Файл: М.П. Объедкова Экономика. Программа курса, контрольные задания и глоссарий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет гуманитарного образования Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИКА

Программа курса, контрольные задания и глоссарий для студентов заочной формы обучения

всех технических специальностей (в том числе сокращенные сроки обучения)

Составители

М. П. Объедкова

 

Л. Л. Самородова

Утверждены на заседании кафедры Протокол №7 от 01.02.02 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 150200 Протокол №13 от 14.02.02 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

КЕМЕРОВО 2002

1

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания основных методологических положений экономической организации общества и форм реализации на разных уровнях хозяйствования.

1.2.В результате изучения курса студент должен:

-понимать современные проблемы экономической организации общества;

-знать основные категории экономической науки;

-усвоить закономерности хозяйственного развития;

-сформировать концептуальные основы развития экономического мышления;

-приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой и публичного выступления по актуальным вопросам экономики с учетом выбранного направления учебы.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в экономическую теорию

Предмет экономической теории, цели, задачи. Микро- и макроэкономика. Методы экономических исследований. Потребности общества, их виды. Экономические ресурсы и их ограниченность. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Экономический выбор. Границы производственных возможностей общества. Экономические отношения, экономические интересы. Экономические системы, их типы и модели.

Тема 2. Рынок и условия его формирования. Рыночный механизм.

Общественное производство и его исторические формы: натуральная и товарная. Товар и его свойства. Деньги, их функции. Цена. Понятие рынка, условия его возникновения и развития. Функции и структура рынка. Частная собственность как основа рыночной экономики. Виды и формы собственности. Права собственности. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция.


2

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, определяющие изменение спроса и его величины.

Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, определяющие изменение предложения и его величины.

Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластичности.

Конкуренция. Виды конкуренции и ее последствия, методы конкурентной борьбы.

Тема 3. Теория поведения потребителя и потребительское равновесие

Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и ценность. Теория потребительского выбора: кривые и карты безразличия, выбор комбинации благ. Потребительский бюджет и бюджетная линия. Равновесие потребителя, потребительская рента.

Тема 4. Фирма в рыночной экономике

Предприятие и фирма. Предпринимательство и его формы. Малый, средний и крупный бизнес. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: картели, синдикаты, концерны, конгломераты. Система участия.

Цели функционирования формы: максимизация прибыли и минимизация убытка, оптимизация производства (выпуска) товаров и услуг, достижение социальных целей.

Издержки производства фирмы и прибыль. Современная система издержек производства и их классификация. Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде: общие, постоянные, переменные, средние, предельные. Графики издержек производства. Издержки производства в долговременном периоде. Эффект масштаба.

Явные издержки, вмененные (скрытые) издержки, затраты упущенных возможностей. Себестоимость, показатели работы фирмы.

Основные теоретические концепции прибыли и ее источников. Нормальная прибыль. Экономическая прибыль. Прибыль как вознаграждение за риск, как следствие монопольной власти.

3

Тема 5. Типы рыночных структур

Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции: основные черты и преимущества. Оптимум Парето. Монополия и ее виды. Монопольная власть. Монополия и эффективность. Показатели монопольной власти. Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Олигополия и ее модели.

Антимонопольное законодательство: цели и принципы.

Тема 6. Рынки факторов производства, ценообразование на факторы и формирование доходов

Особенности рынков факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Виды рынков факторов производства.

Рынок труда и его особенности. Заработная плата как факторный доход. Организация оплаты труда и пути ее регулирования. Рынок капитала и процент. Капитал и его движение. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Процент как факторный доход. Процентная ставка и инвестиционные решения фирмы.

Рынок земли и земельная рента. Земля как фактор производства. Земельная рента: экономическая природа, условия возникновения, формы. Цена земли. Закономерности развития современной системы земельных отношений.

Тема 7. Финансовый рынок

Структура и механизм функционирования финансового рынка. Рынок ссудных капиталов. Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит и его функции, формы и роль в современной экономике.

Банки, их виды, функции, основные операции. Банковская систе-

ма.

Рынок ценных бумаг: его участники, функции. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

Виды ценных бумаг, доходы на ценные бумаги. Фондовая биржа: функции, принципы деятельности, основные операции, биржевая игра. Регулирование рынка ценных бумаг.


4

Тема 8. Распределение доходов. Неравенство, бедность, дискриминация

Функциональное распределение доходов. Персональное распределение доходов. Кривая Лоренца. Распределение богатства. Дискриминация. Относительная и абсолютная бедность.

Перераспределение доходов. Социальные программы. Система социальной защиты.

Тема 9. Общественное воспроизводство

Общее понятие о макроэкономике. Цели и задачи макроэкономического анализа. Общественное воспроизводство, его типы, цель, результаты.

Основные показатели результатов национального воспроизводства: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт. Методы расчета валового национального продукта.

Национальный доход, располагаемый, личный доход. Баланс народного хозяйства и система национальных счетов. Национальное богатство страны: содержание и структура.

Тема 10. Макроэкономическое равновесие и занятость

Содержание макроэкономического равновесия. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение». Равновесный объем производства в кейнсианской модели. Эффект мультипликатора.

Тема 11. Экономический рост и цикличность общественного производства

Экономический рост: понятие, показатели, типы, факторы, результаты. Циклический характер экономического развития.

Экономический цикл: понятие, причины, фазы, периодичность. Виды циклов: малые, средние, длинные.

Структурные кризисы. Антициклическое регулирование.

5

Тема 12. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция

Занятость и безработица. Марксистский, классический, кейнсианский и институциональный подходы к объяснению причин безработицы. Основные формы и социально-экономические последствия безработицы.

Инфляция: понятие, причины, виды, типы, измерение и показатели, социально-экономические последствия. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Управление инфляцией.

Тема 13. Государство в рыночной экономике

Государство и рынок. Экономическая роль государства. Исторические предпосылки и эволюция государственного регулирования экономики. Основные формы и методы регулирования экономики. Государственная собственность и государственное предпринимательство. Разгосударствление и приватизация.

Государственные финансы и бюджетная политика государства. Финансовая система и ее структура. Государственный бюджет, его структура. Бюджетный дефицит. Пути сокращения и покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг. Бюджетная политика государства. Налоговая система: структура, функции. Основные виды налогов. Налоговая система: структура, функции. Основные виды налогов. Налоговая политика государства. Налоговая система России.

Кредитно-денежная политика государства. Социальная политика государства в области труда и занятости, перераспределение доходов. Прогнозирование и экономическое программирование.

3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучение экономической теории студентами осуществляется в двух формах: во-первых, через посещение лекций и семинаров, где происходит обсуждение поставленных вопросов; во-вторых, на основе самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа является одной из главных форм обучения студентов-заочников.


6

Самостоятельная работа студентов заочного факультета предусматривает, прежде всего, написание контрольной работы.

3.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

Выполнению контрольной работы предшествует самостоятельное изучение трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских учёных – экономистов, постановлений правительства РФ. Раскрытие содержания предложенной темы контрольной работы не должно сводиться к абстрактному изложению теоретического материала.

Рассматриваемые положения необходимо связывать с практикой, с жизнью, подкреплять конкретными примерами и фактами. Причём, последние не должны быть случайными, а должны показывать устойчивые тенденции в развитии общества, региона, раскрывать закономерности экономического развития. Желательно там, где это возможно, фактический и цифровой материал подбирать по отрасли народного хозяйства, родственной с профилем специальности студента. Для подбора фактического материала следует использовать официальные документы: справочники, характеризующие различные аспекты экономического и социального развития народного хозяйства РФ, Кемеровской области, издаваемые соответствующими статистическими органами.

Приводимые в контрольной работе цифровые данные необходимо обрабатывать, то есть сводить их в таблицы и диаграммы, с помощью которых можно наглядно и доказательно обосновать излагаемые теоретические положения. Следует обязательно делать ссылки на те источники, откуда взяты теоретические выводы по той или иной научной проблеме, использованы цитаты, цифровой материал.

В современных условиях, когда в обществе осуществляется перестройка всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической, чрезвычайно важно в работе уделить внимание опыту развитых стран мира в решении социальных и экономических проблем. Речь идёт о развитии рыночных отношений, ускорении научно – технического прогресса, повышении эффективности производства, решении социальных вопросов. Раскрывая позитивный опыт практического решения целого ряда конкретных задач в развитых странах, показывая возможность и необходимость его использования, следует иметь в виду, что чистых процессов в экономике не бывает и любые явления носят противоречи-

7

вый характер, несут в себе положительные и отрицательные импульсы. Положительно оценивается изложение различных точек зрения по рассматриваемой проблеме.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к письменным работам, является их самостоятельное, творческое выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента будет способствовать получению прочных знаний.

Работа должна быть написана простым языком. Следует избегать книжных выражений и фраз. Студент должен сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями. По возможности следует использовать в работе и опыт своей практической деятельности.

Выбор темы контрольной работы производится в соответствии с первой буквой фамилии, кроме фамилий, начинающихся с буквы К. Для последних тема выбирается с учетом последней цифры номера зачётной книжки

А – 1,39

К (1) – 11

М – 21

Ц – 31

Б – 2

К (2) – 12

Н – 22

Ч – 32

В – 3

К (3) – 13

О – 23

Ш – 33

Г – 4

К (4) – 14

П – 24

Щ – 34

Д – 5

К (5) – 15

Р – 25

Э – 35

Е – 6

К (6) – 16

С – 26

Ю – 36

Ж – 7

К (7) – 17

Т – 27

Я – 37, 38

З – 8

К (8) – 18

У – 28

 

И – 9

К (9) – 19

Ф – 29

 

К (0) – 10

Л – 20

Х – 30

 

Определённые требования предъявляются к объему и структуре изложения материала, к оформлению работы. Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц ученической тетради.

По структуре работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы.

Рассматривать вопросы следует в строгом соответствии с планом. При этом необходима последовательность изложения каждого вопроса,


8

так как нарушение её приводит к повторению одних и тех же положений, к потере логической связи между вопросами. Другие же, часто важнейшие вопросы темы, остаются нераскрытыми.

Приводя дословные выражения из произведений классиков, зарубежных и российских экономистов, постановлений правительства РФ, их следует оформлять как цитаты. Не рекомендуется приводить большое количество цитат. Они необходимы для обоснования содержащихся в работе выводов и заключений и могут служить отправным пунктом для объяснений тех или иных положений. Цитаты должны быть правильно оформлены и по каждой в конце страницы следует дать сноску на источник. Цитату и источник в сноске следует обозначить одной цифрой (аналогично по фактическим и цифровым материалам).

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАБОТ

Как показывает практика, не все работы соответствуют предъявленным требованиям. Можно выделить следующие недостатки, типичные для письменных работ:

1.Нарушение требований, предъявляемых к структуре работ, т. е. отсутствует какая-либо составная часть: план, вводная часть, заключение, список использованной литературы.

2.Написание работы сведено к конспектированию первоисточников, рекомендованных к данной теме работы.

3.Несоблюдение требований, предъявляемых к теоретическому уровню работы, что выражается в том, что:

при работе не используют приведённые в библиографии источники по данной теме,

работа написана абстрактно, без связи с практикой, в ней мало приводится фактического материала или фактические данные и примеры устарели. Имеют место и такие случаи, когда фактический и цифровой материал не связан с теоретическими положениями.

4.Несамостоятельное выполнение работы, когда последняя представляет собой механическое соединение отдельных фраз и абзацев, взятых из опубликованных статей и брошюр. А иногда это просто переписанный с некоторыми сокращениями текст учебника.

5.Работа чрезмерно перегружена цитатами, повторами одних и тех же теоретических положений.

9

6. Работа написана небрежно, порой безграмотно, не даны сноски на источники по цитатам и цифровым данным. Нет полей для замечаний рецензента. Неправильно оформлен список использованной литературы.

Имея представление о перечисленных недостатках, их следует избегать при написании работы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В каждом семестре студенты выполняют по одной контрольной работе (по разделам курса).

Выполнение работы складывается из нескольких этапов. В соответствии с темой, выданной методистом ЗОТФ, следует:

1.Предварительно ознакомиться с программой курса «Экономика», разработанной на кафедре. Основательно изучить вопросы по данной теме, которые раскрывают суть поставленной проблемы.

2.Подобрать литературу и составить библиографию.

Подбор литературы к теме начинается с произведений основоположников экономической теории. Основную литературу по теме контрольной работы можно взять из картотеки литературы по экономической теории, находящейся на кафедре «Экономической теории». Кроме основной, необходимо использовать и дополнительную литературу. Она подбирается студентами самостоятельно. Для этого целесообразно использовать справочники и каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания и др. Наряду с журнальными, следует использовать и материалы центральных и местных газет.

Подобранную литературу следует записывать по следующей фор-

ме:

по монографиям: фамилия и инициалы автора, точное название книги, том, место и год ее издания;

по журнальным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, журнала, год и номер его издания;

по газетным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, год и номер её издания.

Подобранная литература включается в библиографию, где она располагается по алфавиту.

3. Изучить литературу и составить план работы.