Файл: Основы социального программирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице представлен вариант анализа отрасли, нацеленного на выработку целевых ориентиров ее перспективного развития.

Основной целью анализа в режиме программирования является под­бор основных индикаторов, описание и оценка которых служит необ­ходимым условием в разработке перспектив развития социальных си­стем, определении целевых показателей, способных стать ориентиром в развитии территориальных сообществ, для которых судьба этих от­раслей тесно переплетена с их собственной.

Широкое распространение в качестве одного из наиболее популяр­ных методов анализа среды, призванного определить перспективные направления в развитии стратегически ориентированных сообществ, получил SWOT-анализ.

SWOT-анализ включает оценку фирмы по четырем показателям: S — сила (strength); W — слабость (weakness); О — возможности (opportunities); Τ — угрозы (threats).

Метод позволяет провести совместное изучение внутренней и внеш­ней среды.

Цель метода заключается в определении характеристик среды фун­кционирования объекта программирования в разрезе четырех вероят­ных состояний: сильных сторон организации и открывающихся перед ней возможностей, сильных сторон организации и реальных угроз, слабых сторон организации и открывающихся перед ней возможно­стей, а также слабых сторон организации и стоящих перед ней угроз (табл. 4.3).

Таблица 4.3 Метод SWOT

Возможности

Угрозы

Сила

1

2

Слабость

3

4

При условии конкретизации содержания ячеек этой матрицы мож­но получить адекватное описание среды, на основе которого субъект разрабатывает стратегию своего поведения на рынке.

К примеру, если субъект имеет сильные позиции и выходит на ры­нок с большими возможностями, то необходимо проанализировать масштабы угроз, которые ограничивают ее деятельность.

Поэтому в рамках каждой клетки субъект должен обосновать свою стратегию.

Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность.

К примеру, неиспользованная субъектом возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И, наоборот, преодоление субъектом конкретной угрозы позволит сформировать механизм, спо­собный открыть новые возможности его развития.


Порядок в применении SWOT-анализа включает в себя два этапа.

На первом выделяются последовательно сильные и слабые сторо­ны организации, потенциальные возможности и угрозы.

На втором этапе происходит их рассмотрение в разрезе четырех квадрантов представленной в таблице матрицы.

В состав сильных сторон организации обычно включают: адекват­ные финансовые ресурсы, квалификацию сотрудников, репутацию, конкурентные преимущества, низкие издержки и т. д.

К слабым сторонам компании можно отнести: отсутствие ясных стратегических направлений, ухудшающуюся конкурентную пози­цию, высокие издержки, слабое представление о рынке, отставание в области научных исследований опытно-конструкторских разработок.

Перечень возможностей может включать в себя: выход на новые рынки, вертикальную интеграцию, увеличение разнообразия во взаи­мосвязанных продуктах, ускорение роста рынка и т. д.

Состав потенциальных угроз включает в себя: возможное появле­ние новых конкурентов, замедление роста рынка, неблагоприятную политику правительства, изменение потребностей и вкусов покупате­лей, неблагоприятные демографические изменения и т. д.

В результате применения SWOT-анализа информация об условиях существования субъекта программирования определенным образом структурируется, высвечивая перспективные направления совершен­ствования деятельности организации.

Другим методом анализа в режиме программирования является ме­тод составления профиля среды, разработанный О. Виханским.

Суть метода состоит в распределении информации о состоянии сре­ды по разделам, представленным в табл. 4.4.

Таблица 4.4 Таблица профиля среды

Факторы среды

Важность

для отрасли

Влияние на организацию

Направленность влияния

Степень важности

А

В

С

Д=А*В*С

Факторы А, В и С определяются посредством экспертной оценки по соответствующим шкалам:

А - (3 — большая, 2 — умеренная и 1 — слабая);


В - (3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие вли­яния);

3) С = позитивная; -1 — негативная) [6]. Достоинством данного метода является возможность исследования

среды как развертываемого во времени процесса, складывающегося из различных факторов, располагающих разной степенью важности для организации. Анализ этих факторов, проведенный в режиме програм­мирования, позволяет сфокусировать внимание организации на при­оритетных направлениях ее развития, выделенных на основе положен­ных в разделы таблицы признаков.

Выработка целей и задач

Перечень указанных выше перспективных направлений отобража­ется в системе целей и задач, составляющих следующий раздел проце­дуры программирования.

Цели, заявленные в программе можно разделить на три уровня.

Корпоративная миссия выражает смысл и назначение деятель­ности организации, ориентированной на длительную перспективу и воплощающей философию фирмы, а также ее образ в глазах потре­бителя.

Представляет собой набор положений, включающих в себя инфор­мацию по трем позициям: ассортимент выпускаемой продукции или услуг, группы потребностей, обслуживаемых организацией, а также ее конкурентные преимущества на рынке.

Базовые или стратегические цели — основной ориентир, равнение на который способствует последовательной реализации миссии.

Предполагает такую цель, которая является исходной в реализации долгосрочной перспективы предприятия. Основная цель и является исходной при составлении стратегического плана предприятия.

Оперативные цели — это цели, служащие средством достижения базовых целей и представляющие собой, как правило, значение того или иного количественного показателя.

Примером оперативной цели может быть намерение фирмы увели­чить объем продаж на 20 %. Такая цель не может быть самоцелью и слу­жит средством реализации более значимого результата.

Реализация стратегической цели через совокупность оперативных осуществляется путем декомпозиции, назначение которой состоит в по­следовательном снижении степени сложности целей от вышестояще­го уровня к нижестоящему.

Декомпозиция позволяет, во-первых, распределить задания по реа­лизации целей различных уровней между менеджерами организации, а, во-вторых, конкретизировать задачи по выполнению базовых целей соразмерно уровню компетенции задействованных в процессе выпол­нения этих задач должностных лиц.


Методологически декомпозиция целей осуществляется посред­ством применения методики построения «дерева целей», рассмотрен­ной в первой главе данного учебника. Формулировка стратегической цели должна соответствовать ряду правил, соблюдение которых дела­ет возможным гармонизацию отношений между субъектным и объек­тным уровнями менеджмента.

Первое правило: цель должна быть строгой и точной, чтобы стало возможным выделение оснований для ее деления.

Второе правило: цель должна быть ни чрезмерно широкой, ни чрез­мерно узкой. Оптимальность логического объема цели регулируется целесообразностью ее последовательного деления.

Третье правило: цель должна быть конкретной и измеряемой как в пространстве, так и во времени. Конкретность постановки цели дол­жна подтверждаться пространственными и временными границами образуемых при делении подцелей.

Четвертое правило: цель должна формулироваться применительно к организации в целом, а не к его руководству.

Пятое правило: расшифровка стратегической цели должна идти в направлении расчленения организации на функциональные зоны, среди которых важнейшими являются зоны структуризации органи­зации, ее материального и информационного обеспечения.

Шестое правило: формулировка стратегической цели должна мыс­литься в плане как роста ее элементного состава, так и его сокращения.

Непосредственное воздействие на достижение программных целей оказывает также выбор технологий, методов, направленных на до­стижение ожидаемого результата. Весь перечень этих методов мож­но разделить" на несколько групп: институциональные, функциональ­ные, организационные, технические, экономические, политические, социокультурные и информационные.

Главная специфика технологии реализации программ определяет­ся тем обстоятельством, что использование этих технологий позволя­ет придать сформулированным в программе целям и задачам опера­циональный характер, что способствует переводу их концептуального языка на язык конкретных действий.

При этом необходимо сохранять ориентацию на достижение глав­ной цели, ради которой разрабатывается программа.

Как писал С. Янг, одним из основных принципов выбора техноло­гии управления является то, что они (технологии, методы) «должны выбираться исходя из задач, которые требуется решать, а не из воз­можностей руководителей»'.

1 Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ. — М.: Сов. ра­дио, 1972. - С. 238.