Файл: Социология политики вопросы на экзамен 2016.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 1188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Особливості соціально-політичні думки Античності (Платон, Аристотель).


Платон

Кроме того, что Платон – один из известнейших античных философов, он также является политическим мыслителем. Платон - автор теории идеального государства. Теория эта заключается в том, что государством должны править философы-мужи в интересах общей пользы. Правитель должен быть лишен частной собственности, богатства. Он также выступал против бедности и богатства, а поддерживал теорию умеренного достатка. Он выделял 2 правильные и 4 неправильные формы государства. К правильным принадлежат аристокартия и монархия. К неправильным относятся демократия, олигархия, тирания, тимократия. В его работе «Государство» Платон выделил 3 социальные группы – правителей, воинов («стражей» государства) и людей физического труда – селян и ремесленников.


Аристотель

Аристотеля считают отцом политологии, так как он вывел впервые политическую науку из философии. По мысли Аристотеля, политика - это наука о благе человека и государства и политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Государство возникает, по Аристотелю, естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей и цель его существования - достижение блага людей.

По его мнению, существуют три правильные формы государственного устройства: царская власть, аристократия, полития, и три неправильные, ошибочные формы: тирания, олигархия и демократия. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов:

- очень богатые;

- крайне бедные;

- средний класс.

Аристотель полагал, что формы правительства отличаются друг от друга по двум критериям: «кто правит» и «в чьих это интересах». Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов.




2. Соціально-політичні думки Нового часу (Т. Гоббс, А.де Токвіль, Ш. Монтескьє, Ж. Боден).

Т.Гоббс

Гоббс считал, что изначально все люди были созданы равными в отношении умственных и физических способностей и имели одинаковые с другими «право на все». Но поскольку человек существо эгоистическое, то ему свойственно состояние «войны всех против всех». Гоббс сравнивает государство с чудовищем Левиафаном, который контролирует низменные инстинкты людей при помощи законов и конституции. По мнению Гоббса, для обеспечения мира и безопасности народов наиболее приспособлена монархия. Более того, он утверждал, что подданные ответственны за действия своего правительства, которое они имеют. Гоббсу принадлежит выражение «Нужда – мать всех изобретений». С помощью разума, а также инстинкта самосохранения человек приходит к выводу о создании «общей власти». Отсюда вытекает необходимость создания государства. Государство возникает и основано на договоре.


Ш.Монтескье

Одна из ведущих идей работы Монтескье - общественный договор между правителями и гражданами. Государство - это союз граждан и правителей. Править должны законы, а не люди. В этом он был солидарен с античными авторами. Он также создал систему издержек и противовесий (разделение власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную). «Государство, — считал Монтескье, - по самой своей природе не может быть добрым и справедливым. Оно всегда стремится вас поработить. Проблема заключается в том, чтобы вытащить у него когти». Для этого необходимо разделить власть. Разделение власти, по мнению Монтескье, необходимо и для того, чтобы правители из слуг народа не превратились в господ. Если только власть сосредоточена в одних руках, неизбежна диктатура. По мысли Монтескье, политическая свобода состоит не в том, чтобы делать все, что захочется, а в том, чтобы делать все, что позволяют законы.

А.де Токвиль

Алексис де Токвиль – автор книги «Демократия в Америке», которая не устарела и по сей день. Одним из первых он сказал «о близящемся неизбежном наступлении демократии во всем мире». Общество, предупреждал Токвиль, «меняет свой облик, человечество преобразует условия своего существования и в недалеком будущем его ожидают перемены в судьбах. Этот процесс установления равенства носит неизбежный, всемирный и долговременный характер. Под «демократией» Токвиль понимал движение общества к равенству, которое сметало все привилегии, особенно в области политики. Вместе с тем он понимал под демократией и стремление к уравниванию всех сторон жизни общества, и республиканскую форму правления, и «народ», и всеобщее избирательное право. Токвиль отмечал гениальность американской политической системы, передавшей власть в руки большинства, во главе которого стояли самые просвещенные классы. Законы, принятые американской демократией, вызывали глубокое уважение. Люди были свободны, мыслили независимо, верили в свои силы и в возможность преуспеть, умели сотрудничать. Американцы направляют энергию на достижение богатства и комфорта, а не на борьбу за власть. Демократия поощряет рост промышленности, увеличение производства товаров, необходимых для благосостояния народа. Равенство возможностей расширяет круг предпринимателей, растет и численность рабочих


Ж.Боден

Жан Боден первый выдвинул идею о государственном суверенитете. Разработка проблемы суверенитета государства является крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания. Ж. Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета:

издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;

решение вопросов войны и мира;

назначение должностных лиц;

действие в качестве высшего суда (суда в последней инстанции);


помилование.

Государство представляет собой содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Ж. Боден признавал имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определял как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила.



  1. Соціально політичні ідеї ХХ-ХХІ століття. (К. Маркса, М.Вебер, В. Парето)

К.Маркс

Главное в учении Маркса - это идея материалистического понимания истории. Эта концепция получила обоснование в знаменитом труде К.Маркса "Капитал". Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой находится в ней самой.

Маркс сформулировал основные законы развития общества:

- Закон первичности базиса и вторичности надстройки.

- Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил

- Закон классовой борьбы и социальной революции


М.Вебер

Макс Вебер – создатель понимающей социологии. Суть её состоит в том, что социолог должен понять и объяснить:

1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления;

2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Также Вебер – создатель теории социального действия. Поскольку социологию Вебер определял как науку, изучающую главным образом социальное действие, он выделил следующие типы социальных действий:

1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей.

2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха
3.
традиционное — определяется традицией или привычкой.

4. аффективное — определяется эмоциональными реакциями людей. Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв..

В.Парето

Общество для Парето это система, которая находится в состоянии динамического равновесия. Оно делится на элиту - "лучших", которые управляют и не элиту, то есть тех, которыми управляют. По его мнению, такое разделение присуще всем обществам, а циркуляция, смена элит, служит основой и движущей силой всего исторического развития. Закон Парето (принцип Парето), или правило 80/20 – один из наиболее распространенных способов оценки эффективности какой-либо деятельности. Его суть заключается в том, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий реализуют лишь 20%. Таким образом, можно понять, что, выбрав те оптимальные ресурсы, которые дают наибольший эффект, можно достичь высоких результатов малыми издержками. В то же время последующие усилия будут ненужными и неэффективными.



4.Організація і види конкретних соціологічних досліджень.

Социалогические исследования – система логически последовательных методологических , методических и огранизационно-технических процедур для получения научного знания о социальном явление ,процес се . Социологические исследования направленные на общественное мнение и на анализ документов. Функции социологических исследований :

  1. описание ;

  2. объяснение;

  3. прогнозирование ;

  4. формирование конкретных целей ;

  5. определение программ;

  6. выработка рекомендаций.

В общем виде существует 3 типа социологических исследований:

  • Поисковые исследования — по своим параметрам являются простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относится к малоизученным или вообще не изученным

  • Описательные исследования — призваны создать относительно целостное представление об исследуемых явлениях, процессах.

  • Аналитические — заключаются не только в описании социальных явлений и их компонентов, но и в установлении причин их возникновения, механизмов функционирования, выделении факторов, обеспечивающих их.


Если говорить об этапах социологических исследований ,то их 4: разработка, сбор первичной информации ,обработка данных ,анализ.

Перед началом социологического исследования составляется его программа. В ней концентрируются такие основные элементы:

  1. Проблема исследования

2) Гипотеза – предположение, которое может подтвердиться или опровергнуться

3) генеральная совокупность -группа людей, участвующих в соц. исследованиях;

4) выборка –часть генеральной совокупности отобранная по строгому правилу .


По методам, применяемым в социологическом исследовании, выделяют метод опроса, метод анализа информации, метод экспериментасоциологическое наблюдение, метод экспертной оценки.


Конечной целью любого социологического исследования является выдача прогноза ,положительного или отрицательного, которое проявляется в ходе исследований.



5. Спостереження та інтерв’ю як різновид соціологічного дослідження.

Интервью - разновидность разговорабеседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. В некоторых случаях это происходит под запись или в прямом эфире.

Корреспондент или интервьюер –тот кто берет интервью; респондент –тот, кто дает интервью и отвечает на вопросы.


Интервью бывает:

1) свободное –(«Светская жизнь»);

2) стандартное;

3) полустандартное


Правила проведения интервью:

  1. Правильная постановка

  2. Фиксация ответов

  3. Избегать многозначных слов

  4. Простые формы изложения


Существует также метод наблюдения, который воспринимает и регистрирует все факты об объекте изучения.


Источниками для этого метода следуют люди и социальные группы.

Особенность состоит в том ,что существует непосредственная связь наблюдателя с объектом , а также наблюдатель лишен эмоций ,так как под влиянием эмоций искажаются данные.

Сложность наблюдения состоит в повторном сборе данных.

По степени вовлеченности исследователей в наблюдаемые ими процессы бывают включенные и невключенные.

По месту наблюдения бывают полевыми и лабораторными.



6.Анкетування як різновид соціологічного дослідження.

Анкета –это опросный лист ,который разрабатывается на основе исследовательской программы и заполняется по определенным правилам, имеет 3 части :

1) вводная ,

2) содержательная,

3) заключительная( паспортичная).

Вопросы для анкеты бывают:

закрытые(тесты);

-полузакрытые( тесты и собственный ответ);

-вопросы типа «ДА» «НЕТ» ;

-альтернативные(полувариантые);

-ранговые ;

-шкальные.

Анкеты делятся на два вида: индивидуальные и групповые , по распространению бывают : раздаточные ,почтовые, прессовые, телефонные .

Широкое использование анкет обусловлено прежде всего их несомненным удобством: анкета сводит к минимуму время необходимое на написание рукописного текста и практически снимает проблему «неразборчивого» почерка, помимо этого, в ряде случаев, анкеты могут обрабатываться машинами, что значительно ускоряет и удешевляет опрос. Также, благодаря анкетам, один человек может раздавать их респондентам по мере их прихода, а не зачитывать каждый вопрос в отдельности и дожидаться пока все на него ответят, чтобы задать следующий. Время, которое респондент тратит на ответы, благодаря использованию анкет, зависит только от его личной расторопности.



7. Соціальна структура суспільства.

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. 

Система оценок, значимости и возможности действия создают в обществе, по мнению социологов, иерархию ценностей и неравенства ролей, социальных позиций и должностей. Систему неравенства, при которой члены об®щества располагаются выше или ниже в соответствии с принятыми степенями значимости называют стратификационной системой общества.

Общество не однородная масса. Оно структурировано по различным признакам, в основании социальной дифференциации могут лежать как биологические особенности (пол, возраст), так и интеллектуальные/умственные способности, темперамент, характер. Большое значение имеет и социальное положение (образование, материальное положение, стиль жизни, участие в создании ценностей группы).

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид — гражданин своей страны — одновременно может быть членом таких боль­ших социальных общностей, как этническая, территориальная, про­фессиональная и др.