Файл: ДИПЛОМ. Готовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3 направления совершенствования реализации семейной и демографической политики в г. О. Кинель

3.1 Особенности реализации семейной и демографической политики в г. о. Кинель

Реализация семейной политики на региональном уровне является важной основой ее формирования на муниципальном уровне, поэтому прежде чем выделить особенности реализации семейной политики в муниципальном образовании, необходимо обратиться к ситуации, сложившейся в регионе.

Таким образом, в 2012 году в Самарской области на уровне исполнительной власти были осуществлены важные структурные и функциональные преобразования - создалось новое министерство социально-демографической и семейной политики, значительно расширились компетенции и сферы его деятельности. Важными нормативными правовыми актами, которые легли в основу деятельности министерства, стали «майские» Указы Президента Российской Федерации №596-606 от 7.05.2012, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

В 2012 году финансирование министерства осуществлялось за счет средств областного (83%) и федерального (17%) бюджетов, их освоение в 2012 году составило 98 и 97% соответственно. Всего министерством реализовывалось 10 целевых программ (из них 8 областных целевых программ и 2 ведомственные целевые программы), а также ряд целевых мероприятий.

По материалам доклада министра социально-демографической и семейной политики Марины Юрьевны Антимоновой, приоритетным направлением деятельности министерства по-прежнему остаётся реализация государственной семейной политики, направленной в первую очередь на профилактику социального сиротства, защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права каждого ребёнка на семейное воспитание, поддержку детей-инвалидов. В 2012 году сохранены стабильными показатели деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Из 11 618 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 85% детей устроены в семьи.

С января 2012 года реализуется областная целевая программа «Развитие системы детского отдыха и оздоровления в Самарской области на 2012 – 2015 годы». За прошедший год в Самарской области оздоровлено 46 961детей, из них 15 661 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации1.


Важную роль в реализации семейной политики играют муниципальные образования, так как они наиболее приближены к населению и имеют возможность решать возникшие в данной области проблемы напрямую через органы местного управления. Как происходит этот процесс, рассмотрим на примере городского округа Кинель.

Согласно статье 15 устава г. о. Кинеля органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции создание, сохранение и поддержку учреждений образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты1. И от особенностей структур органов местного самоуправления зависит вся дальнейшая деятельность по реализации того или иного политического направления в муниципальном образовании. Социальными вопросами в рассматриваемом муниципальном образовании занимаются глава администрации городского округа Кинель с заместителем по социальным вопросам (Приложение Д), в чье руководство входят следующие структурные подразделения:

  • Управление культурой и молодежной политикой (Отдел молодежной политики);

  • Управление социальной защиты населения;

  • Управление по вопросам семьи и демографического развития (далее - Управление)2.

Как мы видим, структура органов власти по реализации семейной политики в г. о. Кинель имеет свои особенности.

Во-первых, это наличие профильного отдела в структуре администрации – Управление по вопросам семьи и демографического развития, чего нельзя отметить в других регионах. Это не только особенность городского округа, но и особенность региона в целом (см. Главу 2).

Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субвенций Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.

В настоящее время в структуре Управления функционирует два основных отдела: Отдел опеки и попечительства и Отдел социальной помощи семье и детям (ранее именовавшийся МУ Центр социальной помощи семье и детям).

Во-вторых, в структуре Управления так же работают два муниципальных учреждения:  

- МУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Образовано в мае 1999 года. В Центре проводится комплексная медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями и их семей.

- МУ «Центр диагностики и коррекции развития детей дошкольного и школьного возраста». Образовано в августе 2001 года. Центр оказывает медицинскую, педагогическую, психологическую помощь детям и подросткам в возрасте от 0 до 18 лет.


Целью деятельности Управления является надлежащее исполнение государственных полномочий, переданных муниципальному образованию г. о. Кинель, в соответствии с Законом Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».

В своей работе Управление руководствуется:

  • Семейным кодексом РФ1;

  • Гражданским кодексом РФ2;

  • Федеральным законом № 124 – ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»3;

  • Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1;

  • Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве»2;

  • Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»3.

  • Законом Самарской области от 07.07.2005 года «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Уставом г. о. Кинель4;

  • и другими нормативно-правовыми актами.

Управление выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и реализует программы, направленные на демографическое развитие городского округа Кинель;

  • осуществляет межрегиональное и межведомственное сотрудничество по вопросам семьи и демографического развития городского округа Кинель; организует проведение мониторинга развития социально-демографических процессов на территории городского округа Кинель;

  • контролирует и координирует деятельность подотчетных муниципальных учреждений и оказывает им методическую помощь;

  • осуществляет реализацию полномочий и функций органа опеки и попечительства;

  • организует выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, и подготовку необходимых документов для определения форм жизнеустройства;

  • проводит обследование условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание;

  • организует устройство детей на воспитание в семьи граждан, в специализированные учреждения всех типов;

  • осуществляет учет граждан, изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации;

  • осуществляет поддержку семей, усыновивших детей;

  • принимает меры по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

  • участвует в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и иных случаях, предусмотренных действующим законодательством;

  • осуществляет контроль качества социально-педагогических, социально-психологических услуг, предоставляемых населению в соответствии со стандартами;

  • организует осуществление педагогического, психологического, медицинского диагностирования уровня развития детей, в том числе детей раннего возраста;

  • осуществляет прием граждан и рассматривает обращения по проблемам семьи, материнства, отцовства и детства, оказывает им консультативную помощь;

  • ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

  • составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

  • формирует муниципальные задания;

  • организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере деятельности Управления;

  • осуществляет иные функции, необходимые для реализации поставленных перед ним задач1.


Для более подробного изучения особенностей реализации семейной политики в г. о. Кинель и в связи с минувшей реорганизацией МБУ «Центра социальной помощи семье и детям» г. о. Кинель (далее - ГЦСПСД), в администрацию г. о. Кинель было направлено обращение заместителю главы города по социальным вопросам Алле Анатольевне Усковой, с просьбой разъяснить настоящую ситуацию работы органов по реализации семейной политики (см. Приложение Ж), а так же было проведено интервьюирование с работниками Управления. В опросе приняли участие работники различных должностных уровней, что позволило изучить особенности семейной политики с организационной и политической точек зрения.

Таким образом, по итогам опроса специалистов, работающих в Управлении по вопросам семьи и демографического развития, основными механизмами реализации семейной политики в г. о. Кинель являются программы (см. Приложение Ж).

3.2 Рекомендации по совершенствованию семейной и демографической политики в г. о. Кинель

Несмотря на ряд особенностей, в реализации семейной политики в г. о. Кинель имеются проблемы, в данном случае они выявляются в работе органов, ее реализующих.

Специалисты, работающие в руководящих звеньях Управления наиболее важными проблемами выделили три:

  • нехватку специалистов, оказывающих социальные услуги семьям и детям. Как показывает практика, в настоящее время приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей (специалистов по охране прав детей), позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования, является 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 000 детского населения в городе. В Управлении на одного специалиста по опеке и попечительству приходится более 2000 тысяч детского населения. То же самое можно сказать и о специалистах другой категории. Не хватает так же кадровых единиц для работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними и с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

  • уже более полугода, несмотря на широкое освещение в СМИ о потребности в специалистах, Управление не может привлечь на работу психологов и педагогов для работы в отделе социальной помощи семье и детям. Главной причиной данной проблемы рядовые специалисты Управления назвали неэффективную систему мотиваций;

  • недостаточное количество специализированных центров и служб семьи для конкретных категорий семей и детей.


Данные проблемы, главным образом, обусловлены недостаточным финансированием областного бюджета, а так же ошибками в расчетах субвенций (см. Приложение Ж).

Как отмечалось выше, исполнение переданных государственных полномочий в соответствии с законом Самарской области № 77-ГД осуществлялось Управлением и ГЦСПСД. На исполнение переданных полномочий ежегодно выделяются средства областного бюджета в виде субвенций. Объем субвенций рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной вышеуказанным законом.

Однако, объем реально исполняемых функций и их финансовое обеспечение были не соотнесены. Объем субвенций не покрывал даже расходы на оплату труда специалистов.

Финансирование из расчета объема субвенций на 2012 и последующие годы по существующей методике не позволяли качественно исполнять переданные государственные полномочия.

По инициативе управления неоднократно направлялись запросы в Министерство с просьбой об увеличении объема субвенций. В ответе Министерство предлагало органам местного самоуправления оптимизировать структуру службы и рассмотреть возможность самостоятельного финансирования службы семьи.

В 2012 г. структура Управления оптимизировалась за счет специалистов, оказывающих социальные услуги семье и детям.

Что касается повышения заработной платы сотрудников, то по словам Марины Антимоновой, министра социально-демографической и семейной политики в Самарской области, согласно Указу Президента в этом году ожидается повышение заработной платы для специалистов отрасли, которые задействованы в социальном обслуживании населения. Это разные категории - специалисты по социальной работе, социальные работники, педагогические и медицинские работники отрасли. Повышение заработной платы будет происходить в два этапа - с 1 марта и с 1 сентября. Министерством разработаны нормативно-правовые акты, которые все это регламентируют. Документы находятся на согласовании. Разработана так называемая дорожная карта, которая направляется в федеральное министерство на согласование. По этой карте с 2013 и до 2018 года средний размер заработной платы должен достигнуть 100% от средней зарплаты в экономике региона. По прогнозам Минэконоразвития РФ, к 2018 году в Самарской области средний заработок соцработника достигнет 39-40 тысяч рублей. Ежегодно повышение будет происходить на 27-29% от предыдущей зарплаты1.

Однако в дополнение к уже существующим мерам решения насущных проблем в области семейной политики требуется ряд новых рекомендаций: