ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.02.2019
Просмотров: 3343
Скачиваний: 1
Закон о здравоохранении принят 18.06.93. Состоит из 13 разделов и 64 статей.
1. Статья 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения
Государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
-ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;
-профилактическую направленность здравоохранения;
-доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;
-приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
-координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
-экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;
-ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;
-участие общественности и граждан в охране здоровья населения.
2. Статья 5. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья
Граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, созданием условий для занятий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.
Государственные организации здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь, временно выезжающие за ее пределы, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Порядок и условия обязательного медицинского страхования граждан Республики Беларусь при выезде за ее пределы определяются Советом Министров Республики Беларусь.
3. Статья 13. Полномочия государственных органов в области охраны здоровья населения
Президент Республики Беларусь определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья населения, стратегию ее развития, утверждает Национальную концепцию охраны здоровья населения и национальные медицинские программы, осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья населения.
Национальное собрание Республики Беларусь принимает законы по вопросам охраны здоровья населения и закон об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, в котором определяются расходы на охрану здоровья населения.
Совет Министров Республики Беларусь осуществляет государственную политику в области охраны здоровья населения, реализует национальные медицинские программы, разрабатывает, утверждает и реализует государственные программы по охране здоровья населения в пределах, предусмотренных законодательством, координирует деятельность органов государственного управления, юридических и физических лиц в области охраны здоровья населения.
Совет Министров Республики Беларусь не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь об осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь.
Статья 14. Полномочия органов местного управления и самоуправления в области охраны здоровья населения
Органы местного управления и самоуправления обеспечивают финансирование государственных органов и иных организаций здравоохранения, находящихся в их ведении, реализуют национальные и государственные программы по охране здоровья населения, разрабатывают, утверждают и реализуют региональные медицинские программы по развитию здравоохранения, координируют деятельность подведомственных органов управления и самоуправления, юридических и физических лиц в области охраны здоровья населения, несут ответственность за состояние здоровья населения, проживающего на соответствующей территории согласно административно-территориальному делению.
4. Статья 57. Права медицинских и фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники при осуществлении профессиональной деятельности имеют право на:
обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
работу по трудовому договору (контракту);
защиту своей профессиональной чести и достоинства;
получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
совершенствование профессиональных знаний;
переподготовку за счет средств республиканского и местных бюджетов при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации организаций;
страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей.
Вмешательство в профессиональную деятельность медицинских и фармацевтических работников со стороны государственных органов и должностных лиц, а также граждан запрещается, за исключением случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей.
Статья 59. Обязанности и ответственность медицинских и фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники, осуществляющие профессиональную деятельность на территории Республики Беларусь, должны руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь, принципами медицинской этики и деонтологии.
Медицинские и фармацевтические работники обязаны:
надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности;
сохранять врачебную тайну;
уважительно и гуманно относиться к пациентам;
постоянно повышать уровень профессиональных знаний;
выполнять иные обязанности, определенные нанимателем.
Медицинские и фармацевтические работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Статья 62. Заработная плата медицинских и фармацевтических работников
Заработная плата медицинских и фармацевтических работников государственных организаций здравоохранения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 63. Предоставление служебного жилья медицинским и фармацевтическим работникам
Медицинским и фармацевтическим работникам, работающим в сельской местности, может предоставляться служебное жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 64. Обеспечение медицинских работников средствами связи
Медицинские работники, привлекаемые к оказанию медицинской помощи в экстренных случаях, имеют право на установку квартирных телефонов вне очереди в установленном порядке. Перечень медицинских работников, привлекаемых к оказанию медицинской помощи в экстренных случаях, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
5. Статья 29. Права и обязанности пациента
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;
информацию об имени, фамилии, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
обследование, лечение и нахождение в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;
облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
перевод к другому лечащему врачу с разрешения руководителя организации здравоохранения (ее структурного подразделения);
отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи;
сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья.
При нахождении на стационарном лечении пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой к должностным лицам организации здравоохранения, в которой ему оказывается медицинская помощь, а также к должностным лицам государственных органов или в суд.
Пациент обязан:
принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
предоставлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
выполнять медицинские предписания;
соблюдать правила внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов и бережно относиться к имуществу организации здравоохранения.
6. Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении
Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Нормы, регулирующие отношения в области здравоохранения и содержащиеся во вступивших в силу международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и подлежат непосредственному применению, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.
7. ОЗЗ как наука и предмет преподавания. Роль ее в практической деятельности органов, учреждений здравоохранения и врачей. Основные методы ОЗЗ исследований.
СГ – это область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.
СГ и ОЗ как наука изучает воздействие социальных условий и факторов окружающей среды на здоровье, разрабатывает мероприятия по устранению и предупреждению вредных условий внешней среды, а также разработка мероприятий, направленных на укрепление здоровья всех членов общества в целях укрепления общественного здоровья. «Социальный» – «общественный».
Обьект --- коллектив, соц группа, общество и обслуживающая их система З.О.
Предмет --- здоровье населения в целом,соц групп в зависимости от условий внешней (социальной среды), комплекс мероприятий по его улучшению.
В предмет СГ входит:
-
Социология и другие общественные дисциплины.
-
Клинические и другие медицинские науки (биология, экология, гигиена и ее области, статистика и информатика).
Задачи:
-
Изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов;
-
Разработка методик и методологий изучения здоровья населения.
Методика – последовательность приемов собираний данных об изучаемых явлениях.
Методология – совокупность методик, методов, подходов к оценке изучаемых явлений. -
Теоретическое обоснование социальной политики государства в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в стране.
-
Разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских учреждений и специалистов различных специальностей.
-
Подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей – общественников, врачей – организаторов.
Основные методы ОЗЗ исследований
-
Статистический (или санитарно-статистический) позволяет:
а) количественно измерить показателями здоровье населения и деятельность медицинских учреждений;
б) выявить влияние факторов на здоровье;
в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий, и экономических;
г) позволяет оценить динамику показателей здравоохранения и прогнозировать их;
д) выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.
-
Исторический – знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
-
Метод эксперимента и моделирования (организационного эксперимента) врача, процедур и т.д( для разработки рациональтных форм и методов работы).
-
Метод экономических исследований дает установить влияние экономики на ЗО и наоборот.
-
Метод экспертных оценок. Суть: определение косвенным путем тех или инных коэфициентов . непосредственное получение которых по ряду причин не представляется возможным( не достаточно научных знаний). Эксперты – авторитеты в обл. мед науки и практики.
Социологический (или медико-социологический). Получение информации непосредственно от населения.
-
Эпидемиологический.
-
Медико-географический.(изучение явлений в разных территориальных зонах, региональных особенностей).
-
Комплексный.
-
Системный.(разработка логической модели, ее математическое выражение, и оценка ожидаемых результатов).
8. Здравоохранение. Определение. Современные системы здравоохранения, их характеристика. Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
Здравоохранение – это система государственных общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, укрепление здоровья населения. Это отрасль народного хозяйства, это крупная отрасль социальной сферы.