защиты.
Тема 9. Общественное воспроизводство
Общее понятие о макроэкономике. Цели и задачи макроэкономического анализа. Общественное воспроизводство, его типы, цель, результаты.
Основные показатели результатов национального воспроизводства: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт. Методы расчета валового национального продукта.
Национальный доход, располагаемый, личный доход. Баланс народного хозяйства и система национальных счетов. Национальное богатство страны: содержание и структура.
Тема 10. Макроэкономическое равновесие и занятость
Содержание макроэкономического равновесия. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение». Равновесный объем производства в кейнсианской модели. Эффект мультипликатора.
Тема 11. Экономический рост и цикличность общественного производства
Экономический рост: понятие, показатели, типы, факторы, результаты. Циклический характер экономического развития.
Экономический цикл: понятие, причины, фазы, периодичность. Виды циклов: малые, средние, длинные.
Структурные кризисы. Антициклическое регулирование.
5
Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
Занятость и безработица. Марксистский, классический, кейнсианский и институциональный подходы к объяснению причин безработицы. Основные формы и социально-экономические последствия безработицы.
Инфляция: понятие, причины, виды, типы, измерение и показатели, социально-экономические последствия. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Управление инфляцией.
Тема 13. Государство в рыночной экономике
Государство и рынок. Экономическая роль государства. Исторические предпосылки и эволюция государственного регулирования экономики. Основные формы и методы регулирования экономики. Государственная собственность и государственное предпринимательство. Разгосударствление и приватизация.
Государственные финансы и бюджетная политика государства. Финансовая система и ее структура. Государственный бюджет, его структура. Бюджетный дефицит. Пути сокращения и покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг. Бюджетная политика государства. Налоговая система: структура, функции. Основные виды налогов. Налоговая система: структура, функции. Основные виды налогов. Налоговая политика государства. Налоговая система России.
Кредитно-денежная политика государства. Социальная политика государства в области труда и занятости, перераспределение доходов. Прогнозирование и экономическое программирование.
3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучение экономической теории студентами осуществляется в двух формах: во-первых, через посещение лекций и семинаров, где происходит обсуждение поставленных вопросов; во-вторых, на основе самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа является одной из главных форм обучения студентов-заочников.
6
Самостоятельная работа студентов заочного факультета предусматривает, прежде всего, написание контрольной работы.
3.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Выполнению контрольной работы предшествует самостоятельное изучение трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских учёных – экономистов, постановлений правительства РФ. Раскрытие содержания предложенной темы контрольной работы не должно сводиться к абстрактному изложению теоретического материала.
Рассматриваемые положения необходимо связывать с практикой, с жизнью, подкреплять конкретными примерами и фактами. Причём, последние не должны быть случайными, а должны показывать устойчивые тенденции в развитии общества, региона, раскрывать закономерности экономического развития. Желательно там, где это возможно, фактический и цифровой материал подбирать по отрасли народного хозяйства, родственной с профилем специальности студента. Для подбора фактического материала следует использовать официальные документы: справочники, характеризующие различные аспекты экономического и социального развития народного хозяйства РФ, Кемеровской области, издаваемые соответствующими статистическими органами.
Приводимые в контрольной работе цифровые данные необходимо обрабатывать, то есть сводить их в таблицы и диаграммы, с помощью которых можно наглядно и доказательно обосновать излагаемые теоретические положения. Следует обязательно делать ссылки на те источники, откуда взяты теоретические выводы по той или иной научной проблеме, использованы цитаты, цифровой материал.
В современных условиях, когда в обществе осуществляется перестройка всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической, чрезвычайно важно в работе уделить внимание опыту развитых стран мира в решении социальных и экономических проблем. Речь идёт о развитии рыночных отношений, ускорении научно – технического прогресса, повышении эффективности производства, решении социальных вопросов. Раскрывая позитивный опыт практического решения целого ряда конкретных задач в развитых странах, показывая возможность и необходимость его использования, следует иметь в виду, что чистых процессов в экономике не бывает и любые явления носят противоречи-
7
вый характер, несут в себе положительные и отрицательные импульсы. Положительно оценивается изложение различных точек зрения по рассматриваемой проблеме.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к письменным работам, является их самостоятельное, творческое выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента будет способствовать получению прочных знаний.
Работа должна быть написана простым языком. Следует избегать книжных выражений и фраз. Студент должен сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями. По возможности следует использовать в работе и опыт своей практической деятельности.
Выбор темы контрольной работы производится в соответствии с первой буквой фамилии, кроме фамилий, начинающихся с буквы К. Для последних тема выбирается с учетом последней цифры номера зачётной книжки
А – 1,39 |
К (1) – 11 |
М – 21 |
Ц – 31 |
Б – 2 |
К (2) – 12 |
Н – 22 |
Ч – 32 |
В – 3 |
К (3) – 13 |
О – 23 |
Ш – 33 |
Г – 4 |
К (4) – 14 |
П – 24 |
Щ – 34 |
Д – 5 |
К (5) – 15 |
Р – 25 |
Э – 35 |
Е – 6 |
К (6) – 16 |
С – 26 |
Ю – 36 |
Ж – 7 |
К (7) – 17 |
Т – 27 |
Я – 37, 38 |
З – 8 |
К (8) – 18 |
У – 28 |
|
И – 9 |
К (9) – 19 |
Ф – 29 |
|
К (0) – 10 |
Л – 20 |
Х – 30 |
|
Определённые требования предъявляются к объему и структуре изложения материала, к оформлению работы. Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц ученической тетради.
По структуре работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы.
Рассматривать вопросы следует в строгом соответствии с планом. При этом необходима последовательность изложения каждого вопроса,
8
так как нарушение её приводит к повторению одних и тех же положений, к потере логической связи между вопросами. Другие же, часто важнейшие вопросы темы, остаются нераскрытыми.
Приводя дословные выражения из произведений классиков, зарубежных и российских экономистов, постановлений правительства РФ, их следует оформлять как цитаты. Не рекомендуется приводить большое количество цитат. Они необходимы для обоснования содержащихся в работе выводов и заключений и могут служить отправным пунктом для объяснений тех или иных положений. Цитаты должны быть правильно оформлены и по каждой в конце страницы следует дать сноску на источник. Цитату и источник в сноске следует обозначить одной цифрой (аналогично по фактическим и цифровым материалам).
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАБОТ
Как показывает практика, не все работы соответствуют предъявленным требованиям. Можно выделить следующие недостатки, типичные для письменных работ:
1.Нарушение требований, предъявляемых к структуре работ, т. е. отсутствует какая-либо составная часть: план, вводная часть, заключение, список использованной литературы.
2.Написание работы сведено к конспектированию первоисточников, рекомендованных к данной теме работы.
3.Несоблюдение требований, предъявляемых к теоретическому уровню работы, что выражается в том, что:
при работе не используют приведённые в библиографии источники по данной теме,
работа написана абстрактно, без связи с практикой, в ней мало приводится фактического материала или фактические данные и примеры устарели. Имеют место и такие случаи, когда фактический и цифровой материал не связан с теоретическими положениями.
4.Несамостоятельное выполнение работы, когда последняя представляет собой механическое соединение отдельных фраз и абзацев, взятых из опубликованных статей и брошюр. А иногда это просто переписанный с некоторыми сокращениями текст учебника.
5.Работа чрезмерно перегружена цитатами, повторами одних и тех же теоретических положений.
9
6. Работа написана небрежно, порой безграмотно, не даны сноски на источники по цитатам и цифровым данным. Нет полей для замечаний рецензента. Неправильно оформлен список использованной литературы.
Имея представление о перечисленных недостатках, их следует избегать при написании работы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В каждом семестре студенты выполняют по одной контрольной работе (по разделам курса).
Выполнение работы складывается из нескольких этапов. В соответствии с темой, выданной методистом ЗОТФ, следует:
1.Предварительно ознакомиться с программой курса «Экономика», разработанной на кафедре. Основательно изучить вопросы по данной теме, которые раскрывают суть поставленной проблемы.
2.Подобрать литературу и составить библиографию.
Подбор литературы к теме начинается с произведений основоположников экономической теории. Основную литературу по теме контрольной работы можно взять из картотеки литературы по экономической теории, находящейся на кафедре «Экономической теории». Кроме основной, необходимо использовать и дополнительную литературу. Она подбирается студентами самостоятельно. Для этого целесообразно использовать справочники и каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания и др. Наряду с журнальными, следует использовать и материалы центральных и местных газет.
Подобранную литературу следует записывать по следующей фор-
ме:
по монографиям: фамилия и инициалы автора, точное название книги, том, место и год ее издания;
по журнальным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, журнала, год и номер его издания;
по газетным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, год и номер её издания.
Подобранная литература включается в библиографию, где она располагается по алфавиту.
3. Изучить литературу и составить план работы.