Файл: Дойч. Структура Реальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 727

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дэвид Дойч. Структура Реальности. Оглавление

Предисловие редакции.

Благодарности.

Предисловие.

Глава 1. Теория Всего.

Терминология.

Резюме.

Глава 2. Тени.

Терминология.

Резюме.

Глава 3. Решение задач.

Терминология.

Резюме.

Глава 4. Критерии реальности.

Терминология.

Резюме.

Глава 5. Виртуальная реальность.

Терминология.

Резюме.

Глава 6. Универсальность и пределы вычислений.

Принцип Тьюринга

Терминология.

Резюме.

Глава 7. Беседа о доказательстве (или «Дэвид и Крипто-индуктивист»).

Терминология.

Глава 8. Важность жизни.

Терминология.

Резюме.

Глава 9. Квантовые компьютеры.

Терминология.

Резюме.

Глава 10. Природа математики.

Терминология.

Резюме.

Глава 11. Время: первая квантовая концепция.

Терминология.

Резюме.

Глава 12. Путешествие во времени.

Терминология.

Резюме.

Глава 13. Четыре нити.

Терминология.

Резюме.

Глава 14. Конец Вселенной.

Библиография. Это должен прочитать каждый.

Для дальнейшего прочтения.

То, что те же самые результаты наблюдений можно «экстраполи­ровать», чтобы дать два диаметрально противоположных предсказания в зависимости от принятого объяснения, причем ни одно из них не­возможно доказать, —не просто случайное ограничение, связанное со средой обитания фермера: это относится ко всем результатам наблю­дений, при любых обстоятельствах. Наблюдения не могут играть ни одну роль, которую им приписывает схема индуктивизма, даже в от­ношении простых предсказаний, не говоря уже о настоящих объясни­тельных теориях. Надо признаться, что индуктивизм основан на разум­ной теории роста знания (которое мы получаем из жизненного опыта), и исторически он ассоциировался с освобождением науки от догмы и тирании. Но если мы хотим понять истинную природу знания и его место в структуре реальности, мы должны признать, что индуктивизм абсолютно ложен. Ни одно научное объяснение, а в действительности, и ни одно успешное объяснение любого рода никогда не подходило под описание индуктивистов.

Какова же тогда картина научных рассуждении и открытий? Мы поняли, что индуктивизм и все остальные теории знания, направлен­ные на предсказания, основаны на неправильном представлении. Нам необходима теория знания, нацеленная на объяснение: теория о том, как появляются объяснения и как их доказывают; как, почему и когда нам следует позволить своему восприятию изменить наше мировоззрение. Как только у нас будет такая теория, отдельная теория предсказаний нам больше не понадобится. При наличии объяснения какого-то наблю­даемого явления метод получения предсказаний уже не является загад­кой. И если объяснение доказано, то любые предсказания, полученные из этого объяснения, тоже автоматически доказаны.

К счастью, общепринятую теорию научного познания, которая сво­ей современной формулировкой обязана главным образом философу Карлу Попперу (и которая является одной из моих четырех «основных нитей» объяснения структуры реальности), в этом смысле действитель­но можно считать объяснительной теорией. Она рассматривает науку как процесс решения задач.Индуктивизм рассматривает список наших прошлых наблюдений как некий скелет теории, считая, что вся нау­ка состоит в заполнении пробелов этой теории путем интерполяции и экстраполяции. Решение задач начинается с неадекватной теории — а не с понятийной «теории», состоящей из прошлых наблюдений. Оно начинается с наших лучших существующих теорий. Когда некоторые из этих теорий кажутся нам неадекватными и мы начинаем нуждаться в новых, это и составляетзадачу.Таким образом, в противовес схеме индукции, показанной на рисунке 3.1,научное открытие не должно на­чинаться с результатов наблюдений. Но оно всегда начинается с зада­чи. Под «задачей» я понимаю не обязательно практическую трудную ситуацию или источник трудностей. Я имею в виду набор идей, ко­торый выглядит неадекватным и который стоит попытаться усовер­шенствовать. Существующее объяснение может показаться слишком многословным или слишком трудным; оно также может показаться из­лишне конкретным или нереально амбициозным. Может промелькнуть возможное объединение с другими идеями. Или объяснение, удовле­творительное в одной области, может оказаться несовместимым с та­ким же удовлетворительным объяснением из другой области. Или,мо­жетбыть, были удивительные наблюдения, как-то: блуждающие пла­неты, —которые существующие теории не могли ни предсказать, ни объяснить.


Последний тип задачи напоминает первый этап схемы индукти­вистов, но лишь поверхностно. Неожиданное наблюдение никогда не порождает научное открытие, если только существующие до него тео­рии уже не содержат зачатки задачи. Например, облака блуждают даже больше, чем планеты. Это непредсказуемое блуждание, по-видимому, было известно задолго до того, как открыли планеты. Более того, про­гнозы погоды всегда ценили фермеры, моряки и солдаты, так что всег­да существовал стимул создать теорию движения облаков. Тем не ме­нее, не метеорология, а астрономия оставила след для современной на­уки. Результаты наблюдений метеорологии были гораздо более легко доступными, чем результаты наблюдений астрономии, но никто не об­ращал на них особого внимания и никто не выводил из них теорий относительно холодных фронтов или антициклонов. История науки не была загружена спорами, догмами, ересью, размышлениями и тщательно продуманными теориями о природе облаков и их движения. Поче­му? Потому что при установившейся объяснительной теории погоды было совершенно ясно, что движение облаков непредсказуемо. Здра­вый смысл подсказывает, что движение облаков зависит от ветра. Ког­да они движутся в разных направлениях, разумно предположить, что на разной высоте разный ветер, и это вряд ли возможно предугадать, а потому легко сделать вывод, что объяснять больше нечего. Некото­рые люди несомненно переносили этот взгляд на планеты и считали их просто сияющими объектами на небесной сфере, которые на большой высоте разгонял ветер, или, возможно, перемещали ангелы, и большего объяснения не требовалось. Но других это не удовлетворяло: они пред­полагали, что за блужданием планет стоят более глубокие объяснения. Поэтому они искали такие объяснения и находили их. В разные времена в истории астрономии появлялись то массы необъясненных результатов наблюдений, то лишь крупицы таких свидетельств, а то их и вовсе не было. Но выбирая предмет создания теории, соответствующий собран­ным наблюдениям конкретного явления, они неизменно должны были бы выбирать облака, а не планеты. Тем не менее, они выбирали плане­ты и делали это по различным причинам. Некоторые причины зависели от предубеждений относительно того, какой должна быть космология, или от споров древних философов, или от мистической нумерологии. Некоторые основывались на физике того времени, другие —на мате­матике или геометрии. Некоторые причины оказались объективными, другие —нет. Но каждая из них означала следующее: кому-то каза­лось, что существующие объяснения требуют усовершенствования и они должны его получить.


Рис. 3.2. Процесс решения задачи

При решении задачи мы ищем новые или усовершенствованные теории, которые содержат объяснения без недостатков, но сохраняют достоинства существующих теорий (рисунок 3.2).Таким образом, за постановкой задачи (этап 1)следуетгипотеза:высказывание новых теорий, изменение или новое толкование старых для решения задачи (этап 2).Затемгипотезыподвергают критике, что позволяет (если кри­тика рациональна) исследовать и сравнить теории, чтобы выбрать ту, которая содержит лучшие объяснения относительно критериев задачи (этап 3).Выдвинутую теорию, не прошедшую испытание критикой, то есть предлагающую худшие объяснения по сравнению с другими тео­риями, исключают. Заменив одну из первоначально принятых теорий на вновь предложенную (этап 4),мы предварительно считаем, что де­лаем успехи в решении задачи. Я говорю «предварительно», потому что последующее решение задачи возможно потребует корректировки или замены даже этих новых, на первый взгляд, удовлетворительных тео­рий, а иногда даже возврата к некоторым, ранее признанным неудов­летворительными. Таким образом, решение, каким бы хорошим оно ни было, еще не конец процесса: это начало процесса решения следующей задачи (этап 5).Это иллюстрирует еще одно ошибочное представление индуктивизма. Задача науки заключается не в том, чтобы найти тео­рию, которая будет считаться вечной истиной, а в том, чтобы найти лучшую на данный момент теорию и если это возможно, внести поправ­ки во все имеющиеся теории. Научная дискуссия необходима, чтобы убедиться, что данное объяснение —лучшее из имеющихся. Она ни­чего не говорит, да и не может сказать, относительно того, выдержит ли это объяснение впоследствии новую критику и сравнение с вновь найденными объяснениями. Хорошее объяснение может дать хорошие предсказания относительно будущего, но ни одно объяснение не способ­но предугадать содержание или качество своих будущих конкурентов.

То, что я описал до настоящего момента, применимо к решению лю­бых задач независимо от темы рассматриваемого предмета или методов рациональной критики. Решение научныхзадач всегда содержит кон­кретный метод рациональной критики —экспериментальную проверку. Когда две или более конкурирующих теории дают противоположные предсказания результатов эксперимента, этот эксперимент проводят, а теорию или теории, предсказания которых оказались ложными, от­вергают. Сама структура научных гипотез направлена на нахождение объяснений, предсказания которых можно проверить эксперименталь­но. В идеале мы всегда ищемрешающие экспериментальные проверкиэксперименты, результат которых, каким бы он ни был, заявит о не­состоятельности одной или нескольких конкурирующих теорий. Этот процесс показан на рисунке 3.3.Независимо от того, включала ли по­становка задачи наблюдения (этап 1)и были ли конкурирующие те­ории придуманы только для экспериментальной проверки, именно на этой критической фазе научного открытия (этап 3)экспериментальные проверки играют решающую и определяющую роль. Эта роль состоит в том, чтобы объявить некоторые конкурирующие теории неудовлетво­рительными, обнаружив, что их объяснения приводят к ложным пред­сказаниям. Здесь я должен упомянуть об асимметрии, которая очень важна в философии и методологии науки: асимметрии между экспе­риментальным опровержением и экспериментальным подтверждением. Тогда как неправильное предсказание автоматически переводит лежа­щее в его основе объяснение в разряд неудовлетворительных, правиль­ное предсказание вообще ничего не говорит об объяснении, лежащем в его основе. Еще хуже неправильные объяснения, дающие правильные предсказания, что должны бы иметь в виду разные любители НЛО, теоретики-конспираторы и псевдоученые (но чего они никогда не дела­ют).


Рис. 3.3. Последовательность научного открытия

Если теорию о наблюдаемых событиях невозможно проверить, то есть ни одно возможное наблюдение ее не исключает, значит она са­ма не может объяснить, почему эти события происходят именно так, как наблюдается, а не иначе. Например, «ангельскую» теорию дви­жения планет проверить невозможно, потому что независимо от то­го, как планеты движутся, это движение можно приписать влиянию ангелов; следовательно, теория ангелов не может объяснить конкрет­ное движение планет, которое мы видим, пока его не дополнит тео­рия о том, как движутся ангелы. Именно поэтому в науке есть ме­тодологическое правило, которое гласит, что как только теория, ко­торую можно экспериментально проверить, прошла соответствующую проверку, любые другие менеепроверяемые теории, конкурирующие с ней и касающиеся того же явления, отвергают сразу же, посколь­ку их объяснения, несомненно, окажутся хуже. На это правило часто ссылаются как на правило, которое отличает науку от других видов создания знания. Но, принимая то, что наука заключается в объясне­ниях, мы понимаем, что это правило -действительно особый слу­чай, применимый к решениям любых задач:теории, способные дать более подробные объяснения, автоматически становятся предпочти­тельными.Эти теории предпочитают по двум причинам. Первая со­стоит в том, что теория, которая «заметна» своей конкретностью от­носительно большего числа явлений, открывает себя и своих сопер­ников большему проявлению критики, а следовательно, у нее больше шансов продвинуть процесс решения задачи вперед. Вторая причина просто в том, что если такая теория выдержит критику, она полу­чит еще большее количество объяснений, что и является задачей на­уки.

Я уже отметил, что даже в науке экспериментальные проверки не составляют большую часть критики. Так происходит потому, что на­учная критика большей частью направлена не на предсказание теорий, а непосредственно на объяснения, которые лежат в их основе. Провер­ка предсказаний —это лишь косвенный способ (хотя при возможнос­ти его использования исключительно мощный) проверки объяснений. В главе 1я привел пример «лечения травой» —теории о том, что, съев килограмм травы, можно вылечиться от обычной простуды. Эту тео­рию и множество других, ей подобных, легко проверить. Но мы можем критиковать и отбрасывать их, даже не проводя эксперименты, просто на основе того, что они объясняют не больше предшествующих теорий, противоречащих им, но делают новые допущения, которые невозможно объяснить.


Научное открытие редко проходит последовательно все стадии, по­казанные на рисунке 3.3,с первой попытки. До завершения или дажерешениякаждого этапа обычно применяют повторяющийся поиск с воз­вратом, поскольку на каждом этапе может возникнуть задача, для ре­шения которой необходимо пройти все пять этапов вспомогательного процесса решения задач. Это применимо даже к этапу 1,поскольку первоначальную задачу нельзя назвать непреложной. Если мы не мо­жем придумать хорошие варианты решения, мы можем вернуться на первый этап и попытаться сформулировать задачу иначе, а возможно, и выбрать другую задачу. На самом деле, кажущаяся нерешаемость — только одна из множества причин, почему зачастую мы хотим изме­нить задачи, которые решаем. Некоторые варианты задачи несомнен­но более интересны или в большей степени подходят другим задачам; другие —лучше сформулированы; третьи кажутся потенциально бо­лее эффективными или более насущными и т.д. Часто вопрос о том, в чем точно заключается задача и какие качества должны быть присущи «хорошему» объяснению, подвергается такой же критике и тем же гипотезам, что и пробные решения.

Точно также, если критика на этапе 3не выберет одну из конку­рирующих теорий, мы попытаемся изобрести новые методы критики. Если и это не поможет, мы можем вернуться на этап 2и попытаться уточнить предлагаемые нами решения (и существующие теории) так, чтобы извлечь из них больше объяснений и предсказаний и облегчить поиск их недостатков. Мы также можем вновь вернуться к этапу 1и попытаться найти лучшие критерии объяснений. И так далее.

Существует не только постоянный возврат, многие подзадачи оста­ются действующими одновременно, и к ним приходится обращаться по мере возможности. И лишь когда открытие сделано, четкую его после­довательность можно представить так, как показано на рисунке 3.3. Эта последовательность может начаться с самого последнего и наи­лучшего варианта постановки задачи; затем она может показать, ка­ким образом некоторые из отвергнутых теорий не выдержали крити­ки; представить победившую теорию и сказать, почему она выдержала критику; объяснить, как обойтись без вытесненной теории; и, наконец, указать несколько новых задач, которые создает или предусматривает это открытие.

В процессе решения задачи мы имеем дело с огромным неоднород­ным набором идей, теорий и критериев, представленных в разных кон­курирующих между собой вариантах. Существует непрерывная смена теорий по мере того, как они изменяются или их вытесняют новые те­ории. Таким образом, все теории подвергаются изменению или отбору в соответствии с критериями, которые тоже подвергаются изменению или отбору. Весь процесс напоминает биологическую эволюцию. Зада­ча подобна экологической нише, а теория —гену или виду, который проверяют на жизнеспособность в этой нише. Подобно генетическим мутациям постоянно возникают новые варианты теорий, и менее удач­ные варианты отмирают, когда им на смену приходят более удачные. «Удача» —это способность выживать под постоянным избирательным давлением —критикой, —властвующим в этой нише, причем ее кри­терии частично зависят от физических характеристик ниши, частично от качеств, присущих другим генам и видам (т.е. другим идеям), ко­торые уже там присутствуют. Новое мировоззрение, которое неявно может присутствовать в теории, решающей задачу, и отличительные черты нового вида, занимающего нишу, —исходящиесвойства зада­чи или ниши. Другим словами, процесс получения решений изначально сложен. Не существует простого способа открыть истинную природу планет, задаваясь, скажем, критикой теории небесной сферы и неко­торыми дополнительными наблюдениями, так же, как не существует простого способа составить ДНК коалы, опираясь на свойства эвкалип­тов. Эволюция или метод проб и ошибок —особенно сконцентриро­ванная, целенаправленная форма этого метода, называемая научным открытием, —единственный способ осуществить это.