ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий. Так, мясо высшего сорта можно получить только от задней и лопаточной частей туши и невозможно - от пашины, голяшки и других частей, мясо которых относится к низшим сортам. Различия между сортами колбас обусловлены в первую очередь сортом мяса, предопределяющего подбор вспомогательного сырья.

При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами.

По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмала. Так, из одного и того же зерна можно при трех-сортном помоле получить муку высшего, 1-го и 2-го сортов, что обусловлено такими операциями, как дробление зерна, разделение образовавшихся частиц на фракции по содержанию отрубей и размол каждой фракции по отдельности. Сорт крупы и крахмала зависит от тщательности отделения примесей.

Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения.

Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег (флеш) и меньше его длина (от верхушечной нераскрывшейся почки), тем выше качество сырья. Однако для получения чая высших сортов необходимо, кроме того, строго соблюдать технологический режим отдельных операций (скручивания, ферментации и др.). При хранении происходит старение чая за счет окислительных процессов, вследствие чего сорт чая изменяется. Чем дольше хранится чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит старение. За год хранения при комнатной температуре грузинский чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 72-74..

Пересортица - один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Так, пересортица, происходящая при хранении, не зависит от работников фирмы и является объективной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пересортица носит субъективный характер и объясняется либо злоупотреблениями, либо нарушениями технологии производства, включая некачественный приемочный контроль сырья Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. С. 105..


31-Несоответствие– это невыполнение установленных требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Разновидностями несоответствий являютсядефектыинедостаток товара.

1. Дефект– это невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).  Различие понятий «дефект» и «несоответствие» заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению.

Например, консервы с дефектом, как микробиологический бомбаж , не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности, а консервы в металлических банках с ржавлением, но без утраты герметичности только не подлежат длительному хранению.

Дефекты товаров

Дефект — невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности (МС ИСО 8402: 1994, п. 2.11).

Классификациядефектов производится на основе следующих признаков:

— степень значимости (критические, значительные, малозначительные) ;

— наличие методов и средств обнаружения (явные, скрытые, устранимые, неустранимые);

— место возникновения (технологические, предреализационные, послереализационные).

Критические дефекты — несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред здоровью, имуществу потребите лей, окружающей среде. Такие товары нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.

Значительные дефекты - несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителей и окружающей среды.

Малозначительные дефекты — несоответствия, не оказывающие существенного влияния на потребительские свойства товаров.

Явные дефекты — несоответствия, определяемые визуально, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения.

Скрытые дефекты визуально обнаружить невозможно, методы и средства их обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.

Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначено.

Неустранимые дефекты невозможно или экономически невыгодно устранять. Товары с критическими дефектами относят к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению.

Товары со значительными дефектами относят к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.


Товары с малозначителными дефектами и товары со значительными дефектами в пределах установленных норм считаются стандартными.

Технологические дефекты — дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Если при сдаче-приемке товаров технологические дефекты носили скрытый характер, то в течение 4 месяцев продавец может предъявить претензии поставщику. В противном случае в соответствии с «Инструкцией по приемке товаровнародного потребления по качеству» претензии предъявить невозможно.

Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Товары с недопустимыми технологическими или предреализационными дефектами реализации не подлежат.

Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации товаров потребителем в результате:

- нарушения потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;

- проявления скрытых технологических или предреализационных дефектов.

В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом (отсутствие маркировки, эксплуатационных документов). Во втором случае продавец обязан: устранить дефекты за свой счет, заменить дефектный товар или вернуть уплаченную сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба (Закон «О защите прав потребителей »).

Количество дефектов в товарной партиихарактеризует коэффициент дефектности - средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции.

Основные методы статистической оценки дефектов продукции: гистограммы распределения, дающие информацию о разбросе измеряемых параметров, диаграммы Паретто, схема Исикавы.

Цель схемы Исикавы - отыскать наиболее правильный и эффективный способ решения задачи (вскрыть причину дефекта). 32-1. Предупреждающее действие – это действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Например, операционный контроль качества при производстве продукции, товароведный контроль за условиями и сроком хранения, предоставление информации потребителю о правилах эксплуатации товаров или противопоказаниях к использованию, защитные устройства при нарушениях режима производства или условий эксплуатации (отключение стиральной машины или печи СВЧ при открытии дверцы).


2. Корректирующее действие – это действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.Они направлены:

  1. На предотвращение повторного возникновения несоответствия в случае его обнаружения. Например, при выявлении технологических дефектов вносятся изменения в соответствующие производственные операции.

  2. На изменение условий и сроков хранения при обнаружении дефектов товаров при хранении. Например, при обнаружении заболевания картофеля фитофторой снижается температура хранения или производится первоочередная реализация товарной партии.

  3. На устранение причин уже возникшего и обнаруженного несоответствия.

  4. На устранение обнаруженного несоответствия, т.е. коррекция, которая в отличие от корректирующих действий не предназначена для выявления причин.

3. Коррекция – это действие, принятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Она включает переделку и снижение градации.Переделка – это действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции для приведения ее в соответствие требованиям, отличающимся от исходных.

Например, получение новых видов продукции из так называемого некондиционного или нестандартного сырья (из мелких и пораженных вредителями яблок получают соки, пюре, сушеную продукцию, удалив поврежденные части плодов).

Ремонт (разновидность переделки) – это действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать ее приемлемой  для предполагаемого использования.

Например, при покупке одежды потребитель с нестандартной фигурой может осуществить ремонт путем изменения длины, объема изделия, отдельных деталей.

Ремонт способствует развитию соответствующей сферы услуг (например, ремонт квартир, автомобилей, бытовой техники, одежды, обуви и т.п.).

Снижение градации – это изменение градации несоответствующей продукции, чтобы она соответствовала требованиям, отличным от исходных.

4. Утилизация несоответствующей продукции – это действия в отношении несоответствующей продукции, предпринятые для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования.

Утилизация может осуществляться путем переработки или уничтожения.

Например, одноразовые товары (посуда, скатерти, белье, шприцы и т.п.) или опасные, вредные для человека или окружающей среды товары (загнившие, заплесневевшие пищевые продукты, товары с повышенным содержанием токсичных элементов и др.).


5. Разрешение на отклонение – это разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям.

Оно распространяется на поставку уже произведенной продукции для установленных согласованных ограничений по времени и количеству данной продукции.

Она регламентируется в контрактах, договорах поставки, дополнительных соглашениях и других технических документах. При реализации такой продукции информация о наличии отклонений и разрешений на них должна быть доведена до всех участников технологического цикла товародвижения.

6. Разрешение на отступление – это разрешение на использование и выпуск продукции, с отступлениями от исходных установленных требований к продукции до ее производства.

Оно может быть регламентировано в нормативных документах. Например, допускаемые отклонения от номинальных значений показателя; товары низшей градации качества.

7. Выпуск – это разрешение на переход к следующей стадии процесса.

Он может быть дан после определенных технологических операций или завершения производства и получения готовой продукции, а также на последующих этапах товарных стадий.

Например, в торговле товароведы осуществляют выпуск товаров в реализацию после выявления соответствия или устранения несоответствий путем сортировки или разбраковки товаров.

8. Реализация – это действия по передаче товара от изготовителя или продавца приобретателю.

Она должна осуществляться только для товаров, соответствующих установленным требованиям или имеющих разрешение на отклонение или отступление. 

33-Приемка товаров по качествуи количеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству чаще носит выборочный характер, а по количеству - сплошной.

Важнейшим элементом выборочного контроля являетсяотбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверностьопределения качествавсей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. В любой партии товаровесть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже с низким качеством. Соотношение такихтоваровв каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью. Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальные размеры пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб.