ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Укачаю – уговариваю. В таких текстах уговаривают (велят) спать. Сон ребенка есть рост и в народных представлениях ("Во сне растет") и в формулах колыбельных ("Спи по ночам, // Расти по часам"). В момент переходного состояния (переход от бодрствования ко сну, сам сон) очень важно посредством слова (колыбельная песня) и действия (качание) закрепить в младенце потенциал роста.

Прямое подтверждение гипотезы о смысловых значениях вертикального "вектора" качания и соответствующих формул колыбельной песни мы находим в записях заговоров и свадебной лирики.

Музыкальный анализ произведения

Форма произведения – строфическая с элементами вариационного развития ( + вступление 4такта и заключение расширенное 7 тактов). принцип построения формы следующий:

-вступление (1-4т.) - 1ый раздел(экспозиция с 5 по 12 т.) - 2ой раздел + 3ий раздел – развитие (13-32т.) -4ый раздел- реприза(33-40т.)

-заключение (41-47т.) 1ый раздел – экспозиция основной темы 2ой и 3ий разделы – играют роль развивающей середины. Вариантные а также тембральные изменения происходят в тембре во 2ом разделе : н о т н ы й п р и м е р д и в и з и и + 1 7 т а к т :

В 3ем разделе помимо тембрального расцвечивания темы, мы наблюдаем тональные отклонения ( мелодический и гармонический a moll ).По сравнению с другими разделами, 3ий самый масштабный (состоит из 12 тактов).В сопровождающих основную тему голосах (А,Т) обилие полутоновых нисходящих ходов (21-23т.) : н о т н ы й п р и м е р :

4ый раздел – носит функцию репризы, подведение итогов. Интонации колыбельной в заключительном разделе звучат в партиях С,А,Т ; басовые голоса вступают в заключительных 3 тактах : н о т н ы й п р и м е р (44-47т): Завершает звучание хора женская группа голосов на нюансе РРР (47т) : н о т н ы й п р и м е р

ТЕМП. Использован традиционный темп для данного жанра Moderato (умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro) -

=80-90

Правильный выбор темпа зависит от ритмической организации мелодии. Однообразный ритмический рисунок создает настроение монотонности, безысходности. Мелкие длительности провоцируют дирижера ускорять темп. Важно обратить внимание на этот момент, и предупредить возможное суетливое исполнение. В заключительном разделе


композитор предлагает агогические изменения в темпе (allargando- замедляя). Замедление темпа в заключении логично и обосновано.

Распределение музыкально-тематического материала- неравнозначное. Одной из партий принадлежит тема-мелодия, остальные выполняют функцию гармонического наполнения. За исключением вступления (1-4т.) и фрагмента (27-28т)-подготавливающего кульминацию такими средствами выразительности, как увеличение количества голосов ,динамическое насыщение, ритмическая самостоятельность партии Б: н о т н ы й п р и м е р (28т.) Ладотональные и гармонические особенности произведения. Композитором использована тональность a-moll , во всех ладовых видах минора (натуральный, гармонический, мелодический) . При подробном анализе гармонии мы видим отклонение в тональность первой степени родства C-dur в 29-30т. Отклонение происходит через DDум7 (6ст =1ст)- Т – C dur . Сложности при исполнении могут возникнуть у партии А и Т, по причине хроматических нисходящих ходов в 21-24т. Во избежание смещения певческой позиции следует взять этот фрагмент в распевку.

Значение гармонии в формообразовании велико, поэтому, анализируя произведение нужно дополнительно выявить функциональное значение различных выразительных элементов.

Особенно важные с точки зрения гармонической насыщенности, являются 1 и 2 разделы произведения. Композитор при показе темы использует простой гармонический язык – обращения (Т-D) – трезвучий, которые используются довольно часто; взаимосвязь каденций, логика функционального движения – взаимообусловлены. Как говорилось раннее , колыбельная- спокойная музыка, исполняемая с целью убаюкать младенца. Мелодия ,как правило, имеет повторную структуру, в данном произведении контраст изложения музыкального материала.

Гармония приобретает “новые краски” во 2ом разделе ,за счёт альтерации (мелод.лад a-moll ) ,через DDум7 отклонение в C dur, и через уже 2 такта возвращение в первоначальную тональность a moll. На протяжении всего произведения мы наблюдаем постоянный возврат к тонике, как к устою ( Т- a moll) , что создает удобные условия для исполнения. Характеристика гармонического языка зависит от жанра. В данном произведении автор с помощью прозрачной, несложной гармонии смог передать слушателю образ колыбельной.

Гармония не является в данном произведении главным средством выразительности. Особенности хорового изложения вокально-хоровой анализ

Динамика в этом номере играет огромную роль в формировании художественного образа. Тихая динамика в начале разделов с кульминацией в среднем разделе позволяет композитору создать образ колыбельной песни и выявить кульминационные моменты. Характер звуковедения в хоре – legato. Поэтому звучание должно быть плавным, связным, гласные звуки переходят из ноты в ноту, без рывков и спадов.


Тесситурные условия партий и удобны и не представляют собой трудности в исполнении.

Основной приём звуковедения в этом хоре – legato. Певцы должны обладать навыком плавного и равномерного распределения звука от тона к тону, от слога к слогу, без перерыва и толчков, без нарушений певческой линии .

Диапазоны голосов:

Сопрано:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Альт:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Тенор:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Бас:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Полная слитность исполнения всех элементов хоровой звучности достигается, прежде всего, слитностью звучания каждой отдельной партии. Недаром говорят, что хоровое пение – это ансамбль унисонов.

В основе хорошего ансамбля лежит работа над унисонным ансамблем хоровых голосов. Унисонный ансамбль предусматривает слияние голосов по высоте, по метроритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приёмам и дикции. При этом главное внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга, умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании своей партии. Необходимо использовать приём унисонного пения на цепном дыхании, филирование унисона, что даёт возможность певцам вслушаться в своё пение, выстроить его.


Выставленная композитором динамика – p. Однако нужно динамически выделять ударные слоги внутри фразы, а безударные – динамически смягчать. Во время исполнения необходимо ощущать постепенное динамическое развитие, которое стремится к f во 2ом разделе, и к ff в 3ем разделе (кульминация всего произведения). В четвертом разделе выписана ремарка автора poco dim. (постепенно затихая) , в заключительном разделе pp , и тут же на последних аккордах (43-47т.) ремарка-

allargando e dim. (замедляя, и затихая). Интонационными трудностями для всех партий является встречные знаки альтерированные звуки, обусловленные постоянной ладовой неустойчивостью.

Все гласные в этом хоре должны максимально допеваться, а согласные присоединяться к следующему слогу: [ на-дом-нойпе-вала-ма-а-тушка, колы-бельмо-юка-ча-аючи, буде-щаслив-калистра-а-тушка, буде-шжитьты-припе-ва-аючи] .

Мелодическая структура произведения выражена размером ¾, исходя из этого , схема дирижирования будет трёхдольной.

Характер жеста плавный, присущий штриху legato. Форма кисти должна быть прикрытой, куполообразной. Можно соединить большой и указательный пальцы. Ауфтакты в этом произведении должны быть мягкими. В 28 такте необходимо дать несколько нарочитый ауфтакт на 3ю долю, для показа кульминации.

Дирижер должен внимательно выполнить те требования, которые заложены композитором в нотном тексте. Жест дирижера отображает прежде всего динамику и характер звука; в этом сочинении он должен быть плавным и протяжным, именно такой жест может передать характер звучания хора. Нужно уделить внимание динамическим вопросам – “crescendo” и “diminuendo” должны быть показаны с большой точностью. Ауфтакты в дирижерском жесте должны содержать в себе указание на новую динамику, темп и характер.

Плавность и певучесть кисти нужна для распевов в партиях В таких случаях дирижером должна быть проведена одна мелодическая линия, неразрывная, показанная в руке наиболее мягким, распевным жестом.