Файл: М.П. Объедкова Экономика. Рабочая программа, тематика контрольных работ и методические указания оп их выполнению для студентов специальности 240100.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Кузбасский государственный технический университет Кафедра экономической теории
ЭКОНОМИКА
Рабочая программа, тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению
для студентов заочной формы обучения специальности 240100 – "Организация перевозок и управление на автотранспорте" (ускоренная подготовка на базе среднего специального образования)
Составитель М.П. Объедкова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 29.09.98
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 240100 Протокол № 2 от 09.10.98
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 1998
1
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания основных методологических положений экономической организации общества и форм их реализации на разных уровнях хозяйствования.
1.2. В результате изучения курса студент должен:
−понимать современные проблемы экономической организации общества;
−знать основные категории экономической науки;
−усвоить закономерности хозяйственного развития;
−сформировать концептуальные основы развития экономического мышления;
−приобрести навыки самостоятельной работы с научной экономической литературой и публичного выступления по актуальным вопросам экономики с учётом выбранного направления учёбы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в курс
Проблемы экономической организации общества. Основные экономические цели общества. Виды ресурсов и их ограниченность. Понятие экономического выбора. Производство и экономика. Основные факторы общественного производства. Взаимосвязь между производством, обменом, распределением и потреблением. Границы производственных возможностей общества. Эффективность экономики. Микро- и макроэкономика. Предмет экономики и этапы её становления. Метод и задачи экономики.
Тема 2. Экономические системы
Сущность, структура, типы и модели экономических систем. Собственность как основа функционирования экономических систем. Формы собственности.
Тема 3. Теоретические основы рыночного механизма хозяйствования
Происхождение рынка. Натуральная и товарная формы организации общественного производства. Сущность рынка, функции, виды, структура. Особенности перехода к рыночным отношениям в России.
2
Сущность и этапы развития теории товара, стоимости, предельной полезности, ценности, денег, цены. Современный монетаризм (М. Фридмен). Инфляция. Экономическая теория о роли рынка. "Невидимая рука" А. Смита. Неоклассическая теория рынка (А. Маршалл).
Спрос и предложение. Поведение потребителя. Закон спроса и предложения. График спроса и предложения. Формирование рыночных равновесных цен. Эластичность спроса и предложения. Поведение потребителя и потребительское равновесие.
Конкуренция и рынок. Виды конкуренции и её последствия. Механизм свободной конкуренции, совершенная и несовершенная конкуренция. Методы конкурентной борьбы. Монополия и конкуренция. Монополия и олигополия, их формы. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство, его цели и принципы.
Тема 4. Капитал как фактор производства
Спрос и предложения на факторы производства. Теория капиталистического производства и современный взгляд на неё. Постоянный и переменный капитал. Основной и оборотный капитал. Оборот основного и оборотного капитала. Предпринимательство и его формы.
Тема 5. Рынок труда, зарплата, занятость
Особенности рынка труда. Зарплата как равновесная цена на рынке труда. Организация труда и пути её регулирования. Дифференциация зарплаты. Рынок труда и проблемы занятости: кейнсианские и неоклассические концепции. Причины и виды безработицы. Регулирование занятости. Система социальной защиты и её развитие.
Тема 6. Издержки производства и прибыль
Издержки производства. Предельные издержки. Себестоимость. Основные теоретические концепции прибыли и её источников. Теории "воздержания", "ожидания", "риска", трудового дохода, "нулевой" прибыли. Рентабельность. Образование прибыли в условиях свободной конкуренции и монополии. Тенденция нормы прибыли.
3
Тема 7. Торговый капитал и торговая прибыль
Купеческий капитал, его развитие в России. Природа торговой прибыли. Издержки обращения. Формы торговли. Товарная биржа, её значение.
Тема 8. Предпринимательский доход и процент
Ростовщический капитал. Ссудный капитал. Процент и его величина. Теория процента (Е. Бем-Баверк, Дж. Кейнс, К. Маркс, И. Фишер, Дж. Хикс). Кредит, его теоретические трактовки. Банки, их функции и виды.
Тема 9. Земля как фактор производства
Аграрные отношения. Формы собственности на землю и формы землепользования. Рентные отношения. Теории ренты. Арендная плата и цена земли. Проблемы развития рынка земли в России.
Тема 10. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа
Виды ценных бумаг. Акция, её курс, дивиденд. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Механизм биржевой игры.
Тема 11. Финансовая система
Государственный бюджет. Налоги. Принципы и формы налогообложения. Бюджетный дефицит.
Тема 12. Инфляция и антиинфляционная политика
Причины инфляции. Её виды и социально-экономические последствия. Кривая Филипса. Особенности инфляционных процессов в России. Антиинфляционная политика.
Тема 13. Национальная экономика
Макроэкономические показатели общественного продукта. Валовой национальный продукт. Двойной счёт. Добавленная стоимость. Национальный доход. Показатели экономического роста. Структура и ос-
4
новные пропорции общественного воспроизводства. Структурные сдвиги в экономике. Влияние потребления и накопления на объём национального дохода. Инвестиции и их функциональная роль. Мультипликатор.
Тема 14.Цикличность развития экономики
Причины цикличности экономического развития. Деловой цикл: понятие, причины, черты, фазы, периодичность, последствия. Аграрные кризисы. Антициклическое регулирование.
Тема 15. Основы теории государственного регулирования экономики
Исторические предпосылки и эволюция государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства. Государственная собственность и государственное предпринимательство. Либерализация рынка. Проблемы разгосударствления собственности. Основные формы и методы регулирования экономики. Кейнсианская и неокейнсианская модели регулирования экономики. Монетаристская трактовка экономической роли государства. Программирование и прогнозирование развития экономики. Государственные закупки товаров и услуг. Военные закупки. Государственное перераспределение национального дохода. Проблемы государственного регулирования бюджетного, налогового и кредитно-денежного воздействия на экономику. Социальная политика государства. Модель "социального рыночного хозяйства".
Тема 16. Формирование и закономерности развития мирового хозяйства
Интернационализация хозяйственной жизни. Международное разделение труда. Миграция капиталов и рабочей силы. Транснациональные корпорации. Основные этапы мирового хозяйства. Теоретические концепции международных экономических отношений. Международные экономические организации. Международное сотрудничество в решении мировых экономических проблем (конверсия, экологические, энергетические, сырьевые кризисы).
5
Тема 17. Мировой рынок. Международные валютные и кредитные отношения
Образование и роль мирового рынка. Мировая торговля, её виды и структура. Мировые цены. Свобода торговли и протекционизм. Регулирование внешней торговли. Валютная система, валютный рынок и валютный курс. Платёжный баланс. Формы и методы регулирования валютных отношений. Европейская валютная система. Международный валютный фонд и его функции. Проблемы конвертируемости валют. Кейнсианские и монетаристские трактовки валютных отношений. Международный кредит. Роль транснациональных банков.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы |
Количество часов |
||
лекций |
практики |
самост. |
|
|
|
|
работы |
Тема 1. Введение в курс. |
2 |
|
4 |
Тема 2. Экономические системы. |
|
|
4 |
Тема 3. Теоретические основы рыночного |
2 |
|
10 |
механизма хозяйствования. |
|
||
|
|
|
|
Тема 4. Капитал как фактор производства. |
2 |
|
8 |
Тема 5. Зарплата, рынок труда, занятость. |
2 |
|
8 |
Тема 6. Издержки производства и прибыль. |
2 |
|
4 |
Темы 7, 8, 9. Торговый капитал и торговая |
|
|
|
прибыль. Предпринимательский доход |
|
2 |
10 |
и процент. Теория земельной ренты. |
|
||
|
|
|
|
Темы 10, 11. Рынок ценных бумаг. |
2 |
|
10 |
Финансовая система. |
|
||
|
|
|
|
Тема 12.Инфляция и антиинфляционная |
|
2 |
4 |
политика. |
|
||
|
|
|
|
Тема 13. Национальная экономика. |
2 |
|
4 |
Тема 14. Цикличность развития экономики. |
|
2 |
4 |
Тема 15. Основы теории государственного |
2 |
|
10 |
регулирования экономики. |
|
||
|
|
|
|
Темы 16, 17. Формирование и закономер- |
|
|
|
ности развития мирового хозяйства. |
|
|
10 |
Мировой рынок. |
|
|
|
|
16 |
6 |
90 |
6
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Изучение экономической теории студентами осуществляется в двух формах: во-первых, через посещение лекций и семинаров, где происходит обсуждение поставленных вопросов; во - вторых, на основе самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа является одной из главных форм обучения студентов-заочников.
Самостоятельная работа студентов предусматривает написание контрольной работы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
Выполнению курсовой работы предшествует самостоятельное изучение трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских учёных - экономистов, постановлений правительства РФ. Раскрытие содержания предложенной темы курсовой работы не должно сводиться к абстрактному изложению теоретического материала.
Рассматриваемые положения необходимо связывать с практикой, с жизнью, подкреплять конкретными примерами и фактами. Причём последние не должны быть случайными, а должны показывать устойчивые тенденции в развитии общества, региона, раскрывать закономерности экономического развития. Желательно там, где это возможно, фактический и цифровой материал подбирать по отрасли народного хозяйства родственной с профилем специальности студента. Для подбора фактического материала следует использовать официальные документы: справочники, характеризующие различные аспекты экономического и социального развития народного хозяйства РФ, Кемеровской области, издаваемые соответствующими статистическими органами.
Приводимые в курсовой работе цифровые данные необходимо обрабатывать, то есть сводить их в таблицы и диаграммы, с помощью которых можно наглядно и доказательно обосновать излагаемые теоретические положения. Следует обязательно делать ссылки на те источники, откуда взяты теоретические выводы по той или иной научной проблеме, использованы цитаты, цифровой материал.
В современных условиях, когда в обществе осуществляется перестройка всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической, чрезвычайно важно в работе уделить внимание опыту развитых стран мира в решении социальных и экономических проблем. Речь идёт о
7
развитии рыночных отношений, ускорении научно - технического прогресса, повышении эффективности производства, решении социальных вопросов. Раскрывая позитивный опыт практического решения целого ряда конкретных задач в развитых странах, показывая возможность и необходимость его использования, следует иметь в виду, что чистых процессов в экономике не бывает и любые явления носят противоречивый характер, несут в себе положительные и отрицательные импульсы. Положительно оценивается изложение различных точек зрения по рассматриваемой проблеме.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к работам, является их самостоятельное, творческое выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента над темой курсовой работы будет способствовать получению прочных знаний.
Работа должна быть написана простым языком. Следует избегать ″ книжных″ выражений и фраз. Студент должен сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями. По возможности следует использовать в работе и опыт своей практической деятельности.
Выбор темы курсовой работы производится в соответствии с первой буквой фамилии, кроме фамилий, начинающихся с буквы К. Для последних тема выбирается с учетом последней цифры номера зачётной книжки.
А – 1, 56 |
К(3) – |
19 |
Р – 37 |
|
Б – 2, 3 |
К(4) – |
20, 21 |
С – 38, 39 |
|
В – 4, 57 |
К(5) – |
22 |
Т – 40 |
|
Г – 5, 6 |
К(6) – |
23, 24 |
У – 41, 42 |
|
Д – 7, 58 |
К(7) |
– |
25 |
Ф – 43 |
Е – 8, 9 |
К(8) |
– |
26, 27 |
Х – 44, 45 |
Ж – 10, 59 |
К(9) |
– |
28 |
Ц – 46 |
З – 11, 12 |
Л – 29, 30 |
Ч – 47, 48 |
||
И – 13 |
М – 31, 60 |
Ш – 49 |
||
К(0) – 14, 15 |
Н – 32, 33 |
Щ – 50, 51 |
||
К(1) – 16 |
О – 34 |
|
Э – 52 |
|
К(2) – 17, 18 |
П – 35, 36 |
Ю – 53, 54 |
||
|
|
|
|
Я – 55 |
8
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Определённые требования предъявляются к объему и структуре изложения материала, к оформлению работы. Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.
По структуре работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы.
Рассматривать вопросы следует в строгом соответствии с планом. При этом необходима последовательность изложения каждого вопроса, так как нарушение её приводит к повторению одних и тех же положений, к потере логической связи между вопросами. Другие же, а часто и важнейшие вопросы темы при этом остаются нераскрытыми.
Приводя дословные выражения из произведений классиков, зарубежных и российских экономистов, постановлений правительства РФ, их следует оформлять как цитаты. Не рекомендуется приводить большое количество цитат. Они необходимы для обоснования содержащихся в работе выводов и заключений и могут служить отправным пунктом для объяснений тех или иных положений. Цитаты должны быть правильно оформлены и в конце страницы следует дать сноску на источник, откуда взяты. Цитату и источник в сноске следует обозначить одной цифрой (аналогично по фактическим и цифровым материалам).
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАБОТ
Как показывает практика, не все работы соответствуют предъявленным требованиям. Можно выделить следующие недостатки, типичные для письменных работ:
1. Нарушение требований, предъявляемых к структуре работ, т. е. отсутствует какая-либо составная часть: план, вводная часть, заключение, список использованной литературы.
2.Написание работы сведено к конспектированию первоисточников, рекомендованных к данной теме.
3.Несоблюдение требований, предъявляемых к теоретическому уровню работы, что выражается в том, что:
- при работе не используют приведённые в библиографии источники по данной теме;
9
- работа написана абстрактно, без связи с практикой, в ней мало приводится фактического материала или фактические данные и примеры устарели. Имеют место и такие случаи, когда фактический и цифровой материал не связан с теоретическими положениями.
4.Несамостоятельное выполнение работы, когда последняя представляет собой механическое соединение отдельных фраз и абзацев, взятых из опубликованных статей и брошюр. А иногда это просто переписанный с некоторыми сокращениями текст учебника.
5.Работа чрезмерно перегружена цитатами, повторами одних и тех же теоретических положений.
6.Работа написана небрежно, порой безграмотно, не даны сноски на источники по цитатам и цифровым данным. Нет полей для замечаний рецензента. Неправильно оформлен список использованной литературы.
Имея представление о перечисленных недостатках, их следует избегать при написании работы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Подобрать литературу и составить библиографию.
Подбор литературы к теме начинается с произведений основоположников экономической теории. Подбирается литература студентами самостоятельно. Для этого целесообразно использовать справочники и каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания и др. Наряду с журнальными, следует использовать и материалы центральных и местных газет.
Подобранную литературу следует записывать по следующей фор-
ме:
по монографиям: фамилия и инициалы автора, точное название книги, том, место и год его издания;
по журнальным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, номер и год его издания;
по газетным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, номер и год её издания.
Подобранная литература включается в библиографию, где она располагается по алфавиту.
2. Изучить литературу и составить план работы.
Приступая к изучению литературы, следует, прежде всего, опре-