Файл: права и законы шпора.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.02.2019

Просмотров: 3344

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные системы здравоохранения , их характеристика.

Системы здравоохранения:

Государственная;

Страховая медицина;

Частно-предпринимательская.

В основе здравоохранения – источник финансирования.

1. Государственная – финансирование из государственного бюджета. Источник бюджета – только налоги. Если выделяется меньше 5% ВНП, то эта система здравоохранения не может функционировать. Статья № 15 – государство выделяет 10 % ВНП на здравоохранение.

Концепция развития здравоохранения:

I этап - 6…7%; II этап – до 10%. В развитых государствах – 12…15% ВНП выделяется. Эта величина больше всего в США.

В любой стране кроме ведущей формы здравоохранения есть и другие. В Англии, Швеции, СНГ – государственная форма. Государственная форма оптимальна, т.к. она обеспечивает максимальный доступ медицинской помощи населению, и она обеспечивает социальную стабильность общества.

Для государственной системы характерно:

Жесткие рамки контроля;

Централизация управления.

Х –но:

Тесная связь с соц пом. (патронаж пожилых на дому.).

Пропаганда ЗОЖ. Школьн гигиена.

Охрана матер и детства , дород и послеродов патронаж.

Централизованное сан просвящ.

Недост.: недост финансирования – очереди на планов госпитал.

В РБ – государственная форма основная.

По оценкам ВОЗ – мы сохранили систему здравоохранения.

Бывш . СССР, Великобритания, Швеция, Болгария.

2. Страховая медицина: 2 формы мед страхования:

Обязательное медицинское страхование;

Добровольное медицинское страхование.

Она не подчинена государственному здравоохранению, но согласовывает с ним свою работу (т.к. государство выпускает врачей). Основа – страховые взносы:

отчисления от зарплаты;

отчисления от доходов предприятий;

дотации государства страховым компаниям – для обслуживания незастрахованных.

Целевой налог на охрану здоровья. В РБ – есть добровольное медицинское страхование. Страховые компании – это посредники между больными и лечебными учреждениями. Они организовывают население. Есть страховой полис – дает право на получение медицинской помощи в той больнице, с которой у страховой компании подписан контракт.

В Германии, Франции,Японии, России с 1993. Г. , Бельгии – страховая медицина.

3.частно – предпринимательская:

Здравоохранение в США, ЮАР , Люксембург.

Принцип: сохранение здоровья явл личным делом каждого. Население несет полностью все расходы за мед помощь. Х – но в стране преввалируют расходы на прямые мед услуги.

Характерные черты:

Широкий выбор услуг;

Нет очередей;

Доступность специальной медицинской помощи;

Должное внимание к пациенту.

Но:

1. Высокая стоимость медицинской помощи;

Низкая доступность для бедных;

Не оказывается помощь на дому;

Нет профилактики;

Диспропорция между специалистами и врачами общей практики.

Есть частное медицинское страхование – покупается страховой полис – тогда при оказании помощи он заплатит только часть.


Организационные принципы ГСЗ: Государственный характер здравоохранения – государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения.

Бесплатность и общедоступность медицинской помощи.

Профилактическая направленность системы здравоохранения.

Принцип единства здравоохранения – единство лечения и профилактики, науки и практики.

Планирование здравоохранения – без него невозможно содержать здравоохранение.

Прогнозирование – посредством ЭВМ. Просчеты на 15…25 лет вперед.

Общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья. Красный Крест . Профсоюзные органы.

Интернационализм в здравоохранении – помощь другим странам, координация действий. Открыты центры.






















































9. РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

РУКОВОДСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Руководство здравоохранением Республики Беларусь состоит из двух основных уровней:

центрального и местного.

Центральный уровень представлен республиканскими органами, местный - территориальными (областными, районными). На центральном (республиканском) уровне руководство здравоохранением осуществляют Президент, Совет Министров, парламент, а непосредственно вся работа ведется Министерством здравоохранения. Министр здравоохранения назначается Президентом. Свою работу он строит на принципах единоначалия и коллегиальности.

При министре здравоохранения функционирует коллегия. Это собрание наиболее авторитетных в здравоохранении и облеченных соответствующими должностными полномочиями лиц. На коллегию выносятся важные вопросы, требующие коллективного решения.

Работа Министерства здравоохранения строится на основании положения о Министерстве здравоохранения. Каждое медицинское учреждение должно иметь свое положение. В соответствии с положением разработаны задачи министерства. Основными из них являются:

1) обеспечение всемерного развития охраны здоровья населения;

2) обеспечение бесплатной, доступной, квалифицированной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;

3) организация и проведение мер по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и окружающей среды;

4) обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

5) повышение качества лечебно-профилактической помощи матерям и детям;

6) подготовка медицинских и фармацевтических кадров, их специализация и усовершенствование;

7) изучение здоровья населения, организация социально-гигиенического мониторинга его изменений;

8) координация и контроль профессиональной деятельности медицинских работников;

9) разработка национальных программ профилактики заболеваний.


Задачи Министерства здравоохранения определяют его структуру. С изменением задач будет изменяться и структура. Основу Министерства составляют главные управления, каждое из которых отвечает за организацию, состояние работы по конкретному направлению. В составе управлений наряду с другими специалистами имеются главные специалисты (главный хирург, терапевт, педиатр, эпидемиолог и др. - всего 87).

Местные органы руководства здравоохранением на областном уровне (в республике 6 областей) представлены управлениями здравоохранения областных исполнительных комитетов. Структура управлений в известной мере аналогична структуре Министерства здравоохранения. Состав подразделений, число сотрудников соответствуют объему выполняемых задач.

На районном уровне (в республике 118 сельских районов) руководство представлено одним человеком - главным врачом территориального медицинского объединения (он же главный врач центральной районной больницы - ЦРБ). Главный врач в своей деятельности по управлению здравоохранением района опирается на заместителей, штатных и нештатных специалистов, заведующих отделениями ЦРБ

В городе Минске руководство здравоохранением осуществляет Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, во всех остальных городах - отделы здравоохранения горисполкомов.

На всех уровнях руководство здравоохранением имеет двойственное подчинение: по вертикали - вышестоящим медицинским органам, по горизонтали - местным органам исполнительной власти. Это позволяет эффективно использовать возможности последних при решении вопросов охраны здоровья населения конкретной территории.

Управление – это процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля работы, обеспечивающей достижение цели.

Таким образом, управление здравоохранением -это процесс обеспечения эффективного функционирования системы здравоохранения. Отличительные черты управления в системе здравоохранения:

1) Особая ответственность принимаемых решений.

2) Трудности предсказуемости их последствий, которые нередко проявляются не сразу и часто не поддаются квалифицированным оценкам.

3) Трудности, а иногда и невозможность исправления последствий ошибочных решений.

4) Важность системного подхода.

Один из важнейших принципов управления в здравоохранении – системный подход. СИСТЕМА - это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности. Системный подход предполагает анализ связей и взаимодействия между элементами системы в динамике, а также в перспективе.

Система здравоохранения состоит как и из структурных элементов (министерство здравоохранения, управления здравоохранением различных уровней), так и функциональных ( стационарная и поликлиническая помощь и т.д.). Использование автоматизированных систем облегчает процесс управления такой сложной системой многочисленных взаимосвязанных структур.



10, 11. Научные основы управления. Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.

Процесс управления (управленческий цикл) схематично может быть представлен в виде трех составных частей: подготовительной; исполнительной; контрольной.

Полноценность управления обеспечивается четкостью постановки цели, наличием необходимой информации. Информация должна соответствовать определенным требованиям. Это, в частности, целенаправленность, достоверность, адекватность, своевременность. В целом же информация в управлении имеет несколько назначений: для разработки решений; для оценки настоящего состояния и разработки перспектив развития; для контроля.

Анализом и оценкой информации, необходимой для разработки управленческого решения, в основном заканчивается подготовительная часть процесса управления.

Вторая часть - исполнительная. В здравоохранении она может быть представлена в виде следующих основных видов управленческих решений:

медицинские (организация, технология, качество, совершенствование лечебно-профилактического процесса);

социальные (кадры, их использование, подготовка, условия жизни, труда, отдыха и др.);

административные (регламентация и документальное оформление деятельности медицинского персонала, положение 106 учреждении, должностные инструкции);

ресурсные (финансы, сеть, обеспечение лекарствами, обесцвечение медицинской техникой);

хозяйственные (развитие материальной базы, строительство, ремонт, использование транспортных средств, организация питания и др.);

Основные методы управления:

1. Организационно-распорядительные;

2. Социально-психологические;

3. Экономико-математические;

4. Правовые.

В зависимости от формы управляющего воздействия решения бывают трех степеней:

1) приказ - отражает самую строгую императивную форму распорядительного воздействия. Приказ фиксирует что, где, когда, кем должно быть сделано. Приказ - это прямое обязательное предписание;

2) распоряжение - ограничено менее жесткими рамками принуждения;

3) рекомендация - наименее обязательная форма. Допускаются уточнение, конкретизация.

Требования к управленческому решению:

целенаправленность; эффективность; экономичность; своевременность; надежность; гибкость; жизнестойкость.

Третья, заключительная, часть процесса управления представляет собой контроль за реализацией решений и оценку результатов.

Качества руководителя: компетентность, высокая ответственность и достоинство, чувство нового и умение рисковать, высокая работоспособность и постоянное стремление быть лучшим, делать все лучше других, всегда быть готовым дернуть по «50».



12. Обеспеченность мед. кадрами:

число врачей х 10000 = В РБ 46 на 10 тыс.

число пациентов

Обеспеч. больничнами койками:

число коек х 10000 = В РБ 111,6 на 10 тыс.


число населения

Обеспечен. стац. помощью:

число госпитализир. за год х 1000 = В РБ 230-250

среднегод. чис-ть насел.

Обеспеч. амб-поликл. помощью:

число посещеней врача = В РБ 12

среднегод. чис-ть насел.

Обеспеч. средн. мед. персоналом = 120 на 10 тыс.





13. Страховая медицина, ее организационные принципы.

В Германии, Франции, Японии, России с 1993. Г. , Бельгии – страховая медицина.

Страховая медицина является самой распространенной в мире.

Основные черты:

Создание финансового страхового фонда, который состоит из: а) взносы страхуемых; б) взносы работодателей; в) государственные отчисления. Степень участия каждого из трех различна в разных странах.

Врачи-партнеры органов страхования;Страх комп посредник между врачем и больным.

Страховка включает определенный набор медицинских услуг; В страховке оговаривается вид мед услуг , а сверх ее платишь сам.

Страховка не дает полного возмещения; Пациент обращ к врачу , получ мед пом и оплачивает сам. Врач выписыв справку с перечнем услуг и пациент получ деньги в страх компании. Но получ не полную компенсацию расходов.

Наличие конкуренции между врачами;

Может быть и частное медицинское страхование.

Принцип: «Богатый платит за бедного» 3,5% от зарплаты.

Программа «Модернизация и усовершенствование системы здравоохранения»

Франция . Управление МЗ.

Особ: многопрофильные центры. Менее дорогая помощь.

2. Стационары:

однодневного пребывания;

краткосрочного (до 11 дней);

среднесрочного (2-3 мес.) 80% оплачивают страховые компании;

пожизненного – лечение за счет страховой компании, а питание за свой счет.

Встране 5 страх систем:

Общенациональная (застрах большинство граждан).

Страх система крестьян.

Страх система по отдельн профессиям.

Страх система лиц свободн профессий.

Страх система крестьтян – хозяев.

Охрана материнства и детства: перед браком знаком с сост здар друг друга. Дородов патронаж.

Работа по проф неинф забол.

Есть комитет по санитарному просвещению.

Принципы:

Мед страхованию подлежит все население . Оно должно быть всесторонним( профил , реаб, лечение.).

Использует эффективные мед технологии. Лучше оборудование – вышекачество – короче срок --- выше оборот койки – выше эффективность . Уход на дому дешевле.

Система обязательного страхования на безвозвратной основе. Застрахованный со страховым полисом получает помощь на любой территории страны , право выбора врача и леч учреждения. Право на добровольное страхование ( на услуги выходящие за пределы установленного минимума).

Нет дефецита . Предоставляется высоко квалиф мед пом.

Высокий мед профессионализм. Лицензия на определенный вид деят.

Заставляет заботится о здоровье. Не заботиться --- платит больше.

Страх комп принимают новые технол ,просчитывая их эффективность .

Частно – предпринимательская:

Здравоохранение в США, ЮАР , Люксембург.