ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.02.2019
Просмотров: 3344
Скачиваний: 1
Современные системы здравоохранения , их характеристика.
Системы здравоохранения:
Государственная;
Страховая медицина;
Частно-предпринимательская.
В основе здравоохранения – источник финансирования.
1. Государственная – финансирование из государственного бюджета. Источник бюджета – только налоги. Если выделяется меньше 5% ВНП, то эта система здравоохранения не может функционировать. Статья № 15 – государство выделяет 10 % ВНП на здравоохранение.
Концепция развития здравоохранения:
I этап - 6…7%; II этап – до 10%. В развитых государствах – 12…15% ВНП выделяется. Эта величина больше всего в США.
В любой стране кроме ведущей формы здравоохранения есть и другие. В Англии, Швеции, СНГ – государственная форма. Государственная форма оптимальна, т.к. она обеспечивает максимальный доступ медицинской помощи населению, и она обеспечивает социальную стабильность общества.
Для государственной системы характерно:
Жесткие рамки контроля;
Централизация управления.
Х –но:
Тесная связь с соц пом. (патронаж пожилых на дому.).
Пропаганда ЗОЖ. Школьн гигиена.
Охрана матер и детства , дород и послеродов патронаж.
Централизованное сан просвящ.
Недост.: недост финансирования – очереди на планов госпитал.
В РБ – государственная форма основная.
По оценкам ВОЗ – мы сохранили систему здравоохранения.
Бывш . СССР, Великобритания, Швеция, Болгария.
2. Страховая медицина: 2 формы мед страхования:
Обязательное медицинское страхование;
Добровольное медицинское страхование.
Она не подчинена государственному здравоохранению, но согласовывает с ним свою работу (т.к. государство выпускает врачей). Основа – страховые взносы:
отчисления от зарплаты;
отчисления от доходов предприятий;
дотации государства страховым компаниям – для обслуживания незастрахованных.
Целевой налог на охрану здоровья. В РБ – есть добровольное медицинское страхование. Страховые компании – это посредники между больными и лечебными учреждениями. Они организовывают население. Есть страховой полис – дает право на получение медицинской помощи в той больнице, с которой у страховой компании подписан контракт.
В Германии, Франции,Японии, России с 1993. Г. , Бельгии – страховая медицина.
3.частно – предпринимательская:
Здравоохранение в США, ЮАР , Люксембург.
Принцип: сохранение здоровья явл личным делом каждого. Население несет полностью все расходы за мед помощь. Х – но в стране преввалируют расходы на прямые мед услуги.
Характерные черты:
Широкий выбор услуг;
Нет очередей;
Доступность специальной медицинской помощи;
Должное внимание к пациенту.
Но:
1. Высокая стоимость медицинской помощи;
Низкая доступность для бедных;
Не оказывается помощь на дому;
Нет профилактики;
Диспропорция между специалистами и врачами общей практики.
Есть частное медицинское страхование – покупается страховой полис – тогда при оказании помощи он заплатит только часть.
Организационные принципы ГСЗ: Государственный характер здравоохранения – государство полностью берет на себя обязанности финансирования здравоохранения, расходы на развитие медицинской науки, оно определяет и организует законодательно работу здравоохранения.
Бесплатность и общедоступность медицинской помощи.
Профилактическая направленность системы здравоохранения.
Принцип единства здравоохранения – единство лечения и профилактики, науки и практики.
Планирование здравоохранения – без него невозможно содержать здравоохранение.
Прогнозирование – посредством ЭВМ. Просчеты на 15…25 лет вперед.
Общественный характер здравоохранения – участие населения в решении вопросов охраны здоровья. Красный Крест . Профсоюзные органы.
Интернационализм в здравоохранении – помощь другим странам, координация действий. Открыты центры.
9. РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
РУКОВОДСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Руководство здравоохранением Республики Беларусь состоит из двух основных уровней:
центрального и местного.
Центральный уровень представлен республиканскими органами, местный - территориальными (областными, районными). На центральном (республиканском) уровне руководство здравоохранением осуществляют Президент, Совет Министров, парламент, а непосредственно вся работа ведется Министерством здравоохранения. Министр здравоохранения назначается Президентом. Свою работу он строит на принципах единоначалия и коллегиальности.
При министре здравоохранения функционирует коллегия. Это собрание наиболее авторитетных в здравоохранении и облеченных соответствующими должностными полномочиями лиц. На коллегию выносятся важные вопросы, требующие коллективного решения.
Работа Министерства здравоохранения строится на основании положения о Министерстве здравоохранения. Каждое медицинское учреждение должно иметь свое положение. В соответствии с положением разработаны задачи министерства. Основными из них являются:
1) обеспечение всемерного развития охраны здоровья населения;
2) обеспечение бесплатной, доступной, квалифицированной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
3) организация и проведение мер по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и окружающей среды;
4) обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;
5) повышение качества лечебно-профилактической помощи матерям и детям;
6) подготовка медицинских и фармацевтических кадров, их специализация и усовершенствование;
7) изучение здоровья населения, организация социально-гигиенического мониторинга его изменений;
8) координация и контроль профессиональной деятельности медицинских работников;
9) разработка национальных программ профилактики заболеваний.
Задачи Министерства здравоохранения определяют его структуру. С изменением задач будет изменяться и структура. Основу Министерства составляют главные управления, каждое из которых отвечает за организацию, состояние работы по конкретному направлению. В составе управлений наряду с другими специалистами имеются главные специалисты (главный хирург, терапевт, педиатр, эпидемиолог и др. - всего 87).
Местные органы руководства здравоохранением на областном уровне (в республике 6 областей) представлены управлениями здравоохранения областных исполнительных комитетов. Структура управлений в известной мере аналогична структуре Министерства здравоохранения. Состав подразделений, число сотрудников соответствуют объему выполняемых задач.
На районном уровне (в республике 118 сельских районов) руководство представлено одним человеком - главным врачом территориального медицинского объединения (он же главный врач центральной районной больницы - ЦРБ). Главный врач в своей деятельности по управлению здравоохранением района опирается на заместителей, штатных и нештатных специалистов, заведующих отделениями ЦРБ
В городе Минске руководство здравоохранением осуществляет Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, во всех остальных городах - отделы здравоохранения горисполкомов.
На всех уровнях руководство здравоохранением имеет двойственное подчинение: по вертикали - вышестоящим медицинским органам, по горизонтали - местным органам исполнительной власти. Это позволяет эффективно использовать возможности последних при решении вопросов охраны здоровья населения конкретной территории.
Управление – это процесс планирования, организации, руководства, мотивации и контроля работы, обеспечивающей достижение цели.
Таким образом, управление здравоохранением -это процесс обеспечения эффективного функционирования системы здравоохранения. Отличительные черты управления в системе здравоохранения:
1) Особая ответственность принимаемых решений.
2) Трудности предсказуемости их последствий, которые нередко проявляются не сразу и часто не поддаются квалифицированным оценкам.
3) Трудности, а иногда и невозможность исправления последствий ошибочных решений.
4) Важность системного подхода.
Один из важнейших принципов управления в здравоохранении – системный подход. СИСТЕМА - это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не присущими каждому элементу в отдельности. Системный подход предполагает анализ связей и взаимодействия между элементами системы в динамике, а также в перспективе.
Система здравоохранения состоит как и из структурных элементов (министерство здравоохранения, управления здравоохранением различных уровней), так и функциональных ( стационарная и поликлиническая помощь и т.д.). Использование автоматизированных систем облегчает процесс управления такой сложной системой многочисленных взаимосвязанных структур.
10, 11. Научные основы управления. Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
Процесс управления (управленческий цикл) схематично может быть представлен в виде трех составных частей: подготовительной; исполнительной; контрольной.
Полноценность управления обеспечивается четкостью постановки цели, наличием необходимой информации. Информация должна соответствовать определенным требованиям. Это, в частности, целенаправленность, достоверность, адекватность, своевременность. В целом же информация в управлении имеет несколько назначений: для разработки решений; для оценки настоящего состояния и разработки перспектив развития; для контроля.
Анализом и оценкой информации, необходимой для разработки управленческого решения, в основном заканчивается подготовительная часть процесса управления.
Вторая часть - исполнительная. В здравоохранении она может быть представлена в виде следующих основных видов управленческих решений:
медицинские (организация, технология, качество, совершенствование лечебно-профилактического процесса);
социальные (кадры, их использование, подготовка, условия жизни, труда, отдыха и др.);
административные (регламентация и документальное оформление деятельности медицинского персонала, положение 106 учреждении, должностные инструкции);
ресурсные (финансы, сеть, обеспечение лекарствами, обесцвечение медицинской техникой);
хозяйственные (развитие материальной базы, строительство, ремонт, использование транспортных средств, организация питания и др.);
Основные методы управления:
1. Организационно-распорядительные;
2. Социально-психологические;
3. Экономико-математические;
4. Правовые.
В зависимости от формы управляющего воздействия решения бывают трех степеней:
1) приказ - отражает самую строгую императивную форму распорядительного воздействия. Приказ фиксирует что, где, когда, кем должно быть сделано. Приказ - это прямое обязательное предписание;
2) распоряжение - ограничено менее жесткими рамками принуждения;
3) рекомендация - наименее обязательная форма. Допускаются уточнение, конкретизация.
Требования к управленческому решению:
целенаправленность; эффективность; экономичность; своевременность; надежность; гибкость; жизнестойкость.
Третья, заключительная, часть процесса управления представляет собой контроль за реализацией решений и оценку результатов.
Качества руководителя: компетентность, высокая ответственность и достоинство, чувство нового и умение рисковать, высокая работоспособность и постоянное стремление быть лучшим, делать все лучше других, всегда быть готовым дернуть по «50».
12. Обеспеченность мед. кадрами:
число врачей х 10000 = В РБ 46 на 10 тыс.
число пациентов
Обеспеч. больничнами койками:
число коек х 10000 = В РБ 111,6 на 10 тыс.
число населения
Обеспечен. стац. помощью:
число госпитализир. за год х 1000 = В РБ 230-250
среднегод. чис-ть насел.
Обеспеч. амб-поликл. помощью:
число посещеней врача = В РБ 12
среднегод. чис-ть насел.
Обеспеч. средн. мед. персоналом = 120 на 10 тыс.
13. Страховая медицина, ее организационные принципы.
В Германии, Франции, Японии, России с 1993. Г. , Бельгии – страховая медицина.
Страховая медицина является самой распространенной в мире.
Основные черты:
Создание финансового страхового фонда, который состоит из: а) взносы страхуемых; б) взносы работодателей; в) государственные отчисления. Степень участия каждого из трех различна в разных странах.
Врачи-партнеры органов страхования;Страх комп посредник между врачем и больным.
Страховка включает определенный набор медицинских услуг; В страховке оговаривается вид мед услуг , а сверх ее платишь сам.
Страховка не дает полного возмещения; Пациент обращ к врачу , получ мед пом и оплачивает сам. Врач выписыв справку с перечнем услуг и пациент получ деньги в страх компании. Но получ не полную компенсацию расходов.
Наличие конкуренции между врачами;
Может быть и частное медицинское страхование.
Принцип: «Богатый платит за бедного» 3,5% от зарплаты.
Программа «Модернизация и усовершенствование системы здравоохранения»
Франция . Управление МЗ.
Особ: многопрофильные центры. Менее дорогая помощь.
2. Стационары:
однодневного пребывания;
краткосрочного (до 11 дней);
среднесрочного (2-3 мес.) 80% оплачивают страховые компании;
пожизненного – лечение за счет страховой компании, а питание за свой счет.
Встране 5 страх систем:
Общенациональная (застрах большинство граждан).
Страх система крестьян.
Страх система по отдельн профессиям.
Страх система лиц свободн профессий.
Страх система крестьтян – хозяев.
Охрана материнства и детства: перед браком знаком с сост здар друг друга. Дородов патронаж.
Работа по проф неинф забол.
Есть комитет по санитарному просвещению.
Принципы:
Мед страхованию подлежит все население . Оно должно быть всесторонним( профил , реаб, лечение.).
Использует эффективные мед технологии. Лучше оборудование – вышекачество – короче срок --- выше оборот койки – выше эффективность . Уход на дому дешевле.
Система обязательного страхования на безвозвратной основе. Застрахованный со страховым полисом получает помощь на любой территории страны , право выбора врача и леч учреждения. Право на добровольное страхование ( на услуги выходящие за пределы установленного минимума).
Нет дефецита . Предоставляется высоко квалиф мед пом.
Высокий мед профессионализм. Лицензия на определенный вид деят.
Заставляет заботится о здоровье. Не заботиться --- платит больше.
Страх комп принимают новые технол ,просчитывая их эффективность .
Частно – предпринимательская:
Здравоохранение в США, ЮАР , Люксембург.