Файл: М.П. Объедкова Экономика. Рабочая программа, тематика контрольных работ и методические указания оп их выполнению для студентов специальности 240100.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Кузбасский государственный технический университет Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИКА

Рабочая программа, тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению

для студентов заочной формы обучения специальности 240100 – "Организация перевозок и управление на автотранспорте" (ускоренная подготовка на базе среднего специального образования)

Составитель М.П. Объедкова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 29.09.98

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 240100 Протокол № 2 от 09.10.98

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 1998

1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания основных методологических положений экономической организации общества и форм их реализации на разных уровнях хозяйствования.

1.2. В результате изучения курса студент должен:

понимать современные проблемы экономической организации общества;

знать основные категории экономической науки;

усвоить закономерности хозяйственного развития;

сформировать концептуальные основы развития экономического мышления;

приобрести навыки самостоятельной работы с научной экономической литературой и публичного выступления по актуальным вопросам экономики с учётом выбранного направления учёбы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в курс

Проблемы экономической организации общества. Основные экономические цели общества. Виды ресурсов и их ограниченность. Понятие экономического выбора. Производство и экономика. Основные факторы общественного производства. Взаимосвязь между производством, обменом, распределением и потреблением. Границы производственных возможностей общества. Эффективность экономики. Микро- и макроэкономика. Предмет экономики и этапы её становления. Метод и задачи экономики.

Тема 2. Экономические системы

Сущность, структура, типы и модели экономических систем. Собственность как основа функционирования экономических систем. Формы собственности.

Тема 3. Теоретические основы рыночного механизма хозяйствования

Происхождение рынка. Натуральная и товарная формы организации общественного производства. Сущность рынка, функции, виды, структура. Особенности перехода к рыночным отношениям в России.


2

Сущность и этапы развития теории товара, стоимости, предельной полезности, ценности, денег, цены. Современный монетаризм (М. Фридмен). Инфляция. Экономическая теория о роли рынка. "Невидимая рука" А. Смита. Неоклассическая теория рынка (А. Маршалл).

Спрос и предложение. Поведение потребителя. Закон спроса и предложения. График спроса и предложения. Формирование рыночных равновесных цен. Эластичность спроса и предложения. Поведение потребителя и потребительское равновесие.

Конкуренция и рынок. Виды конкуренции и её последствия. Механизм свободной конкуренции, совершенная и несовершенная конкуренция. Методы конкурентной борьбы. Монополия и конкуренция. Монополия и олигополия, их формы. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство, его цели и принципы.

Тема 4. Капитал как фактор производства

Спрос и предложения на факторы производства. Теория капиталистического производства и современный взгляд на неё. Постоянный и переменный капитал. Основной и оборотный капитал. Оборот основного и оборотного капитала. Предпринимательство и его формы.

Тема 5. Рынок труда, зарплата, занятость

Особенности рынка труда. Зарплата как равновесная цена на рынке труда. Организация труда и пути её регулирования. Дифференциация зарплаты. Рынок труда и проблемы занятости: кейнсианские и неоклассические концепции. Причины и виды безработицы. Регулирование занятости. Система социальной защиты и её развитие.

Тема 6. Издержки производства и прибыль

Издержки производства. Предельные издержки. Себестоимость. Основные теоретические концепции прибыли и её источников. Теории "воздержания", "ожидания", "риска", трудового дохода, "нулевой" прибыли. Рентабельность. Образование прибыли в условиях свободной конкуренции и монополии. Тенденция нормы прибыли.

3

Тема 7. Торговый капитал и торговая прибыль

Купеческий капитал, его развитие в России. Природа торговой прибыли. Издержки обращения. Формы торговли. Товарная биржа, её значение.

Тема 8. Предпринимательский доход и процент

Ростовщический капитал. Ссудный капитал. Процент и его величина. Теория процента (Е. Бем-Баверк, Дж. Кейнс, К. Маркс, И. Фишер, Дж. Хикс). Кредит, его теоретические трактовки. Банки, их функции и виды.

Тема 9. Земля как фактор производства

Аграрные отношения. Формы собственности на землю и формы землепользования. Рентные отношения. Теории ренты. Арендная плата и цена земли. Проблемы развития рынка земли в России.

Тема 10. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

Виды ценных бумаг. Акция, её курс, дивиденд. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа. Механизм биржевой игры.

Тема 11. Финансовая система

Государственный бюджет. Налоги. Принципы и формы налогообложения. Бюджетный дефицит.

Тема 12. Инфляция и антиинфляционная политика

Причины инфляции. Её виды и социально-экономические последствия. Кривая Филипса. Особенности инфляционных процессов в России. Антиинфляционная политика.

Тема 13. Национальная экономика

Макроэкономические показатели общественного продукта. Валовой национальный продукт. Двойной счёт. Добавленная стоимость. Национальный доход. Показатели экономического роста. Структура и ос-


4

новные пропорции общественного воспроизводства. Структурные сдвиги в экономике. Влияние потребления и накопления на объём национального дохода. Инвестиции и их функциональная роль. Мультипликатор.

Тема 14.Цикличность развития экономики

Причины цикличности экономического развития. Деловой цикл: понятие, причины, черты, фазы, периодичность, последствия. Аграрные кризисы. Антициклическое регулирование.

Тема 15. Основы теории государственного регулирования экономики

Исторические предпосылки и эволюция государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства. Государственная собственность и государственное предпринимательство. Либерализация рынка. Проблемы разгосударствления собственности. Основные формы и методы регулирования экономики. Кейнсианская и неокейнсианская модели регулирования экономики. Монетаристская трактовка экономической роли государства. Программирование и прогнозирование развития экономики. Государственные закупки товаров и услуг. Военные закупки. Государственное перераспределение национального дохода. Проблемы государственного регулирования бюджетного, налогового и кредитно-денежного воздействия на экономику. Социальная политика государства. Модель "социального рыночного хозяйства".

Тема 16. Формирование и закономерности развития мирового хозяйства

Интернационализация хозяйственной жизни. Международное разделение труда. Миграция капиталов и рабочей силы. Транснациональные корпорации. Основные этапы мирового хозяйства. Теоретические концепции международных экономических отношений. Международные экономические организации. Международное сотрудничество в решении мировых экономических проблем (конверсия, экологические, энергетические, сырьевые кризисы).

5

Тема 17. Мировой рынок. Международные валютные и кредитные отношения

Образование и роль мирового рынка. Мировая торговля, её виды и структура. Мировые цены. Свобода торговли и протекционизм. Регулирование внешней торговли. Валютная система, валютный рынок и валютный курс. Платёжный баланс. Формы и методы регулирования валютных отношений. Европейская валютная система. Международный валютный фонд и его функции. Проблемы конвертируемости валют. Кейнсианские и монетаристские трактовки валютных отношений. Международный кредит. Роль транснациональных банков.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы

Количество часов

лекций

практики

самост.

 

 

 

работы

Тема 1. Введение в курс.

2

 

4

Тема 2. Экономические системы.

 

 

4

Тема 3. Теоретические основы рыночного

2

 

10

механизма хозяйствования.

 

 

 

 

Тема 4. Капитал как фактор производства.

2

 

8

Тема 5. Зарплата, рынок труда, занятость.

2

 

8

Тема 6. Издержки производства и прибыль.

2

 

4

Темы 7, 8, 9. Торговый капитал и торговая

 

 

 

прибыль. Предпринимательский доход

 

2

10

и процент. Теория земельной ренты.

 

 

 

 

Темы 10, 11. Рынок ценных бумаг.

2

 

10

Финансовая система.

 

 

 

 

Тема 12.Инфляция и антиинфляционная

 

2

4

политика.

 

 

 

 

Тема 13. Национальная экономика.

2

 

4

Тема 14. Цикличность развития экономики.

 

2

4

Тема 15. Основы теории государственного

2

 

10

регулирования экономики.

 

 

 

 

Темы 16, 17. Формирование и закономер-

 

 

 

ности развития мирового хозяйства.

 

 

10

Мировой рынок.

 

 

 

 

16

6

90


6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Изучение экономической теории студентами осуществляется в двух формах: во-первых, через посещение лекций и семинаров, где происходит обсуждение поставленных вопросов; во - вторых, на основе самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа является одной из главных форм обучения студентов-заочников.

Самостоятельная работа студентов предусматривает написание контрольной работы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ

Выполнению курсовой работы предшествует самостоятельное изучение трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских учёных - экономистов, постановлений правительства РФ. Раскрытие содержания предложенной темы курсовой работы не должно сводиться к абстрактному изложению теоретического материала.

Рассматриваемые положения необходимо связывать с практикой, с жизнью, подкреплять конкретными примерами и фактами. Причём последние не должны быть случайными, а должны показывать устойчивые тенденции в развитии общества, региона, раскрывать закономерности экономического развития. Желательно там, где это возможно, фактический и цифровой материал подбирать по отрасли народного хозяйства родственной с профилем специальности студента. Для подбора фактического материала следует использовать официальные документы: справочники, характеризующие различные аспекты экономического и социального развития народного хозяйства РФ, Кемеровской области, издаваемые соответствующими статистическими органами.

Приводимые в курсовой работе цифровые данные необходимо обрабатывать, то есть сводить их в таблицы и диаграммы, с помощью которых можно наглядно и доказательно обосновать излагаемые теоретические положения. Следует обязательно делать ссылки на те источники, откуда взяты теоретические выводы по той или иной научной проблеме, использованы цитаты, цифровой материал.

В современных условиях, когда в обществе осуществляется перестройка всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической, чрезвычайно важно в работе уделить внимание опыту развитых стран мира в решении социальных и экономических проблем. Речь идёт о

7

развитии рыночных отношений, ускорении научно - технического прогресса, повышении эффективности производства, решении социальных вопросов. Раскрывая позитивный опыт практического решения целого ряда конкретных задач в развитых странах, показывая возможность и необходимость его использования, следует иметь в виду, что чистых процессов в экономике не бывает и любые явления носят противоречивый характер, несут в себе положительные и отрицательные импульсы. Положительно оценивается изложение различных точек зрения по рассматриваемой проблеме.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к работам, является их самостоятельное, творческое выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента над темой курсовой работы будет способствовать получению прочных знаний.

Работа должна быть написана простым языком. Следует избегать книжныхвыражений и фраз. Студент должен сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями. По возможности следует использовать в работе и опыт своей практической деятельности.

Выбор темы курсовой работы производится в соответствии с первой буквой фамилии, кроме фамилий, начинающихся с буквы К. Для последних тема выбирается с учетом последней цифры номера зачётной книжки.

А – 1, 56

К(3) –

19

Р – 37

Б – 2, 3

К(4) –

20, 21

С – 38, 39

В – 4, 57

К(5) –

22

Т – 40

Г – 5, 6

К(6) –

23, 24

У – 41, 42

Д – 7, 58

К(7)

25

Ф – 43

Е – 8, 9

К(8)

26, 27

Х – 44, 45

Ж – 10, 59

К(9)

28

Ц – 46

З – 11, 12

Л – 29, 30

Ч – 47, 48

И – 13

М – 31, 60

Ш – 49

К(0) – 14, 15

Н – 32, 33

Щ – 50, 51

К(1) – 16

О – 34

 

Э – 52

К(2) – 17, 18

П – 35, 36

Ю – 53, 54

 

 

 

 

Я – 55


8

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Определённые требования предъявляются к объему и структуре изложения материала, к оформлению работы. Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц.

По структуре работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы.

Рассматривать вопросы следует в строгом соответствии с планом. При этом необходима последовательность изложения каждого вопроса, так как нарушение её приводит к повторению одних и тех же положений, к потере логической связи между вопросами. Другие же, а часто и важнейшие вопросы темы при этом остаются нераскрытыми.

Приводя дословные выражения из произведений классиков, зарубежных и российских экономистов, постановлений правительства РФ, их следует оформлять как цитаты. Не рекомендуется приводить большое количество цитат. Они необходимы для обоснования содержащихся в работе выводов и заключений и могут служить отправным пунктом для объяснений тех или иных положений. Цитаты должны быть правильно оформлены и в конце страницы следует дать сноску на источник, откуда взяты. Цитату и источник в сноске следует обозначить одной цифрой (аналогично по фактическим и цифровым материалам).

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАБОТ

Как показывает практика, не все работы соответствуют предъявленным требованиям. Можно выделить следующие недостатки, типичные для письменных работ:

1. Нарушение требований, предъявляемых к структуре работ, т. е. отсутствует какая-либо составная часть: план, вводная часть, заключение, список использованной литературы.

2.Написание работы сведено к конспектированию первоисточников, рекомендованных к данной теме.

3.Несоблюдение требований, предъявляемых к теоретическому уровню работы, что выражается в том, что:

- при работе не используют приведённые в библиографии источники по данной теме;

9

- работа написана абстрактно, без связи с практикой, в ней мало приводится фактического материала или фактические данные и примеры устарели. Имеют место и такие случаи, когда фактический и цифровой материал не связан с теоретическими положениями.

4.Несамостоятельное выполнение работы, когда последняя представляет собой механическое соединение отдельных фраз и абзацев, взятых из опубликованных статей и брошюр. А иногда это просто переписанный с некоторыми сокращениями текст учебника.

5.Работа чрезмерно перегружена цитатами, повторами одних и тех же теоретических положений.

6.Работа написана небрежно, порой безграмотно, не даны сноски на источники по цитатам и цифровым данным. Нет полей для замечаний рецензента. Неправильно оформлен список использованной литературы.

Имея представление о перечисленных недостатках, их следует избегать при написании работы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Подобрать литературу и составить библиографию.

Подбор литературы к теме начинается с произведений основоположников экономической теории. Подбирается литература студентами самостоятельно. Для этого целесообразно использовать справочники и каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания и др. Наряду с журнальными, следует использовать и материалы центральных и местных газет.

Подобранную литературу следует записывать по следующей фор-

ме:

по монографиям: фамилия и инициалы автора, точное название книги, том, место и год его издания;

по журнальным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, номер и год его издания;

по газетным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, номер и год её издания.

Подобранная литература включается в библиографию, где она располагается по алфавиту.

2. Изучить литературу и составить план работы.

Приступая к изучению литературы, следует, прежде всего, опре-