Файл: ДИПЛОМ. Готовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфика политики, затрагивающей интересы и влияющей на условия жизнедеятельности семьи, носит конкретно-исторический характер. К ее детерминантам целесообразно отнести:

  • институциональные факторы (политическая система, политический режим, законодательная база по проблемам функционирования семьи);

  • социально-экономические условия (экономические отношения, степень развития сферы услуг, создание условий для обеспечения экономической независимости семьи, оказание семьям поддержки в гармоничном сочетании их членами профессиональных и семейных обязанностей, уровень реальных доходов семьи);

  • социокультурные и идеологические факторы (господствующая во властных структурах и массовом сознании система ценностей и идеалов, а также взглядов на социальный статус семьи и полоролевые функции супругов);

  • тип социальной политики (система социальной защиты населения, признание/непризнание материнства социально значимой функцией, материнское/родительское право);

  • характер взаимоотношений между государством и семьей (социальное партнерство, протекционизм/патернализм, вмешательство государства в выполнение семьей своих функций)2.

Государственная семейная политика в России имеет свои основные направления и принципы. К основным направлениям государственной семейной политики относятся:

  • обеспечение условий для улучшения и стабилизации материального положения семьи, уменьшение бедности и увеличения помощи малоимущим семьям путем предоставления со стороны государства дополнительных льгот, гарантий и выплат;

  • обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязательств путем закрепления указанных условий в Трудовом кодексе Российской Федерации, например, в соответствии со статьей 258 Трудового кодекса РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый;

  • кардинальное улучшение охраны здоровья семьи путем проведения консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям;

  • усиление помощи семье в воспитании детей путем предоставления семьям, имеющим детей, мер социальной поддержки.


К основным принципам государственной семейной политики в России относятся:

  • принятие решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;

  • приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;

  • равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;

  • партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;

  • доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;

  • комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;

  • профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Представленные принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения1.

Важными составляющими семейной политики являются формы и методы ее реализации. В числе форм семейной политики отметим следующие:

  • постановления и решения компетентных органов. В области семейной политики такими органами являются: Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам семейной политики и по системе в целом; президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы; правительство Российской Федерации, принимающее постановления по семейной политике;

  • суды Российской Федерации - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в данной сфере; министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие конкретные ее аспекты; органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам семейной политики.

  • программы. Эта форма характерна для органов государственной власти. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы в области семейной политики, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий семей. Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

  • планы мероприятий по реализации семейной политики. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Цель Плана - формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация положения Конвенции ООН «О правах ребенка». Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

  • создание и развитие материальной базы для реализации семейной политики, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками.


В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов по реализации семейной политики имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата. В числе этих методов:

  • убеждение действующих и потенциальных субъектов семейной политики - руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в мероприятиях;

  • использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

  • опора на закон и общественное мнение;

  • стимулирование и поощрение.

  • метод принуждения также не чужд семейной политике, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу семьи и детей, при реализации права семьи на наследство и жилплощадь, при защите права ребенка на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях;

  • метод анализа и прогноза в развитии системы Управления по вопросам семьи и демографического развития. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех категорий семей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов1.

В Послании президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию 2010 г. очень четко обозначилась необходимость развития семейной политики в России, и были освещены ее основные механизмы:

  • дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей: меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки1.

  • меры поддержки многодетных семей. Практически во всех регионах ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в повышенном размере. Начиная с 2013 года, началась выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране2. В регионах могут применяться и другие формы поддержки многодетных семей: сертификаты, именные капиталы;

  • государственная социальная помощь малоимущим семьям: предоставляется в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

  • профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми: предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении; предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов; развитие социального патроната в отношении семей, находящихся в социально опасном положении и т. п.3.

  • и другие меры семейной и демографической политики.


Для эффективного обеспечения семей социальной поддержкой в России прилагается немало усилий. В последнее десятилетие в России активно формируется семейная политика. Однако ее теоретические основы еще недостаточно точны и требуют дальнейшей разработки. Так само понятие семейной политики носит двойственный характер. При первом подходе происходит смешение понятий семейной и демографической политики, что указывает на их полную идентичность. В то же время второй подход четко разделяет понятие семейной и демографической политики. Подобная ситуация приводит к ошибочному пониманию понятия, а так же использованию его властными структурами при разработке теоретических основ семейной политики, а следовательно и к проблемам в построении семейной политики как таковой.

Что касается механизмов реализации семейной политики, то мы видим, что они представляют собой целый комплекс принципов, форм и методов, направленный на ее реализацию. Все приведенные в дипломной работе механизмы использовались в практике работы органов власти и профильных структур, оказывающих прямую адресную поддержку семьям еще до возникновения отдельной семейной политики. Это говорит о том, что их применение имело положительный результат. Однако после признания необходимости формирования единой семейной политики потребовалась разработка новейших механизмов, таких как, например, материнский капитал, налоговые преференции. Параллельно с развитием экономической сферы общества, в среднем, каждые 2-3 года существующие механизмы по реализации семейной политики совершенствуются, а так же разрабатываются новые. Это позволяет сделать вывод о том, что ее теоретические основы постоянно совершенствуются и развиваются, находя свое отражение в нормативно-правовой базе государства.

1.2 Нормативно-правовая база, определяющая реализацию мероприятий по вопросам семьи и демографической политики в РФ

В настоящее время в нашей стране началась активная реализация основных положений семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях1. Как в Российской Федерации так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления разработаны и приняты специальные планы, концепции и программы направленные на улучшение демографической ситуации и повышения качества жизни семьи и детей. Их основой, как известно выступает механизм конституционно-правовой охраны и защиты материнства и детства. Под структурой механизма охраны и защиты следует понимать системообразующую, интегрирующую составляющую между его элементами. Элементы же механизма целесообразно выделять согласно крупным блокам правовых полномочий, не пересекающимся с другими субъектами – государством, обществом и совокупностью иных субъектов, которые целесообразно сгруппировать ввиду их большого количества и небольшого, если брать по отдельности влияния на реализацию права.


В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что структуру правового механизма конституционно-правовой охраны и защиты материнства и детства образуют две взаимосвязанные подсистемы – нормативная и институциональная (или субъектная, поскольку основана на выделении основных субъектов, действующих для охраны и защиты целевого блока прав и свобод). Нормативную составляют правовые нормы и принципы2.

Права матери и ребенка охраняются берут свое начало в международным праве. В статье 15 Конституции РФ признается приоритет принципов и норм международного права и их принадлежность к правовой системе Российской Федерации3.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется и в Европейской Социальной Хартии № 163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.) и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)1.

Нормы о защите материнства и детства содержатся во многих международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах, участником которых является Российская Федерация).

Так, например, можно выделить:

  • Конвенцию ООН «О правах ребенка» с факультативным протоколом от 20 ноября 1989 г.;

  • Конвенцию МОТ № 103 «Об охране материнства» (пересмотренная в 1952 г.) (Женева, 28 июня 1952 г.);

  • Конвенцию МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (Женева, 3 июня 1981 г.);

  • Конвенцию МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (Женева, 17 июня 1999 г.).

Исходя из анализа данных документов, можно отметить, что согласно перечисленным нормативным актам обеспечивается благополучие семьи и всех ее членов как во внутрисемейной сфере, так и вне ее - в отношениях с государством и обществом. Несмотря на то, что данные документы создают фундамент в регулировании семейной политики, они больше носят рекомендательный характер, следовательно присоединение России к этим документам еще не означает создание адекватной семейной политики.