Файл: Социология политики вопросы на экзамен 2016.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 1127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление социальной группы –это весьма сложный и долговременный процесс , связанный с осознанием собственного состояния ,общности интересов ,ценностей и правил поведения. В обществе всегда существует большое количество социальных групп ,которые объективно различаются по своему состоянию в системе социальных связей ,то есть всегда существует социальное неравенство.


  1. Причини соціальної диференціації суспільства.


Социальная дифференциация состоит в том, что социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

Причины неравенства

1. частная собственность

2. сложность современного общества, необходимость разделения труда

3. различные способности, психологические особенности людей


Можно выделять неравенство по ряду признаков:

I) Неравенство по физическим признакам (неравенство по возрасту, по физическим различиям, по полу)

II) Неравенство вследствие различий предписанных статусов.

Раса, национальность, возраст, пол, место рождения, проживания, семейное положение, какие-то аспекты родителей.

III) Неравенство на основе владения богатством.

IV) Неравенство на основе владения властью.

V) Неравенство престижа.

VI) Культурно-символическое неравенство.

Виды дифференциации, их проявления

Экономическая

Политическая

Профессиональная

-различия в уровне доходов, уровне жизни - разделение общества на бедные, богатые и средние слои  

-наличие управляющих и управляемых

- различия в роде деятельности - наличие престижных и непрестижных профессий,



9. Теорія соціальної стратифікації. Моделі вивчення соціальної стратифікаціїї.

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность». по определению Сорокина — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Социальная стратификация имеет 3 основные формы: экономическая, политическая и профессиональная. Те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Статусное несовпадение заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых людей стимулом изменить свое социальное положение.


В классической модели при рассмотрении структуры общества различают два подхода – марксистский и немарксистский. Марксизм, как известно, в социальной структуре капиталистического общества выделял два класса: тех, кто владеет средствами производства и тех, кто их лишен, т.е. армия лиц наемного труда.


Что касается немарксистского направления, то здесь обычно выделяют «высшие» и «низшие» классы. Если говорить более точно, то различают 4-х членную структуру:

· высший класс, обладающий наиболее высоким уровнем благосостояния и власти.

· средний класс, который образуется весьма пестрым конгломератом социальных групп

· рабочий класс, объединяющий работников физического труда;

· низший класс, включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также женщин, занятых на самых низкооплачиваемых, наименее безопасных и наименее привлекательных рабочих местах.


10.Середній клас і його роль у сучасному суспільстві.

Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Благосостояние, которым располагает средний класс, достаточно для обеспечения «достойного» качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью

Считается, что наиболее развитые страны мира своим прогрессом и внутренней стабильностью обязаны наличием в их социальной структуре достаточно многочисленного и компетентного среднего класса. В промышленно развитых странах средний класс составляет большинство населения (от 60 до 80 %) и является основной социальной базой гражданского общества. Средний класс заинтересован в сохранении такого общественного строя, который предоставляет (создает) ему условия для успешного развития..

Основными социальными признаками принадлежности к среднему классу являются: наличие в собственности средних и мелких средств производства (мастерских, магазинов, ателье и т. д.) или иных источников дохода, размеры которого колеблются в средних пределах; наличие высшего или среднего специального образования (интеллектуальной собственности); достаточно высокий престиж профессиональной или общественной деятельности; активная гражданская позиция, которая предполагает эффективную защиту своих интересов от посягательств государственных чиновников, мафиозных структур, олигархов и др.

Все перечисленные (и другие) признаки делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения.


11. Соціальна мобільність і її види.

Социальная мобильность - это переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Мобильность бывает вертикальная и горизонтальная.

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, без смены статуса . (например, переезд в другую страну).

Под вертикальной социальной мобильностью понимается, что человек может перемещаться в обществе с повышением или понижением статуса. Выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, то есть социальный подъем и социальный спуск.


Причинами вертикальной групповой мобильности есть войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности. Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации


12. Социальный статус и социальная роль

Социальный статус обозначает положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией. Любой человек занимает в обществе несколько позиций. Например, женщина может быть музыкантом, учителем, женой и матерью. Каждая из этих позиций предполагает определенные права и обязанности.

В зарубежной социологии считают, что важнейшими факторами, определяющими статус человека, явяются: социальное и экономическое положение, раса, национальность, образование, пол, размер семьи.

Статус бывает предписанный (дается человеку от рождения, не зависит от усилий личности) и приобретенный (достигнутый усилиями человека, талантом, настойчивостью, везением, умом).

Ожидаемое поведение, ассоциированное со статусом, который имеет человек, является ролью. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Поскольку человеку в жизни часто приходится удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт (несовместимость ролей).



  1. Маргинальность и маргинальные слои общества

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций. Маргиналы – это люди с утраченными социальными связями.

Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.С тех пор понятие «маргинальных групп» («маргинальных слоев») прочно вошло не только в социологию.

Маргинальность как явление – это неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной. В ходе такого перехода потеря принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту.

Эталонной моделью маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.


Таким образом, процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.


Урбанизация, массовые миграции, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой информации – все это привело к тому, что в современном мире маргинальный статус стал нормой существования миллионов людей.


  1. Личность и её исследования в социологии

Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем её многообразии. Цель и специфика социологического подхода – изучение личности как совокупности общественных отношений, т.е. как продукт общества.

Рассмотреть понятие личности можно через составляющие: человек-индивид-личность.

Человек – это общая характеристика людей как биологического вида.

Индивид – это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех значимых черт человека

Личность – это конкретная сущность человека, интегрированная через социально-значимые черты (психика, биологические особенности, наследственность). Личностью не рождаются, а становятся. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.

Большинство ученых сходятся на том, что личность является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социальных элементов. В случае возникновения противоречий между этими элементами наступает дезинтеграция личности. Это может привести к психическому срыву, заболеванию нервной системы. Крайним случаем является распад личности.

Амбивалентность – это двойственность, противоречивость, наличие в структуре личности противоположных эмоциональных установок (например, любви и ненависти одновременно к одному человеку).

В медицинской практике этой проблемой занимался З.Фрейд. В литературе подобное состояние описано и проанализировано Достоевским. Социологическая интерпретация амбивалентности дана в работах Р.Мертона, который истолковывал этот феномен с помощью понятий: социальная роль, статус, конфликт ролей.

  1. Социологические концепции личности (Ч.Кули, З.Фрейд)

Ч.Кули – автор теории зеркального «Я». Эта концепция – одна из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли воздействия индивидов. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным «Я», которое чаще всего завышено.

Концепция зеркального «Я» состоит из 3 компонентов:

  • Какими нас видят другие люди

  • Как они оценивают наше поведение и внешний вид

  • Ответная реакция на оценки – злость, удивление, гордость.

Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию личности. Он считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом. В концепции присутствуют 3 компонента:


  • Ид – источник энергии, стремление к получению удовольствия, удовлетворение первоочередных потребностей.

  • Эго – цензорный компонент между личностью и окружающим миром. Управление принципами реальности

  • Супер-эго – внутренний самоконтроль (нормы, законы, табу).





  1. Формирование личности согласно теории Э.Фромма и ролевой теории

Теория личности (автор Эрик Фромм) носит ярко выраженный гуманистический характер. Теория гласит, что личность формируется при помощи 2 компонентов: иметь и быть. С категории «иметь» и «быть» Фромм связывал две различные ценностные структуры. Фромм утверждает, что без нового человека невозможно и новое общество. Основой будущего общества может стать лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства, умение чувствовать единство со всем живым на Земле.

Ролевая теория личности сформирована Джоном Мидом. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др.  Теория описывает поведение личности при помощи 2 основных понятий: социальный статус и социальная роль (правила поведения, ответственность). Мид считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, (механическое повторение); 2) проигрывание, ( переход от одной роли к другой); 3)групповое членство (освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы).


  1. Социализация личности: суть, основные этапы

Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции человека в общество.

На социализацию оказывают влияние различные факторы: классовые, религиозные, расовые различия, культурные традиции, физические особенности человека, окружающая социальная среда, индивидуальный опыт, культура. Формирующаяся личность находится на пересечении множества воздействий и факторов.

В социологии выделяют ряд стадий (этапов) социализации: первичная, которая проходит, главным образом, в рамках семьи. Вторая стадия – это усвоение социальных ценностей и норм вне семейного воспитания в рамках школы, техникума, института. Третья стадия продолжается всю жизнь.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации.

Социологи утверждают, что индивидуальность начинает проявляться тогда, когда у ребенка проявляется способность мыслить о себе таким же образом, как о других людях, то есть мыслить о себе в 3 лице.