ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
В таблице представлен вариант анализа отрасли, нацеленного на выработку целевых ориентиров ее перспективного развития.
Основной целью анализа в режиме программирования является подбор основных индикаторов, описание и оценка которых служит необходимым условием в разработке перспектив развития социальных систем, определении целевых показателей, способных стать ориентиром в развитии территориальных сообществ, для которых судьба этих отраслей тесно переплетена с их собственной.
Широкое распространение в качестве одного из наиболее популярных методов анализа среды, призванного определить перспективные направления в развитии стратегически ориентированных сообществ, получил SWOT-анализ.
SWOT-анализ включает оценку фирмы по четырем показателям: S — сила (strength); W — слабость (weakness); О — возможности (opportunities); Τ — угрозы (threats).
Метод позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды.
Цель метода заключается в определении характеристик среды функционирования объекта программирования в разрезе четырех вероятных состояний: сильных сторон организации и открывающихся перед ней возможностей, сильных сторон организации и реальных угроз, слабых сторон организации и открывающихся перед ней возможностей, а также слабых сторон организации и стоящих перед ней угроз (табл. 4.3).
Таблица 4.3 Метод SWOT
|
Возможности |
Угрозы |
Сила |
1 |
2 |
Слабость |
3 |
4 |
При условии конкретизации содержания ячеек этой матрицы можно получить адекватное описание среды, на основе которого субъект разрабатывает стратегию своего поведения на рынке.
К примеру, если субъект имеет сильные позиции и выходит на рынок с большими возможностями, то необходимо проанализировать масштабы угроз, которые ограничивают ее деятельность.
Поэтому в рамках каждой клетки субъект должен обосновать свою стратегию.
Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность.
К примеру, неиспользованная субъектом возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И, наоборот, преодоление субъектом конкретной угрозы позволит сформировать механизм, способный открыть новые возможности его развития.
Порядок в применении SWOT-анализа включает в себя два этапа.
На первом выделяются последовательно сильные и слабые стороны организации, потенциальные возможности и угрозы.
На втором этапе происходит их рассмотрение в разрезе четырех квадрантов представленной в таблице матрицы.
В состав сильных сторон организации обычно включают: адекватные финансовые ресурсы, квалификацию сотрудников, репутацию, конкурентные преимущества, низкие издержки и т. д.
К слабым сторонам компании можно отнести: отсутствие ясных стратегических направлений, ухудшающуюся конкурентную позицию, высокие издержки, слабое представление о рынке, отставание в области научных исследований опытно-конструкторских разработок.
Перечень возможностей может включать в себя: выход на новые рынки, вертикальную интеграцию, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах, ускорение роста рынка и т. д.
Состав потенциальных угроз включает в себя: возможное появление новых конкурентов, замедление роста рынка, неблагоприятную политику правительства, изменение потребностей и вкусов покупателей, неблагоприятные демографические изменения и т. д.
В результате применения SWOT-анализа информация об условиях существования субъекта программирования определенным образом структурируется, высвечивая перспективные направления совершенствования деятельности организации.
Другим методом анализа в режиме программирования является метод составления профиля среды, разработанный О. Виханским.
Суть метода состоит в распределении информации о состоянии среды по разделам, представленным в табл. 4.4.
Таблица 4.4 Таблица профиля среды
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
А |
В |
С |
Д=А*В*С |
|
|
|
|
|
|
Факторы А, В и С определяются посредством экспертной оценки по соответствующим шкалам:
А - (3 — большая, 2 — умеренная и 1 — слабая);
В - (3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния);
3) С = позитивная; -1 — негативная) [6]. Достоинством данного метода является возможность исследования
среды как развертываемого во времени процесса, складывающегося из различных факторов, располагающих разной степенью важности для организации. Анализ этих факторов, проведенный в режиме программирования, позволяет сфокусировать внимание организации на приоритетных направлениях ее развития, выделенных на основе положенных в разделы таблицы признаков.
Выработка целей и задач
Перечень указанных выше перспективных направлений отображается в системе целей и задач, составляющих следующий раздел процедуры программирования.
Цели, заявленные в программе можно разделить на три уровня.
Корпоративная миссия выражает смысл и назначение деятельности организации, ориентированной на длительную перспективу и воплощающей философию фирмы, а также ее образ в глазах потребителя.
Представляет собой набор положений, включающих в себя информацию по трем позициям: ассортимент выпускаемой продукции или услуг, группы потребностей, обслуживаемых организацией, а также ее конкурентные преимущества на рынке.
Базовые или стратегические цели — основной ориентир, равнение на который способствует последовательной реализации миссии.
Предполагает такую цель, которая является исходной в реализации долгосрочной перспективы предприятия. Основная цель и является исходной при составлении стратегического плана предприятия.
Оперативные цели — это цели, служащие средством достижения базовых целей и представляющие собой, как правило, значение того или иного количественного показателя.
Примером оперативной цели может быть намерение фирмы увеличить объем продаж на 20 %. Такая цель не может быть самоцелью и служит средством реализации более значимого результата.
Реализация стратегической цели через совокупность оперативных осуществляется путем декомпозиции, назначение которой состоит в последовательном снижении степени сложности целей от вышестоящего уровня к нижестоящему.
Декомпозиция позволяет, во-первых, распределить задания по реализации целей различных уровней между менеджерами организации, а, во-вторых, конкретизировать задачи по выполнению базовых целей соразмерно уровню компетенции задействованных в процессе выполнения этих задач должностных лиц.
Методологически декомпозиция целей осуществляется посредством применения методики построения «дерева целей», рассмотренной в первой главе данного учебника. Формулировка стратегической цели должна соответствовать ряду правил, соблюдение которых делает возможным гармонизацию отношений между субъектным и объектным уровнями менеджмента.
Первое правило: цель должна быть строгой и точной, чтобы стало возможным выделение оснований для ее деления.
Второе правило: цель должна быть ни чрезмерно широкой, ни чрезмерно узкой. Оптимальность логического объема цели регулируется целесообразностью ее последовательного деления.
Третье правило: цель должна быть конкретной и измеряемой как в пространстве, так и во времени. Конкретность постановки цели должна подтверждаться пространственными и временными границами образуемых при делении подцелей.
Четвертое правило: цель должна формулироваться применительно к организации в целом, а не к его руководству.
Пятое правило: расшифровка стратегической цели должна идти в направлении расчленения организации на функциональные зоны, среди которых важнейшими являются зоны структуризации организации, ее материального и информационного обеспечения.
Шестое правило: формулировка стратегической цели должна мыслиться в плане как роста ее элементного состава, так и его сокращения.
Непосредственное воздействие на достижение программных целей оказывает также выбор технологий, методов, направленных на достижение ожидаемого результата. Весь перечень этих методов можно разделить" на несколько групп: институциональные, функциональные, организационные, технические, экономические, политические, социокультурные и информационные.
Главная специфика технологии реализации программ определяется тем обстоятельством, что использование этих технологий позволяет придать сформулированным в программе целям и задачам операциональный характер, что способствует переводу их концептуального языка на язык конкретных действий.
При этом необходимо сохранять ориентацию на достижение главной цели, ради которой разрабатывается программа.
Как писал С. Янг, одним из основных принципов выбора технологии управления является то, что они (технологии, методы) «должны выбираться исходя из задач, которые требуется решать, а не из возможностей руководителей»'.
1 Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. — М.: Сов. радио, 1972. - С. 238.