Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 614

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел главы написан Г.В. Соколовой.

56

Классификацию основных теоретических направлений и идейных течений, повлиявших на отечественную социологию семьи, предсто­ит еще создать, оценив по-новому научную состоятельность "легаль­ного марксизма", "научного социализма", социальных и экономиче­ских учений буржуазного либерализма и воскрешая многие имена ученых и общественных деятелей.

В 1880 г. вышла книга известного общественного деятеля Д. Ду-бакина "Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления 'Домостроя'". Автор обобщил в ней творческий вклад этнографов Шульгина, Добрякова, историков Кос­томарова, Хлебникова, литераторов Забелина и Чудинова, касаю­щийся разработки проблем социальной и экономической жизни рос­сиян и становления семейного образа жизни. Глубокому анализу подверглись древнерусские летописи, а также такие произведения светской и церковной литературы, как "Слово о полку Игореве", "Слово Даниила Заточника", "Жития Святых", Церковные слова и поучения, Пастырские послания, "Домострой", памятники русского церковного и гражданского права, записки иностранцев о России, памятники устной народной словесности: бытовые песни, былины, пословицы и т.п.

Д. Дубакин рассмотрел многообразие влияния христианства на семейные отношения с учетом вклада греко-римского права. Боль­шое значение имеет анализ форм брачных союзов в языческой Руси, а также различия подходов Ветхого и Нового заветов к браку и формированию семьи. Наконец, были вскрыты истоки возникно­вения семейного кодекса "Домостроя" (литературного памятника XVI в., впервые изданного в 1849 г.), его влияние на общественное мнение относительно семейного образа жизни в России.

Весомый вклад в разработку проблем социологии семьи внес рус­ский социолог, правовед, историк М.М. Ковалевский, возглавивший вместе с неменее именитым русским социологом Е.В. Роберти пер­вую в России кафедру социологии. На основе историко-сравнитель-ного метода М.М. Ковалевский создал теорию генетического родства всех социальных явлений и общественных институтов — "генетичес­кую социологию".

В 1895 г. вышла книга М.М. Ковалевского "Очерк происхождения и развития семьи и собственности". Автором был дан глубокий ана­лиз брачно-семейных отношений в древнейшую эпоху человеческого общежития. М.М. Ковалевский подверг сомнению утверждения о беспорядочности общения полов (промискуитет и гетеризм), доказы­вая, что родство по матери и экзогамия предполагают регуляцию и организацию половых отношений, подчиненные на первобытной ста­дии сохранению и воспроизводству поколений.


57

Изучая семейное право в прошлом, М.М. Ковалевский пришел к выводу: "Семья не представляет собой союза только тех лиц, ко­торые связаны между собой браком или кровным родством; это об­щина, члены которой живут под одной кровлей. В число их входят не только свободные, но все находящиеся в какой бы то ни было зависи­мости от главы общины, т.е. рабы и вольноотпущенники. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вме­сте и признающих власть одного и того же домовладыки"10.

Большой интерес вызывает его анализ семейной общины у сла­вян. Южные славяне называли такую общину "братством", или "задругой". М.М. Ковалевский подробно описывает структуру общи­ны. Глава-домоправитель, или "домочин", избирается из числа по­жилых, хотя иногда делалось исключение и домочином назначался молодой, но женатый человек. Домочин управлял общинным иму­ществом, заведовал общинной казной, приобретал все необходимое для общины. После домочина почетом и уважением пользовалась "домочица", т.е. домохозяйка. Ею была обычно жена домочина. В некото­рых местностях женщины назначали сами домочицу, но их выбор должен был утвердить семейный совет. Права и обязанности домочи-цы касались внутренней жизни дома. Она вела домашнее хозяйство, распределяла работу между женщинами, смотрела за порядком, ула­живала ссоры и давала советы относительно брака девушек. Таким образом, как показал М.М. Ковалевский, функция лидерства распре­делялась в общине по полу и укрепляла семейную организацию.

Историк славянской семьи и семейной демографии С.М. Шпилев-ский свидетельствует о том, что семейная община имела право огра­ничивать власть главы семьи, разрешать или запрещать отцу отчуж­дение наследственного имущества11.

Отец-муж не был самодержавным повелителем патриархальной семьи, проявления его власти ограничивались сравнительно узким кругом маловажных распоряжений. Вместе с тем право собственности на всех детей обвенчанной с ним (а точнее купленной им) женщины существовало продолжительное время, благодаря тому, что семья видела в этом залог своего внутреннего спокойствия и материального благосостояния.

С середины XIV в., согласно М.М. Ковалевскому, внутренняя жизнь патриархальной общины начинает постепенно трансформиро­ваться в индивидуальную семью. Индивидуализм подрывал и разру­шал семейную общину, каждый требовал предоставления ему права самому свободно распоряжаться своими личными приобретениями. Семейные разделы чаще стали происходить при жизни родителя-отца. Появилось такое понятие, как эмансипированный сын. Пример-


58

ный возраст эмансипации у славянских семей приходился на 25 лет, по достижении этого возраста можно было обзаводиться собственным хозяйством в соответствии с наследственным правом: минората, т.е. преимущественного наследования младшим сыном, или майората, т.е. наследования старшим сыном.

Индивидуальная семья представляла собой союз, заключенный по добровольному соглашению и связанный соблюдением взаимных обязанностей и общих прав, но подчиненный контролю государства и его судов.

М.М. Ковалевский показывает, что русская женщина не более западноевропейской была подчинена своему мужу и имела льготы на владение семейным имуществом. В России существовало два начала имущественного семейного права: 1) полная общность имуществен­ных прав супругов и 2) относительная их общность.

Полная общность имущественных прав заключалась в том, что при заключении брака муж должен был обеспечить целостность при­даного своей будущей жены, заложив часть своего собственного иму­щества. Часть эта называлась вено (плата жениха за невесту). Если муж растрачивал приданое, то после его смерти вдова владела иму­ществом до тех пор, пока наследники ее мужа не вознаграждали ее за понесенные убытки. И второе: муж заведовал общим имуществом, но распоряжаться не мог без предварительного согласия жены. Сдел­ки совершались от имени обоих супругов. В случае смерти или развода имущество снова становилось раздельным, но не делилось поровну, а возвращалось обратно приданое, состав которого был известен по Рядным записям, совершавшимся при заключении бра­ка. Кроме того, вдова получала седьмую часть всего имущества му­жа. Со второй половины XVIII в. закон устанавливает новую систему имущественных прав — полную разделенность, просуществовавшую до 1917 г. Законом также вменялось: мужу — прилично содержать жену, а жене — жить вместе с мужем. Обоюдность привилегий индивидуальной семьи приобретала новый характер равноправного союза.

С ХН-ХП1 столетия конкубинат как форма брака приобретает правовую норму. "Сущность таинства бракосочетания не в обрядах, совершаемых священниками, а в согласии врачующихся"12.

Свод законов XIX в. отступает от реального исторического разви­тия семейного права и требует.чтобы "жена пребывала в неограни­ченном послушании своему мужу"13.

Также несовершенен был и бракоразводный процесс. Прелюбоде­яние — главная причина развода — оценивалась неодинаково в отношении к мужу и жене.

59


С XVI в. издаются указы (Судебник царя Алексея Михайловича), по которым родители имеют одинаковые права на детей, т.е. могут одинаково распоряжаться судьбой детей: постричь в монахи, разре­шать вступать в брак, вести за собой в холопство или занять видное место при дворе князя или боярина, или одинаково влиять на семей­ную мобильность своих чад. После смерти отца мать пользовалась всеми правами на ребенка без исключения. Однако безграничная власть родителей начинает контролироваться государством. Уложе­ние царя Алексея Михайловича запрещает принимать жалобы от детей на родителей и рекомендует заключать детей в тюрьму без предварительного дознания.

В 1775 г. Екатерина II учреждает смирительные дома и предостав­ляет родителям право упрятывать- туда своих детей.

М.М. Ковалевский анализирует, как постепенно распадаясь на малые семьи, патриархальная расширенная семья теряет свой при­нудительный характер. "Семья становится лучшей школой для де­тей: она одна только обладает незаменимой способностью дейст­вовать на подрастающее поколение личным примером и этим пу­тем развивать в нем и ум и нравственное чувство". И далее: "...шко­ла, в которой совершенствуются не только дети, но и взрослые. Только в семье можно приобрести способность к самопожертвова­нию. Семья — великая школа альтруизма, того альтруизма, который обновит мир..."14.

Книга М.М. Ковалевского еще не оценена по достоинству, так как находилась в тени работы Ф. Энгельса о происхождении семьи. В ней обобщен этнографический материал, много ценных наблюдений, ка­сающихся социальной, экономической и социально-психологической взаимосвязи личности, семьи и общества у различных народов. Осу­ществлен анализ типологии семейных структур у славян и герман­цев. М.М. Ковалевский в этой работе также рассмотрел дискуссион­ный вопрос о влиянии частной собственности на разложение патри­архальной семьи, на смену ее индивидуальной.

Несомненный вклад в становление отечественной социологии семьи внес социолог П.А. Сорокин. Еще будучи студентом первого курса, он начал полевые исследования форм брака и семейной жиз­ни народа коми. Молодой Сорокин посетил несколько сел, совме­щая сельскохозяйственный и научный труд. Результатом явилась статья в ежемесячном журнале "Известия Архангельского общества изучения Русского Севера" (№ 1 и 5 за 1911 г.) под названием "К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян". Автор статьи под­твердил на материале эволюционных форм брачно-семейных отно-


60

г

шений у зырян научно доказанные И.Я. Бахофеном, Дж. Мак-Лен-наном, Л. Морганом, Г. Спенсером, М.М. Ковалевским и др. поло­жения относительно первобытной формы брака и зарождения матри­архата.

П.А. Сорокина семья интересовала как основная ячейка и основ­ной индикатор общества, но, подобно многим ученым, его мировоз­зрение складывалось под влиянием "легального марксизма" и "науч­ного социализма". П.А. Сорокин публикует малоизвестную, но на редкость актуальную и по сей день статью "Кризис современной семьи" в "Ежемесячном журнале для всех" (№ 2 и 3 за 1916 г.). В ней автор дает глубокий анализ кризисных явлений традиционной семьи как социального института и малой группы, излагая ряд при­чин ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников.

Падение капитализма в России в 1917 г. приводит к дальнейшей трансформации семьи, освобождению ее от частнособственнических основ и к изъятию семейных функций государством. Пролетарская диктатура "позаботилась" о правовом "раскрепощении" семьи. Со­ветское государство "выкорчевало" элементы разрешительности при заключении брака, установило свободу развода, уничтожило понятие "внебрачного", "незаконнорожденного" ребенка, предоставило жен­щине ряд правовых гарантий и провозгласило ее семейное и полити­ческое "равенство" с мужчиной. Диктатура пролетариата осуществи­ла ряд мероприятий, не проводившихся ни одним законодательством, "Родственное чувство стало менее прочной связью, чем партийное , товарищество"15.

Социологии семьи предстоит еще подробно проанализировать первые декреты Советской власти, признававшей единственной за­конной формой брака — гражданский брак, зарегистрированный в отделе записей гражданского состояния. В общем контексте поли­тических и социально-экономических отношений следует также оценить государственное поощрение фактического брака и многочис­ленные последствия этого.

Новые пролетарские законы вызвали шквал дискуссий о разви­тии пролетарской "семейной ячейки". Тон задала А.М. Коллонтай. Ее книги, статьи, лекции, посвященные "женскому вопросу", поль­зовались широкой известностью и популярностью, и, как ни грустно это признать, принесли свои плоды. Дети, муж, дом — все это объявлялось пережитком прошлого, в будущем виделись сплошные дома-коммуны, фабрики-кухни, детские комбинаты, ясли и сады — камеры хранения детей.

61

Процитируем в связи с этим несколько лозунгов и выступле­ний A.M. Коллонтай: "Трудреспублика мобилизует женщину на про­изводительный труд, с другой стороны, — она организует быт на новых началах, закладывающих фундамент коммунизма..." "Совет­ские столовые, даровые обеды для малолетних вытесняют семейное домоводство". "Кухня, закабалявшая женщину, еще в значительно большей мере, чем материнство, перестает быть необходимым усло­вием существования семьи". "Общежития, дома-коммуны для семей­ных и особенно для одиноких получают широкое распространение..." "...Сознанием преимущества общежитий особенно проникаются жен­щины: вся та часть, которой приходится совмещать семью и работу. Для этих трудящихся женщин дом-коммуна — величайшее благоде­яние, спасение". "С ростом числа общежитий будет отмирать семей­ное домоводство, с отмиранием же индивидуального хозяйства, зам­кнутого в рамках обособленной квартиры, ослабеют скрепы совре­менной буржуазной семьи. Перестав быть потребительской едини­цей, семья в современном виде не сможет существовать... Она распа­дется, упразднится"16. И далее говорилось о женщине, о ее раскре­пощении, о ее "спасении" от мужа, "тиранов"-родителей и освобож­дении от материнства.