ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Выделение технологических групп делает возможным более эффективную организацию деятельности рабочей группы в достижении цели, поскольку предполагает осознанный выбор инструмента, присущего каждой технологической группе и направленного на достижение заявленного результата.
В табл. 4.5 представлены инструменты каждой из технологических групп, а также ожидаемые от их использования результаты.
Выбор тех или иных методов программирования осуществляется соразмерно масштабам поставленных задач, с учетом комплексного подхода к их отбору и дополняемости друг к другу.
Одним из ключевых критериев выбора программных технологий является обеспеченность ресурсами, структура этой обеспеченности, на основе анализа которой определяется последовательность и выбор средств в достижении программных целей.
Разработка программы не является завершением процесса программирования и предполагает исполнение мер ее организационного сопровождения. Такой порядок делает возможным не только выполнение программы, но и создание в обществе инфраструктуры, обеспечивающих поддержку близких к целям и принципам программы новаций.
Основными средствами организационного сопровождения процесса программирования являются: нормативно-правовые, материально-финансовые, организационно-технические и информационные.
Нормативно-правовое сопровождение обусловлено принятием тем или иным уровнем представительной власти соответствующего закона, благоприятствующего реализации целей и задач заявленной программы.
Материально-финансовое обеспечение предполагает создание стабильного источника покрытия расходов, связанных с реализацией пунктов программы.
Организационно-техническое сопровождение базируется на формулировке ряда ключевых индикаторов, по которым отслеживается выполнение промежуточных целей программы ответственными исполнителями.
Информационное сопровождение направлено на освещение процесса разработки и реализации программы в средствах массовой информации, что создает благоприятный социальный фон и облегчает доступ к участию в этой программе тех, на кого она непосредственно и направлена.
Интеграция программ в контекст политических решений
Одним из ключевых свойств режима программирования является легитимность и общепризнанность полученных результатов. Поэтому важно, чтобы эти результаты стали составной частью политической стратегии территориальной власти и послужили отправной точкой в процессе выбора социально-экономических приоритетов.
Механизм реализации этого этапа включает в себя перевод программных целей в форму политических решений, целесообразность которых последовательно подчеркивается серией типовых мероприятий.
К ним следует отнести: сбор подписей в поддержку данного решения, прохождение предусмотренного законодательством порядка рассмотрения и принятия решения, лоббирование решения через своих представителей в органах власти и пр.
Проиллюстрировать пошаговое представление программных целей и задач позволит тест, результаты которого приведены в табл. 4.6. Там же отражены конкретные меры, направленные на разрешение одной из заявленных в программе проблем — отсутствия коммуникативного поля, обеспечивающего свободный обмен (информационный, кадровый) между высшими и нижними уровнями муниципального управления, органами местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Разработка теста выполнена автором в составе творческого коллектива в рамках реализации российско-британского проекта по разработке стратегического плана развития города на принципах устойчивости [29].
Методологический смысл теста заключен в выработке последовательной серии действий различных участников процесса программирования, направленных на сближение их интересов и преодоление рассогласованности.
В основе этой рассогласованности лежит неустойчивый характер контактов между основными субъектами, образующими систему местного самоуправления, тормозящий процессы формирования и реализации местной инициативы и обусловливающий необходимость вмешательства в дела местного значения органов власти вышестоящего звена управления.
Налаживание контактов образует важнейшее условие формирования первичных признаков самоорганизующегося социального образования, составляющего основу гражданского общества.
Характерной чертой представленного теста является определение баланса интересов и ограничений, вступающих во взаимодействие субъектов, а также имеющиеся у них организационные и социальные ресурсы в реализации собственных интересов. Выбор субъектов, составляющих основу взаимодействия местных сообществ, продиктован их ролью в процессе становления гражданского общества, а также проявлением типовых проблем, источниками которых и является отсутствие эффективного взаимодействия между ними. Этот раздел является составной частью разработанной автором в 2003 г. программы развития комитетов территориального общественного самоуправления в городе Омске.
Отличительной особенностью этой программы является ее вектор, имеющий ориентацию снизу вверх, что составляет важнейшее требование использования режима программирования в развитии местных сообществ. Поддержка этой ориентации возможна лишь при активном участии в процессе разработки программы тех, кого она непосредственно касается. Представленный тест имеет значение как прообраз тех действий, которые необходимо совершить его участниками для решения проблемной задачи.
Тестирование одной из проблем в развитии одной из значимых общественных организаций может быть встроено в качестве составной части комплексной программы развития КТОС, разработанной по результатам серии организационно-деятельностных игр с председателями и специалистами комитетов, на основе которой были выработаны приоритетные направления их развития, нашедшие воплощение в разработке Концепции развития комитетов территориального общественного самоуправления на период 2004-2010 гг.
Основным стимулом в проведении этих игр стала осознанная необходимость в выработке эффективных мер по нейтрализации актуальных для субъекта программирования проблем, выявленных в ходе широкого общественногообсуждения. Характерной чертой программирования является максимально открытый и доступный режим обсуждения перспективных направлений в развитии организации (территориального образования), нацеленный не только отобрать оптимальный вариант выхода из сложившейся ситуации, но и сделать этот выбор общественно признанным, и потому наиболее взвешенным и практически реализуемым. Процедура программирования может быть осуществлена в любой из представленных выше форм (организационно-деятельностной или деловой игры, кейс-обсуждения, семинара и пр.) и избирается исходя из целей программы, ее масштаба и степени вовлеченности в нее заинтересованных сторон.
Достижение результата, положенного в основу процедуры, становится возможным в процессе преодоления четырех этапов:
316
Оглавление
На первом этапе — подготовительном — проводится сбор информации, подбирается оптимальная форма организации обсуждения, комплектуются рабочие группы, в которых должен быть реализован интерактивный режим обсуждения, разрабатывается сценарий обсуждения, формулируются проблемы, выносимые на обсуждение, а также составляется смета расходов на проведение всего мероприятия.
На втором этапе — постановочном — производится оценка ситуации, подбираются показатели, характеризующие возможность изменения этой ситуации, определяется место организации (территориального образования) в системе общественного разделения труда, ее конкурентоспособность, привлекательность среди партнеров и населения.
На третьем этапе — диагностическом — проводится диагностика проблемной ситуации, в ходе которой определяются узкие места в деятельности исследуемой практики субъекта программирования, обозначаются проблемы, факторы их вызывающие, участники и партнеры, взаимодействие с которыми способно усугубить остроту стоящих перед субъектом проблем, а также ожидаемые результаты, к которым должно привести позитивное разрешение поставленных проблем.
На четвертом этапе — проектном — определяются конкретные шаги, способные ослабить негативное влияние стоящих перед субъектом программирования проблем, имеющиеся для достижения этих целей ресурсы, подбираются партнеры, готовые оказать помощь в решении поставленных целей, а также вспомогательные средства, позволяющие придать этому процессу благоприятный рабочий климат.
В результате проведенной работы аккумулируются все прозвучавшие в ходе обсуждения замечания и предложения, оценивается их результативность и ресурсная обеспеченность, намечаются первоочередные действия по достижению актуализированных целей, лежащих в основе проектируемой программы.
Примером действий по программированию в государственной и муниципальной сфере является, к примеру, работа по разработке стратегических планов в развитии территориальных образований, получившая распространение с 1996 г. как способ установления прозрачных и осознанных ориентиров в развитии территориальных сообществ, сформулированных приоритетов, принимаемых во внимание при распределении материальных средств со стороны вышестоящих бюджетных уровней.
Оглавление
317