Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 632

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

145

самоидентификация с группой, тотальный конформизм, выражающийся, в частности, в нетерпимости к другим группам, во враждебности к ним.

В группах ровесников процветают буршество и дедовщина, некритическая и агрессивная приверженность групповым ценностям, снимающая проблему индивидуальной ответственности за групповые действия. Здесь истоки немотивированности поведения в группах переадресовки самоконтроля на уровень группового Мы. Таким образом, функционирование подростковых и молодежных субкультур разного рода благодаря вовлеченности в неформальные группы сверстников ухудшает социализацию поколений, их вхождение в социальный контекст. Исследования социальных психологов у нас и за рубежом говорят о том, что группы сверстников, как правило, оказываются барьером на пути полноценной социализации, социально ответственного действия самоконтроля личности.

Следует подчеркнуть, что возникая там, где теряются живые контакты между родителями и детьми, на основе дефицита первичности, личностно окрашенного общения, эти неформальные объединения не способны возместить то драгоценное качество семейной социализации, которое ведет к формированию личности, отзывчивой к нуждам общностей и общества в целом без какого-либо группового "этноцентризма".

Семейный механизм гармонизации своего и чужого, гибкости переключения кодов поведения на основе интернализации общезначимого незаменим, как показывают исследования неформальных групп на производстве, в армии, школе и др. Этот механизм семейнойсоциализации не обнаруживается в целевых воспитательных заведениях. Вместе с тем опыт и результаты исследований показывают, что кризис семейного авторитета способствует возникновению антисоциализационных объединений, препятствующих становлению социальной совести, принятию моральных норм и ценностей. Усиление неформальных группировок молодежи сказалось в конце 80-х гг. на склонности ко всему латентному, антиофициальному и антиофициозному.

Ключевые термины:

депривация в семье, двойственность семейной социализации, нормативное и информационное влияния в семье, нормы-образцы и нормы-принципы, межличностный статус в семье, соотношение нормативности и информативности в семье, семейное МЫ, внесемейное ОНИ, пределы редукции общезначимых норм, пределы экспансии семейных норм, свои и чужие, принцип переключаемости этих ко


146

дов, диспозиционная структура регуляции поведения, определение семейных ситуаций, психологические механизмы формирования со­циальной ответственности, эгоцентризм и релятивизм, Я-образ и Я-концепция, структура индивидуальных потребностей, потребность личности в семье, расщепление семейного авторитета, конфликтная социализация, институциональные родители, целевая внесемейная социализация, пролонгированная социализация, трудовое воспита­ние и антагонизм старших-младших, социальная компетентность, ратификация "взрослости", делинквентность, воспитательные аспек­ты индустриализации, фамилистическая система "родители-дети", система "матриархатная": мать-государство-ребенок, дисфункцио­нальная социализация, дефицит первичных контактов, группы не­формалов, интернализация общезначимых норм, самоконтроль лич­ности.

Примечания

1 Применительно к репродуктивному поведению эта схема под­робно рассматривается в главе 9.

2 Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 123.

3 Carlson A. Family Questions. N.Y., 1988. P. 229; Карлсон А. Семья и конституция // Семья в России. 1995. № 1-2; Карл­сон А. Вперед — к прошлому: перестройка семейной жизни в постсо­циалистической Швеции // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1995. № 2.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; 1995.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

4. Волков А.Г. Семья — объект демографии. М., 1986.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

6. Mud М. Культура и мир детства. М., 1988.

7. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

8. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

9. Смехзер Н. Социология (гл. 4, 11, 12, 13, 20). М., 1994.

10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.


Раздел III

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ

ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В этом разделе учебного пособия речь идет о типах семейного поведения личности. Семейное поведение личности реализует наи­более фундаментальные потребности — потребность в браке, сек­суальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное пове­дение — в своих конкретных формах брачного, сексуального и ре­продуктивного поведения — реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся (в Рос­сии, например, в 1993 г. ежедневно заключалось свыше 3000 браков и регистрировалось более 1800 разводов). Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатия­ми (около 15 тысяч зачатий в день), рожают детей (более 3800 рождений в день), совершают множество других действий и поступ­ков. Все это — частные, хотя и важные события в жизни отдельного человека, отдельной семьи.Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

Решение сделать что-то, совершить поступок (например, вступить в брачную связь) — сугубо личное дело. Чтобы понять его, надо многое знать о данном конкретном человеке, о том, кто он, каковы его интересы, убеждения и т.д. Но этого даже, миллионы раз повто­ренного знания об индивидуальном, конкретном совершенно недо­статочно для того, чтобы понять эти явления как общественные, социальные.

148

Например, в России ежегодно рождается около трехсот тысяч детей, чьи матери не состоят в зарегистрированном браке. И хотя каждое такое рождение уникально и неповторимо, можно найти, однако, много общего в них, такого, что создает в этом явлении некие повторения, правильности и регулярности, устойчивость кото­рых намекает на то, что здесь речь идет об общественном явлении, о социальном процессе, подчиняющемся определенным закономерно­стям. Скажем, в сельской местности вероятность родить ребенка вне брака выше, чем в городах. Относительно чаще рожают вне брака женщины моложе 20 лет и те, чей возраст превышает 35 лет. Причем эти (и другие) соотношения весьма устойчивы и не меняются от года к году и от территории к территории.

Или возьмем вступление в брак. Молодоженам кажется, что это событие в их жизни неповторимо, непохоже ни на какое другое, что они вступают в брак "по любви" и что никакие внешние по от­ношению к этой любви обстоятельства не повлияли на их решение соединить свои жизни. А между тем, как и в случае с внебрачной рождаемостью, здесь также обнаруживаются свои правильности, ре­гулярности и закономерности. Оказывается, что с большей вероятно­стью вступают в брак люди, в чем-то похожие друг на друга, имею­щие некоторые одинаковые или близкие характеристики.


Эти примеры можно продолжать и продолжать. Однако и сказан­ного достаточно, чтобы констатировать: в частной жизни людей, в их сугубо индивидуальном поведении (семейном в данном случае) обна­руживается повторяющееся, закономерное, позволяющее говорить о существовании генерализованных, всеобщих моделей и образцов по­ведения и деятельности.

Включение этих общезначимых образцов человеческого поведе­ния, связанного с реализацией семьей ее важнейших социальных функций по упорядочению сексуальных отношений и по воспро­изводству человеческого рода, в социологическую систему коорди­нат — социальная структура, межличностная динамика и социо­культурная легитимность (нормативность) — и являются целью того раздела социологии семьи, который направлен на исследование се­мейного поведения и его основных форм, прежде всего поведения брачного, сексуального и репродуктивного.

Изложению основных теоретических и прикладных результатов исследования семейного поведения посвящен данный раздел учебно­го пособия. При этом логика изложения будет соответствовать "есте­ственному порядку вещей", в котором рождению детей предшествует вступление в брак (или в фактический брачный союз — сожительст­во) и нормальные сексуальные отношения.

149


Глава 7 брачное поведение

Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбо­ром брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным от­бором понимается процесс, в результате которого из совокупнос­ти (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных вы­боров, так и степень свободы индивидуального выбора.

В первом отношении, то есть в том, как определяется пространст­во возможных выборов брачного партнера, все культуры различают­ся по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается "серийная монога­мия" , то совокупность, из которой производится отбор брачного пар­тнера, является предельно широкой и включает в себя как не состо­ящих, так и состоящих в браке.

Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, "каж­дый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потен­циальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает чело­века в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супру­гом в позднейших браках"1.

Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возмож­ных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак.

В нашем обществе, то есть в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой монога-

150

мии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.