Файл: права и законы шпора.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.02.2019

Просмотров: 3269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон о здравоохранении принят 18.06.93. Состоит из 13 разделов и 64 статей.

1. Статья 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения

Государственная политика в области охраны здоровья населения предусматривает:

-создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

-ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

-профилактическую направленность здравоохранения;

-доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

-приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

-координацию и контроль Министерством здравоохранения Республики Беларусь деятельности в области здравоохранения других органов государственного управления, ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

-экономическую заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

-ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения;

-участие общественности и граждан в охране здоровья населения.


2. Статья 5. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья

Граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, гигиеническим воспитанием и обучением граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, созданием условий для занятий физической культурой и спортом, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения.

Государственные организации здравоохранения могут оказывать платные медицинские услуги в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, временно выезжающие за ее пределы, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Порядок и условия обязательного медицинского страхования граждан Республики Беларусь при выезде за ее пределы определяются Советом Министров Республики Беларусь.


3. Статья 13. Полномочия государственных органов в области охраны здоровья населения

Президент Республики Беларусь определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья населения, стратегию ее развития, утверждает Национальную концепцию охраны здоровья населения и национальные медицинские программы, осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья населения.


Национальное собрание Республики Беларусь принимает законы по вопросам охраны здоровья населения и закон об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, в котором определяются расходы на охрану здоровья населения.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет государственную политику в области охраны здоровья населения, реализует национальные медицинские программы, разрабатывает, утверждает и реализует государственные программы по охране здоровья населения в пределах, предусмотренных законодательством, координирует деятельность органов государственного управления, юридических и физических лиц в области охраны здоровья населения.

Совет Министров Республики Беларусь не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь об осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь.

Статья 14. Полномочия органов местного управления и самоуправления в области охраны здоровья населения

Органы местного управления и самоуправления обеспечивают финансирование государственных органов и иных организаций здравоохранения, находящихся в их ведении, реализуют национальные и государственные программы по охране здоровья населения, разрабатывают, утверждают и реализуют региональные медицинские программы по развитию здравоохранения, координируют деятельность подведомственных органов управления и самоуправления, юридических и физических лиц в области охраны здоровья населения, несут ответственность за состояние здоровья населения, проживающего на соответствующей территории согласно административно-территориальному делению.


4. Статья 57. Права медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники при осуществлении профессиональной деятельности имеют право на:

обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

работу по трудовому договору (контракту);

защиту своей профессиональной чести и достоинства;

получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

совершенствование профессиональных знаний;

переподготовку за счет средств республиканского и местных бюджетов при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации организаций;

страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей.

Вмешательство в профессиональную деятельность медицинских и фармацевтических работников со стороны государственных органов и должностных лиц, а также граждан запрещается, за исключением случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей.


Статья 59. Обязанности и ответственность медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники, осуществляющие профессиональную деятельность на территории Республики Беларусь, должны руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь, принципами медицинской этики и деонтологии.

Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности;

сохранять врачебную тайну;

уважительно и гуманно относиться к пациентам;

постоянно повышать уровень профессиональных знаний;

выполнять иные обязанности, определенные нанимателем.

Медицинские и фармацевтические работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь

Статья 62. Заработная плата медицинских и фармацевтических работников

Заработная плата медицинских и фармацевтических работников государственных организаций здравоохранения устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 63. Предоставление служебного жилья медицинским и фармацевтическим работникам

Медицинским и фармацевтическим работникам, работающим в сельской местности, может предоставляться служебное жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 64. Обеспечение медицинских работников средствами связи

Медицинские работники, привлекаемые к оказанию медицинской помощи в экстренных случаях, имеют право на установку квартирных телефонов вне очереди в установленном порядке. Перечень медицинских работников, привлекаемых к оказанию медицинской помощи в экстренных случаях, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.


5. Статья 29. Права и обязанности пациента

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;

информацию об имени, фамилии, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

обследование, лечение и нахождение в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

перевод к другому лечащему врачу с разрешения руководителя организации здравоохранения (ее структурного подразделения);

отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи;


сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья.

При нахождении на стационарном лечении пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой к должностным лицам организации здравоохранения, в которой ему оказывается медицинская помощь, а также к должностным лицам государственных органов или в суд.

Пациент обязан:

принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;

уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;

предоставлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;

выполнять медицинские предписания;

соблюдать правила внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов и бережно относиться к имуществу организации здравоохранения.


6. Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении

Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Нормы, регулирующие отношения в области здравоохранения и содержащиеся во вступивших в силу международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства и подлежат непосредственному применению, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.



7. ОЗЗ как наука и предмет преподавания. Роль ее в практической деятельности органов, учреждений здравоохранения и врачей. Основные методы ОЗЗ исследований.

СГ – это область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.

СГ и ОЗ как наука изучает воздействие социальных условий и факторов окружающей среды на здоровье, разрабатывает мероприятия по устранению и предупреждению вредных условий внешней среды, а также разработка мероприятий, направленных на укрепление здоровья всех членов общества в целях укрепления общественного здоровья. «Социальный» – «общественный».


Обьект --- коллектив, соц группа, общество и обслуживающая их система З.О.

Предмет --- здоровье населения в целом,соц групп в зависимости от условий внешней (социальной среды), комплекс мероприятий по его улучшению.

В предмет СГ входит:

  1. Социология и другие общественные дисциплины.

  2. Клинические и другие медицинские науки (биология, экология, гигиена и ее области, статистика и информатика).

Задачи:

  1. Изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов;

  2. Разработка методик и методологий изучения здоровья населения.
    Методика – последовательность приемов собираний данных об изучаемых явлениях.
    Методология – совокупность методик, методов, подходов к оценке изучаемых явлений.

  3. Теоретическое обоснование социальной политики государства в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в стране.

  4. Разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских учреждений и специалистов различных специальностей.

  5. Подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей – общественников, врачей – организаторов.

Основные методы ОЗЗ исследований

  1. Статистический (или санитарно-статистический) позволяет:

а) количественно измерить показателями здоровье населения и деятельность медицинских учреждений;

б) выявить влияние факторов на здоровье;

в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий, и экономических;

г) позволяет оценить динамику показателей здравоохранения и прогнозировать их;

д) выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.

  1. Исторический – знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.

  2. Метод эксперимента и моделирования (организационного эксперимента) врача, процедур и т.д( для разработки рациональтных форм и методов работы).

  3. Метод экономических исследований дает установить влияние экономики на ЗО и наоборот.

  4. Метод экспертных оценок. Суть: определение косвенным путем тех или инных коэфициентов . непосредственное получение которых по ряду причин не представляется возможным( не достаточно научных знаний). Эксперты – авторитеты в обл. мед науки и практики.

Социологический (или медико-социологический). Получение информации непосредственно от населения.

  1. Эпидемиологический.

  2. Медико-географический.(изучение явлений в разных территориальных зонах, региональных особенностей).

  3. Комплексный.

  4. Системный.(разработка логической модели, ее математическое выражение, и оценка ожидаемых результатов).









8. Здравоохранение. Определение. Современные системы здравоохранения, их характеристика. Организационные принципы государственной системы здравоохранения.

Здравоохранение – это система государственных общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, укрепление здоровья населения. Это отрасль народного хозяйства, это крупная отрасль социальной сферы.