Файл: ДИПЛОМ. Готовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 130 Конституции РФ устанавливается самостоятельность местных органов при решении вопросов местного значения. Анализ ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что местные органы имеют большие полномочия в области охраны и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод матери и ребенка1. Органы местного самоуправления из всех органов власти наиболее приближены к населению. Поэтому они в состоянии принимать все необходимые меры, направленные на недопущение нарушений прав граждан и на защиту и восстановление нарушенных прав.2 Однако их компетенция существенно ограничена.

Таким образом в г. о. Кинель Самарской области действуют следующие нормативно-правовые акты:

  • Устав городского округа Кинель Самарской области, где установлены основные положения по осуществлению местного самоуправления;

  • Положением об управлении по вопросам семьи и демографического развития администрации городского округа Кинель Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 26 июля 2007г. № 356;

  • Устав муниципального бюджетного учреждения «Управление социальной защиты населения городского округа Кинель Самарской области» (новая редакция) от 2011 г..

Два последних документа содержат в себе детальное описание организации работы по реализации семейной политики на местах. В них содержатся должностные обязанности специалистов по социальной работе, их функции, а так же этапы и механизмы работы с различными категориями семей и другие не менее важные детали.

Как мы видим, нормативно-правовая база семейной политики строится на трех основных уровнях: международном, общефедеральном и региональном. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.

Общефедеральный уровень правовой защиты семьи опирается на Конституцию РФ 1993 г., Семейный кодекс 1995 г. и законодательство о семье, законы РФ о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите семьи и детей на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.


На уровне муниципального управления так же существуют свои нормативно-правовые акты. В основном это уставы, положения, городские программы.

К настоящему времени единая нормативно-правовая база по семейной и демографической политики, несмотря на обилие нормативно правовых актов, регулирующих компетентные в ее сфере вопросы, все же отсутствует. Однако мы видим, что интерес к семейной политики со стороны государства растет с каждым годом. Каждый год совершенствуются нормативно-правовые акты в сфере семейных отношений, вступают в силу новые, важное место семейной политики определяется в Посланиях Президента Федеральному собранию, имеют место различные научные дискуссии по развитию нормативно-правовой базы семейной и демографической политики. Такая тенденция позволяет сделать вывод, что нормативно-правовая база семейной и демографической политики находится на пути формирования и развития.


Глава 2 особенности реализации семейной и демографической политики в рф и ее субъектах

2.1 Особенности структур и функций управления по реализации семейной и демографической политики РФ на федеральном и региональном уровнях

Государственную власть в РФ осуществляют: глава государства - Президент РФ; парламент РФ - Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть.

Соответственно, государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.

В соответствии со статьей 101 части 3 Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы1. Одним из таких комитетов является - Комитет по вопросам семьи, женщин и детей. Его подробная структура представлена в Приложении А.

В ведении Комитета находятся вопросы, связанные с совершенствованием:

  • семейного кодекса Российской Федерации;

  • Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

  • Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;

  • иных федеральных законов, по которым Совет Государственной Думы назначает Комитет является ответственным за их подготовку к рассмотрению Государственной Думой.

Порядок деятельности Комитета определяется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Регламентом1.

На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство труда и социального развития РФ, где функционирует департамент демографической политики и социальной защиты населения.

В соответствии с Положением о Департаменте демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: департамент демографической политики и социальной защиты населения (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии и гендерного равенства, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения (см. рисунок П.Б.1).


В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением.

Департамент в пределах вопросов, отнесенных к его компетенции, осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает, организует согласование и подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации совместно с другими заинтересованными структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, и обеспечивает сопровождение их дальнейшего прохождения;

  • участвует в разработке основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, других программных документов Правительства Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты, подготовке планов и показателей деятельности Министерства, докладов о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования, отчетов о выполнении программных документов, планов, показателей и докладов о результатах детальности Министерства;

  • участвует в подготовке предложений к сценарным условиям развития в сфере социальной защиты, государственным прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

  • осуществляет анализ эффективности действующих федеральных целевых и ведомственных программ, подготавливает предложения о разработке новых целевых и ведомственных программ по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

  • подготавливает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения по нормативно-правовому регулированию по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

  • подготавливает совместно с иными структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями проекты нормативных правовых актов Министерства;

  • организует реализацию мероприятий по социальной поддержке детей и семьи, участвует в координации и контроле за реализацией федеральных целевых программ социальной поддержки детей и семьи по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

  • организует работу по контролю за выполнением структурными подразделениями Министерства, федеральной службой, государственными внебюджетными фондами, федеральными органами исполнительной власти концептуальных документов в области демографической политики Российской Федерации и планов мероприятий по их реализации, осуществляет подготовку в Правительство Российской Федерации информации о ходе их выполнения;

  • разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам организации предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортного лечения и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в рамках набора социальных услуг;

  • осуществляет методическое и информационное обеспечение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • участвует в координации деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

  • осуществляет иные функции в соответствии с решениями Министра.1


К структуре управления государственной семейной политикой относятся Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство труда и социального развития, общественные организации, деятельность которых координируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно главе 1 ст. 4 данного закона, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел2.

Немаловажное значение в реализации семейной политики государства имеет формирование общественных объединений, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам» и др. и их региональные отделения.

В 1998 г. Российской академией образования и Министерством труда и социального развития Российской Федерации путем слияния Института развития личности РАО и Института семьи Минтруда России учрежден Федеральное государственное научное учреждение «Институт семьи и воспитания Российской Академии образования».

Как известно, 2006-2007 гг. стали поворотными в государственной семейной и демографической политике России. Во-первых, государство признало кризисное положение семей с детьми и провозгласило поддержку материнства и детства одним из приоритетных направлений современной семейной политики. В этой связи с 2007 г. были пересмотрены размеры некоторых видов материнских и семейных пособий, а так же введен комплекс новых мер, предусматривающих усиление социальной поддержки семей, имеющих детей1. Введение новых мер и механизмов в совокупности привело к реформированию всей структуры органов власти в области социальной сферы и выделению в ней отдельных структурных единиц, реализующих семейную и демографическую политику. Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ, система органов власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом2.