ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в культурологию
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
Тема 6. Культура европейского средневековья
Тема 7. Культура арабо-исламских народов
Тема 8. Культура эпохи Возрождения
Тема 9. Культура эпохи Просвещения
Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.
Часть II. Отечественная культура
Тема 1. Становление древнерусской культуры
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Тема 1. Введение в культурологию
Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии
Тема 5. Библия как памятник мировой культуры
Тема 6. Культура европейского средневековья
Тема 7. Культура арабо-исламских народов
Тема 8. Культура эпохи Возрождения
Тема 9. Культура эпохи Просвещения
Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.
Часть II. Отечественная культура
Тема 1. Становление древнерусской культуры
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Культурология Методические рекомендации для самостоятельной работы
446442, Самарская обл., пос. Усть-Кинельский, ул. Учебная 2.
Литература
Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 3, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 23, 33, 40, 43, 46, 51, 52, 60, 61, 63, 66, 71, 74, 79, 80, 88, 90, 104, 106, 114, 123, 127, 129, 130.
Вопросы для самоконтроля
Какие особенности характеризуют развитие средневековой культуры на Руси?
Какие этапы прошло в своем развитии славянское язычество?
Чем, по мнению автора «Повести временных лет», руководствовался князь Владимир при выборе новой религии для Руси? Как вы сегодня оцениваете этот выбор?
В чем состоит социальное и культурное содержание Крещения Руси?
Что такое двоеверие?
Какие пережитки языческих представлений сохранились в русском фольклоре?
Как языческие верования древних славян сказались на дальнейшем развитии русской культуры?
Каким образом принятие христианства повлияло на развитие русской культуры в целом и на ее отдельные области (образование, научные знания, литературу, искусство)?
Когда возникла литература на Руси, с чем связано ее появление?
Назовите основные жанры древнерусской литературы. Какие жанры были заимствованы? Можно ли считать летопись самобытным русским жанром?
В чем состояли отличия каменного культового зодчества Киевской Руси от византийских образцов?
Перечислите основные школы древнерусского зодчества, объясните их различие. Назовите известные вам памятники.
Расскажите о церковной живописи. Каким целям служил иконописный канон?
Что такое высокий русский иконостас? С чем связано его происхождение? Расскажите о его иконографии.
Какова роль монголо-татарского нашествия и ордынского ига в развитии русской культуры?
Какое значение для Руси имело влияние ренессансной культуры Запада в XV - XVI вв.? Покажите это на примерах.
В чем проявился отход от «древнего благочестия», наблюдаемый в культуре Руси XVII в.?
Каковы причины и культурно-исторические последствия церковно-обрядовой реформы патриарха Никона?
Тема 2. Русская культура XVIII в.
Реформаторская деятельность Петра I и ее значение для развития русской культуры: церковная реформа, книжное дело и печать, новые явления в быту и общественной жизни.
Развитие системы образования и науки в России в XVIII веке.
Русская общественная мысль XVIII века: Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин.
Становление светского искусства.
Основные понятия темы: европеизация, секуляризация, Святейший Синод, просветительство, классицизм, барокко, рококо, академия, ассамблея, кунсткамера, пенсионерство.
Литература
Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 4, 14, 18, 19, 33, 40, 60, 61, 74, 79, 88, 90, 98, 127.
Вопросы для самоконтроля
Каково культурно-историческое и социально-политическое значение петровских реформ?
Какие изменения произошли в общественном сознании в петровскую эпоху? Как это отразилось в периодике?
Чем определяется своеобразие Русского Просвещения по сравнению с западноевропейским?
Какова роль науки в развитии страны в XVIII в., какие практические задачи она решала?
Назовите важнейшие научные достижения в различных областях и имена ученых, составивших славу российской науки.
Расскажите о творчестве М.В. Ломоносова, его значении для русской культуры.
Охарактеризуйте социокультурное происхождение и культурно-историческое значение «официального либерализма», проявившегося в годы правления Екатерины II. Назовите характерных деятелей отечественной культуры, представлявших «официальный либерализм» в XVIII в.
Какое место в истории русской культуры занимает творчество таких колоритных личностей, как Н. Новиков и А. Радищев?
Какие изменения произошли в русском искусстве в XVIII в.?
Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в первой половине XVIII в.?
Чем принципиально отличается архитектура и городская планировка Петербурга от традиций древнерусского зодчества, в том числе московского?
Каковы особенности развития архитектуры и изобразительного искусства во второй половине XVIII в.? С какими стилистическими направлениями связаны эти процессы?
Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.
Социально-экономические и исторические предпосылки культурного подъема в России в XIX в.
Русская художественная культура XIX в. и ее мировое значение.
Достижения русской науки и техники XIX в.
Основные понятия темы: декабристы, западники, славянофилы, народники, разночинцы, демократы, либерализм, нигилизм, марксизм, революция, ампир, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, импрессионизм, народность искусства, передвижничество, пленэр, «Могучая кучка».
Литература
Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 14, 18, 19, 33, 40, 60, 61, 74, 79, 88, 90, 98, 127.
Вопросы для самоконтроля
Какие факторы общественной и политической жизни предреформенной России оказали влияние на развитие национальной культуры?
Что такое «демократия несвободы», и каково ее место в истории русской культуры XVIII-XIX вв.? В чем заключается историческое значение крепостничества как феномена русской культуры?
Назовите движущие противоречия классической русской культуры XIX в. и объясните их генезис. Как соотносятся между собой центробежная и центростремительная тенденции культурно-исторического развития в России XIX в.?
Чем вызвана полемика западников и славянофилов, каковы ее предпосылки и последствия? Почему идейный спор западников и славянофилов в той или иной форме продолжается до конца XX в.?
Как объяснить «литературоцентризм» классической русской культуры XIX в.? С чем связана ее постоянно усиливавшаяся политизация?
С чем связана активизация развития научно-технической мысли в России XIX в.?
Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик русских городов? В чем можно видеть признаки кризиса архитектуры в пореформенный период?
Расскажите о жанровых и стилевых особенностях русского изобразительного искусства XIX в.
Вклад «Могучей кучки» и П.И. Чайковского в развитие традиций национальной музыкальной школы.
Кто такие меценаты? Какова их роль в развитии русской культуры?
В чем состоит мировое значение русской культуры XIX в.?
Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.
Особенности русской культуры «серебряного века» на рубеже XIX-XX вв.
Русская религиозно-философская мысль: яркие представители, их идеи.
Художественная культура «Серебряного века»: поиски новых средств художественной выразительности.
Специфические особенности советской культуры. Тоталитаризм в советской культуре.
Достижения советской науки и техники.
Эстетические идеалы советской России и народов СССР.
Основные понятия темы: «Серебряный век», соборность, богочеловечество, декаданс, модернизм, «искусство для искусства», импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, символизм, акмеизм; культурная революция, тоталитаризм, «оттепель», «застой», социалистический реализм, «гомо советикус», супрематизм, конструктивизм, постмодернизм.
Литература
Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19.
Дополнительная: 14, 18, 19, 32, 33, 40, 59, 60, 61, 74, 79, 88, 90, 98, 116, 125, 127.
Вопросы для самоконтроля
Почему рубеж XIX-XX вв. в русской культуре принято называть «Серебряным веком»? Кто впервые употребил это название?
Объясните социально-экономические и политические причины, вызвавшие «русский культурный Ренессанс» рубежа веков.
Назовите наиболее ярких представителей русского религиозно-философского Ренессанса, раскройте суть их идей.
Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на многие десятилетия вперед?
Что вы знаете о В.И. Вернадском? Почему его часто называют «Ломоносовым XX в.»?
Почему в русской культуре «Серебряного века» стремление к художественным, философским, религиозным, нравственным, политическим и т. п. инновациям преобладало над следованием классическим традициям, верностью «преданию»?
Какие модернистские течения распространились в русском искусстве к. XIX – н. XX вв.?
Расскажите о русской литературе «Серебряного века». Назовите ее представителей.
В какой мере русская революция была, действительно, порождением русской культуры XIX-XX вв.? Почему революция явилась мощным источником дальнейшего исторического развития отечественной культуры?
Что утопического и несбыточного было в ленинской политизированной концепции культуры? Почему она оказалась столь жизнеспособной и практичной в истории отечественной культуры XX в.?
В чем состоит негативное значение социокультурного опыта советского тоталитаризма? Охарактеризуйте один из его феноменов «гомо советикус».
В какой период своего развития советская культура переживала свой расцвет? В чем это проявилось? Назовите произведения искусства, научные открытия, технические изобретения, явившиеся «пиком» советской тоталитарной культуры.
Какие культурно-исторические процессы подготовили распадение и крах тоталитарной системы?
Какая принципиально новая социокультурная ситуация сложилась в мире после падения тоталитарного режима в СССР?
Какое значение для культуры современной России имеет влияние на нее западноевропейской и особенно американской массовой культуры? Каковы возможные последствия подобного мощного «вторжения» извне потоков «чужой» культуры для дальнейшего развития русской культуры и российской цивилизации?
Что такое постмодернизм? Как он проявляется в современной отечественной культуре?