Файл: Основы социального программирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4.7. Функциональная структура организационно-деятельностной игры

Ну и, наконец, на заключительном этапе, проводится обобщение полученных результатов и вывод игроков из игры.

Результатом игры должен стать пакет документов, в котором фор­мулируются основные выводы и конкретные предложения, налрав­ленные на снижение степени остроты проблемной ситуации, подго­товку условий для ее ликвидации.

Специфической особенностью деловой игры является ее многофун­кциональный и многоцелевой характер, не ограниченный только про­блемой выбора оптимальных решений.

Порядок проведения деловой игры полностью определяется зало­женными в нее целями. На ранних этапах игры, как правило, происхо­дит распределение ролей между участниками. Затем руководитель игры последовательно «вбрасывает» в игровой комплекс задания, ко­торые обсуждаются в групповом режиме малыми группами с выработ­кой совместных решений. Несмотря на то, что в процессе деловой игры также необходимо распределение ролей, однако, эти роли выстраива­ются не столько в отношении принятия решений, сколько для разгра­ничения и отработки функций в воспроизводстве всех сторон иссле­дуемой организации в целом.

Другой особенностью деловой игры является комплексный учет последствий от выносимых в ходе игры решений, обозначенный как «цепочка решений» (рис. 4.8).

Параметры управления

Роли

Обсуждение и выработка решений

Обсуждение

и выработка

<

решений

Игровой комплекс

Проблемная ситуация

Нормы

Рис. 4.8. функциональная структура деловой игры

Решения, принимаемые в ходе игры участниками, периодически оцениваются с точки зрения их воздействия на систему управления. Эта оценка производится коллективно, с учетом мнения всех участни­ков групповой дискуссии, а ее цель заключается в определении мак­симально эффективной последовательности решений, обеспечива­ющих максимально приемлемый способ управленческого воздействия на исследуемый объект.

В режиме программирования кейс-метод используется в качестве метода анализа конкретных ситуаций.


Главным преимуществом метода является последовательное погру­жение в объект исследовательского интереса. В процессе погружения в суть проблемной ситуации исследование минует две стадии: инди­видуальную и групповую (рис. 4.9).

Обсуждения и выработка решений

4—

Индивидуальный анализ

Ч—

Проблемная ситуация

t

Рис. 4.9. Функциональная структура кейс-метода

На индивидуальной стадии каждый член рабочей группы самосто­ятельно знакомится с особенностями проблемной ситуации через предварительное описание, вырабатывая собственную версию ее ре­шения.

На групповой стадии проводится публичное обсуждение версий в малых группах и вырабатываются конкретные меры.

В процессе работы над кейсом, члены рабочей группы получают возможность в рамках воображаемой ситуации отработать варианты решения проблем-аналогов на основе спокойного анализа и совмест­ного обсуждения.

Особые требования при использовании кейс-метода следует предъяв­лять к самому описанию проблемной ситуации. Грамотно написанный кейс дает возможность полно и осмысленно провести анализ проблем­ной ситуации и сделать верные заключения. Кейс должен вызвать спо­ры между участниками обсуждения, стремление находить нестандарт­ные решения.

Кейсы могут различаться по объему, степени формализации или условиям выполнения заданий.

Кейсы, как правило, содержат более чем один вариант проблемной ситуации, и поэтому главное требование к решению задачи состоит не в нахождении единственно правильного варианта решения, а в обосно­ванности выбранного.

Чаще всего кейс-методы используются в сфере обучения, когда ра­бота с анализом конкретных практических ситуаций позволяет вы­работать у студентов навыки практической работы с базами данных.

Однако нельзя недооценивать и эвристические возможности кейс-тех­нологий, позволяющих осуществлять проектирование эффективных решений дистанционным способом. И поэтому применение данного метода может осуществляться и для поиска оптимальных решений, в от­сутствие непосредственного контакта между участниками обсуждения проблемы.


Как и другие способы проектирования решений, кейс-метод пред­полагает прохождение определенных стадий. На первой стадии опре­деляются сущность проблемы, лица и организации, вовлеченные в ис­следуемый процесс, необходимая для оценки ситуации информация. На второй стадии производится обсуждение проблемы, обобщается вся поступившая информация и предлагаются конкретные методы решения проблемы.

Значительная роль в разработке и реализации программ отводится семинарам. Семинары проводятся-на протяжении всего жизненного цикла программы, по мере необходимости корректируя содержание программных заданий и технологию их исполнения. Семинары пред­ставляют собой простейшую организационную форму обсуждения проблем и выработки мер их решения. Для проведения семинаров нет необходимости в подготовительной работе, и на обсуждение выносят­ся все обнаруженные проблемы.

Отличительной чертой программирования на основе проведения семинаров является вовлечение в разовое тематическое мероприятие всех видных участников обследуемого процесса, на котором между участниками устанавливаются личные контакты и конструируется система долгосрочных отношений друг с другом. В процессе проведе­ния семинара ведущий ставит на обсуждение определенную тему, фор­мулирует проблемы и организовывает ее обсуждение, при завершении которого вырабатываются предложения на основе прозвучавших до­водов и рекомендаций.

На завершающем этапе программного цикла наиболее оптимальной формой подведения итогов выступает конференция.

Конференция является знаковым мероприятием в подведении ито­гов программы, приобщая к результатам работы тех, кто не был задей­ствован в ее проведении, однако, результаты этой работы затрагивают их интересы.

Созываемые в рамках выделенной тематической специализации конференции призваны всесторонне, с различных профессиональных позиций, исследовать сущность актуальных проблем и определить возможные направления их преодоления. Деление конференций на теоретические и научно-практические подчеркивает ориентацию на выбор ожидаемого результата после ее завершения.

Как способ научного программирования конференция позволяет ассимилировать многообразный опыт различных субъектов (практи­ков и ученых), чья деятельность лежит в сфере охвата тематического блока, вынесенного на рассмотрение участников конференции.

Конференции проводятся также и как завершение программы или проекта, призванной продемонстрировать перед участниками резуль­таты проведенных исследований и область их практического приме­нения.


Структура проведения самих конференций отображает сочетание теоретических и практических сторон ее целевой функции.

В ходе пленарных заседаний заявленная к рассмотрению тема под­вергается всестороннему комплексному рассмотрению со стороны различных профессиональных интересов. Тогда как на заседаниях в секциях проводится углубленное исследование различных проявле­ний вынесенной в тематический план комплексной проблемы.

Используя инструменты игровой и организационной отработки действий членов организации, режим программирования предполага­ет реализацию определенного алгоритма, позволяющего разработать такую стратегию воплощения заявленных в программе целей, которая отвечала бы всем принципам ее высокой оценки.

В некоторых моментах режим программирования ничем в плане технологии разработки не отличается от процедуры стратегического планирования. И это не случайно, поскольку цели программ и страте­гических планов идентичны, будучи призванными мобилизовать все имеющиеся ресурсы под общезначимые ценности и приоритеты.

Таким образом, можно говорить об основных этапах научного про­граммирования, включающего в себя прохождение следующих стадий.

Анализ среды.

Выработка целей и задач.

Выбор технологий, способствующих достижению целей.

Разработка условий достижения целей.

Интеграция программ в контекст политических решений.

Анализ среды выступает важнейшим разделом программы, призван­ный отобразить условия существования исследуемого объекта. Ана­лиз в режиме программирования располагает существенной особен­ностью, заключающейся не в том, чтобы составить цельное и полное представление об объекте (соответствующие методы рассматривались нами во второй главе), а в том, чтобы выявить в объекте те элементы, которые могут послужить точками роста в развитии объекта програм­мирования.

Исследуемый объект, в качестве которого рассматривается органи­зация, представляющая программу своего развития, подвергается ана­лизу с точки зрения того, какая часть среды находится под контролем руководства предприятия, а какая — развивается независимо от него.

Часть среды, подконтрольной организации, является внутренней, тогда как находящаяся вне сферы ее влияния, образует границы внеш­ней среды.

По степени освоения организацией внешней среды и ассимиляции ее элементного состава в содержании внутренней среды обычно судят об устойчивости организации по отношению к действующим факто­рам среды, характеру разрабатываемых ею стратегий и программ.


Таким образом, основу внешней среды составляют такие парамет­ры, как состояние экономики, нормативно-правовая система, полити­ческие процессы, научно-технический прогресс, социальная и техни­ческая инфраструктура общества и т. д.

Внутренняя среда включает в себя организационную структуру предприятия, ее производственную, кадровую, финансовую и марке­тинговую политику, ресурсную базу и пр.

Анализ внешней среДы организации целесообразно проводить в от­ношении трех групп факторов: экономических, политических и ры­ночных. Анализ внутренней среды ориентирован, прежде всего, на освещение и оценку действия производственных, финансовых и марке­тинговых служб производственной системы, состояние отрасли, в ко­торую эта организация интегрирована.

Полная информация об объекте программирования может быть структурирована следующим образом (табл. 4.2).

Объект анализа (социальные системы)

Индикаторы

Возможные перспективы

Целевые показатели

решение

обозначенных

плана, которые

характерных

проблем. Здесь же

являются

проблем

следует обозначить

ориентиром для

с выделением

уже реализованные

развития

ведущих

и реализуемые

отрасли,

предприятий

мероприятия.

достижение

и учреждений.

Также желательно

которого

3. Экономические

указать конкретные

означает выход

показатели

проекты или

отрасли на

ведущих

имеющиеся бизнес-

качественно

предприятий,

планы,

новый уровень

отрасли в целом

направленные на

развития

(в динамике).

решение

4. Наименование

актуальных

и краткая

проблем

характеристика

сообщества

программ,

в которых

участвуют эти

субъекты.

5. Обозначение

основных

проблем отрасли.

6. Выделение

факторов,

влияющих на эти

проблемы.

7. Любая другая

информация,

характеризующая

общее состояние

исследуемой

отрасли