Файл: права и законы шпора.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.02.2019

Просмотров: 3346

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ финансирования деятельности медицинских учреждений

а) он контролируется только сторонними организациями (их больше 30);

б) он включает анализ производственной деятельности;

в) включает анализ кадровой политики;

г) включает анализ бухгалтерской документации.

Финансирование здравоохранения: источники финансирования, хозяйственного и культурного строительства на предстоящий год является государственный бюджет. В нем отражены все главные стороны развития хозяйства, внутренняя и внешняя политика, обороноспособность страны и пр.

Расходы на здрав-ние в составе финанс. плана госуд-ва наз-ся отраслевым бюджетом.

Доходы медицинского учреждения состоят преимущественно из бюджетных, а также других поступлений. Повышение эффективности системы финансирования здраво­охранения предполагает формирование бюджета административ­ных территорий с использованием установленных на республи­канском и территориальном уровнях норм объема и средней стоимости медицинской помощи на одного жителя. Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения планируется про­изводить в зависимости от объема, качества и эффективности проведенных медицинских мероприятий.

Принципы финансирования: (изложены в законе о ЗО (10):

1) Бюджетный характер финансирования;

2) Рациональность использования выделяемых ресурсов:

- учет издержек;

систематическое сопоставление затрат и результата;

учет динамики величины затрат на единицу оказания услуг;

экономическая оценка последствий альтернативных способов действия.

3) Экономичность расходования выделенных финансовых ресурсов;

Нормативный принцип расходования – формирование бюджета лечебного учреждения на основе долгосрочных стабильных нормативов.




85. Смета - финансовый план учреждения. Смета медицинского учреждения - это роспись расходов на его содержание в течение одного финансового года. Смета подписывается главным бухгалтером ЛПУ или экономистом и руководителем учреждения.

ТРЕБОВАНИЯ К СМЕТЕ:своевременность составления..точность:.соблюдение режима экономии:.максимальное использование резервов учреждения.

РАЗДЕЛЫ СМЕТЫ РАСХОДОВ ЛПУ

1. Паспортные данные.

2. Текущие расходы (10 статья сметы расходов):

- закупки товаров и оплата услуг: в том числе приобретение медикаментов и перевязочных средств (10 статья, 03 подстатья, 02 элемент): приобретение продуктов питания (10 статья, 03 подстатья, 04 элемент):

- оплата труда рабочих и служащих (10 статья, 01 подстатья):

- начисление на оплату труда:

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов.

3. Субсидии и текущие трансферты (30 статья).

4. Капитальные расходы (40 статья):

- капитальные вложения в основные фонды:

- приобретение оборудования и предметов длительного пользования:

- капитальный ремонт.

5. Приложения по расчету расходов по конкретной статье.


Направления расходов рассчитываются на основе действующих норм и нормативов и планово-производственных показателей, характеризующих объем работы учреждения. К ним относятся: число коек, • среднегодовое число коек, план койко-дней, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений, штаты учреждения, функция врачебной должности и др. показатели.








































86. Экономика здравоохранения.

Экономика– это отрасль научных знаний, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства или обмене.

Вся система хозяйствования включает:

группа материального производства;

услуги образования, ЗО, соц. услуги, транспорт;

духовное производство, наука, СМИ (средства информации);

домашнее хозяйство.

1 гр – подлежит оценке;

2 гр – частично;

3 гр – условно подлежит;

4 гр – не подлежит.

Задачи:

  1. Рациональное использование экономических ресурсов, выделяющих в системе здравоохранения.

  2. Разработка методологии соотношения конечных результатов деятельности с-мы здрх с затратами труда

  3. Выявления тенденций дальнейших изменений стр-ры расходов в системе здрх

  4. Изучение соц. экон. проблем, связанных с изменением оплаты труда мед. работникам

  5. Изменение эффект. деятельности мед. орг-ии.

Критерии эффективности в здравоохранении.

1.Медицинская эффективность-совокупность рез-тов проф-ки и лечения.Выражается:

1.показателями заб-сти и ее тенденциями

2.числом неболевших лиц / индекс здоровья-% людей ни разу не болевших за год

3.качество мед.помощи-показатели диспансеризации,кач-во операции,разл.методик

2.Социальная эффективность-эффект-сть в деле укрепления здоровья в рез-те мероприятий мед.или социальных. Выражается:

1.ср.продолжит-сть предстоящей жизни

2.уровень детской смертности

3.эпидемич.заб-сть

4.рождаемость

5.число сохр.жизней - стало возможно в рез-те проведенных социальных и

мед.мероприятий( предотвращенных смертей от онкологии, СССзаб).

6.инвалидность

3.экономическая эффективность,к-рая получается н/х за счет проведения оздоровительных мероприятий и опред.величиной абс.прироста социального дохода (т.е.деньгами). Это отношение полученного эффекта к затратам,или сколько средств возвращается нар хоз на каждый рубль, вложенный в мед пом.

Это: число сохраненных жизней в трудоспосб. возр.

Инвалидность и ее динамика

Преждевременная смертность и на этой основе потери нац. дохода.





87. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами. Различают положительный и отрицательный экономический эффект. Положительный экономический эффект достигается в случае, когда результаты (продукт в стоимостном выражении) превышают затраты. Этот эффект называется прибылью. Для его получения необходимо расширение производства, либо экономия ресурсов на единицу продукта, либо и то, и другое. Если затраты превышают результаты, имеет место отрицательный экономический эффект, т. е. убыток. Все процессы надо рассматривать неразрывно и оценивать комплексно.













































































88.Организация статистического исследования, этапы, характеристика. Содержание плана и программы статистического исследования.

Статистика - это наука, изучающая количественную сторону мас­совых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественными особенностями в конкретных условиях места и времени.

Статистика - это универсальная наука. Она охватывает все, без исключения, отрасли человеческой деятельности. Выделяют математи­ческую. Физическую, экономическую, социальную статистику и т. д. Наибольший интерес для врачей представляет социальная статистика, изучающая социальные явления и процессы. Одной из отраслей со­циальной статистики является медицинская статистика, которая изу­чает количественную сторону явлений и процессов, связанных с ме­дициной, гигиеной и здравоохранением.

Не менее важна для врача биологическая статистика, или "био­метрия". Биометрия - это наука о применении математических мето­дов для изучения живых организмов.

Задачи

1. Изуч. сост. здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2. Выявление связей между показателями Здор. и различными фак­тор. природ. и соц. среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3. Изучение материально-технической базы здравоохр..

4. Анализ деятельности леч.-проф. учреждений.

5. Оценка эффект. провод. леч., проф., противоэпид. мероприятий.

6. Использ. статист. метод. при проведении клин. и эксперимент. мед-биолог. исслед..

Статистическая совокупность - группа, сост из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных гра­ницах пространства и времени и обладающих призн сходства и различия.

Объектом стат исслед в медицине и здравоохр м. б. различ контингенты населения), леч-проф учрежд и др.

Стат совокупность состоит из отдельных, единичных наблюдений.

Единица наблюдения - каждый первичный элемент, составл стат совокупность и явл носителем признаков, подлежащих учету.

Этапы

1 этап. Составл плана и программы исслед.

является подготовительным, на кот опред цель и задачи исслед, составл план и программа иссле­д. Цель формулир ясно, четко, недвусмысленно. План исслед предус­м опред места, время и субъекта ис­след включает:

- опред объекта исслед (статистической совокупнос­ти);

- объема исслед (сплошное, несплошное);

- видов (текущее, единовременное);

- способов сбора статистй информ

Программа исслед вкл:

- определение единицы наблюдения;

- перечень вопросов, подлеж регистр в отношении каждой единицы наблюдения

- разработку индивид учетного (регистрац) блан­ка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету;

- разработку макетов таблиц, в которые затем вносятся результа­ты исследования.

2 этап. Сбор материала (статист наблюд). заключается в регистрации отдельных случаев изу­чаемого явления и внесении характеризующих их учетных признаков в регис­трационные бланки.


3 этап. Разработка материала, стат группировка и сводка. Она начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности по­лученных сведений, выявлении и устранении ошибок, дубликатов за­писей и т. д. Для правильной разработки материала применяется шифровка пер­вичных учетных документов. Шифровка - это техни­ч прием, облегч и ускор разработку материала, по­вышающий качество, точность разработки.

Группировка - расчленение совокупности изучаемых данных на од­нородные, типичные группы по наиболее сущ призн. Группир м. проводиться по качест и количест призн. Выбор группировочного признака зависит от хар-ра изучаемой сов-ти и задач ис-я.

Сводка - обобщение единичных случаев, полученных в результате стат исслед, в опред группы, их подсчет и внесение в макеты таблиц.

Сводку стат материала проводят при помощи стат табл. Табл, не заполненная цифрами, наз-ся макетом.

Стат табл делятся на простые, групповые и комби­национные.

4 этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.

На этом этапе проводится вычисление ста­т показ (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления ), дается их граф изобр, изучает­ся динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями, даются прогнозы и т.д. Анализ предпол интерпрет получ данных, оценку достоверности рез-тов исслед. В зак­лючение делаются выводы.


5 этап. Литературная обработка и оформление полученных результатов.

Окончательное оформление результатов статистичес­кого исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использова­ния результатов исследования: ознакомление с результатами широ­кой аудитории медицинских и научных работников; подготовка ин­структивно-методических документов; оформление рационализаторско­го предложения и другие.

По завершении статистического исследования разрабатываются ре­комендации и управленческие решения, проводится внедрение ре­зультатов исследования в практику, оценивается эффективность.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.




89 Виды статистических величин. Абсолютные и относительные величины.

Для сравнительного анализа статистических данных используется статистические величины: абсолютные, относительные, средние.

Абсолютные величины

Абсолютные величины, полученные в сводных таблицах в ходе ста­тистического исследования, отражают абсолютный размер явления (число лечебно-профилактических учреждений, число коек в больнице, численность населения, число умерших, родившихся, заболевших и т.д.). Ряд статистических исследований завершается получением аб­солютных величин. В некоторых случаях они могут быть использова­ны для анализа изучаемого явления, например, при изучении редких явлений, при необходимости знать точный абсолютный размер явле­ния, при необходимости обратить внимание на отдельные случаи изу­чаемого явления и др. При малом числе наблюдений, в том случае, когда не требуется определения закономерности, также могут ис­пользоваться абсолютные числа.


В значительной части случаев абсолютные величины не могут быть использованы для сравнения с данными других исследований. Для этого служат относительные и средние величины.

Относительные величины

Относительные величины (показатели, коэффициенты) получают­ся в результате отношения одной абсолютной величины к другой. Наиболее часто используются следующие показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности.

Интенсивные - показатели частоты, интенсивности, распростра­ненности явления в среде, продуцирующей данное явление. В здравоохранении изучаются заболеваемость, смертность, инвалидность, рождаемость и другие показатель здоровья населения. Средой, в ко­торой происходят процессы, является население в целом или его от­дельные группы (возрастные, половые, социальные, профессио­нальные и др.). В медико-статистических исследованиях явление представляет собой как бы продукт среды. Например, население (среда) и заболевшие (явление); больные (среда) и умершие (яв­ление) и т. д.

Экстенсивные - показатели удельного веса, структуры, характе­ризуют распределение явления на составные части, его внутреннюю структуру. Вычисляются экстенсивные показатели отношением частиявления к целому и выражаются в процентах или долях единицы.




90 Средние величины. Вариационный ряд, элементы ряда. Практическое использование средних величин в деятельности врача-педиатра.

Средние величины дают обобщающую характеристику статистичес­кой совокупности по определенному изменяющемуся количественному признаку.

Средняя величина характеризует весь ряд наблюдений одним чис­лом, выражающим общую меру изучаемого признака. Она нивелирует случайные отклонения отдельных наблюдений и дает типичную харак­теристику количественного признака.

Одним из требований при работе со средними величинами являет­ся качественная однородность совокупности, для которой рассчиты­вается средняя. Только тогда она будет объективно отображать ха­рактерные особенности изучаемого явления. Второе требование зак­лючается в том, что средняя величина только тогда выражает типич­ные размеры признака, когда она основывается на массовом обобще­нии изучаемого признака, т.е. рассчитывается на достаточном чис­ле наблюдений.

Средние величины получаются из рядов распределения (вариа­ционных рядов).

Вариационный ряд - ряд однородных статистических величин, ха­рактеризующих один и тот же количественный учетный признак, отли­чающихся друг от друга по своей величине и расположенных в опре­деленном порядке (убывания или возрастания).

Элементами вариационного ряда являются:

Варианта - v - числовое значение изучаемого меняющегося коли­чественного признака.

Частота - p (pars) или f (frequency) - повторяемость вариант в вариационном ряду, показывающая, как часто встречается та или иная варианта в составе данного ряда.