Файл: Социология политики вопросы на экзамен 2016.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 1190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку на протяжении жизни индивиду приходится осваивать не одну, а множество ценностно-нормативных систем, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, роли, правила поведения и т.п. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый жизненный цикл, человеку приходится переобучаться.



  1. Модели социализации по Эриксону и Муру

Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции человека в общество.

Процесс социализации личности, согласно концепции У.Мура проходит на трех этапах:

  • Имитация (ребенок подражает взрослым)

  • Игровая стадия или стадия ролевых игр (игра в дочки-матери, школу, больницу)

  • Стадия коллективных игр (футбольная команда дворовых мальчиков)

Поскольку процесс социализации бесконечен, Э.Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности на протяжении всей жизни. Жизненный цикл, согласно теории, состоит из восьми стадий: первые пять человек проходит в детстве, а последние три соответствуют различным периодам взрослой жизни:

  1. Доверие/Недоверие (младший возраст).

  2. Автономия/Стыд и сомнение (возраст 1 – 2 года).

  3. Инициатива/Чувство вины (от 3 до 5 лет).

  4. Прилежание /нерадивость (младший школьный возраст).

  5. Становление индивидуальности (идентификация)/Ролевая диффузия (неограниченность в выборе ролей) – подростковый возраст.

  6. Интимность/Одиночество (молодые годы).

  7. Производительность (творческая продуктивность)/Стагнация (творческий застой) - средний возраст.

  8. Умиротворенность/Отчаяние (старость) – итог жизни: либо красиво стареть, либо сожалеть о прожитых годах.

  1. Политическая власть: происхождение, суть, функции.

Власть – это способность управления и подчинения, это способность навязывать свою волю другим. В обществе власть имеет множество проявлений: экономическая, политическая, семейная власть и др. Отличительная черта политической власти от всех других – это способность определенного класса, группы, социального слоя проводить свою волю посредством политики и правовых норм.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти.

В научной литературе существует несколько подходов к определению власти и раскрытию ее сущности:

  • Бихевиористский: особый вид поведения, при котором одни управляют, а другие подчиняются

  • Психологический: субъективная мотивация поведения людей, истоки власти в подсознании.

  • Системный: власть – способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств.

  • Структурно-функциональный: правильное разделение функций управления и исполнения

  • Реляционный: отношения между властью и обществом – партнеры.



В политической системе общества власть выполняет ряд социальных функций:

- интегрирующую: объединяет все социальные силы, социально-политические и интеллектуальные ресурсы общества, подчиняя их политическим, общественно-значимым целям;

- регулятивную: создает политические механизмы регулирования жизнедеятельности общества;

- репрессивную: добивается поддержания существующего правового порядка;

- стабилизирующую: способствует устойчивому развитию общества, всех структур его политической системы.



  1. Власть и основные средства её реализации. Легитимность власти

Власть – это способность управления и подчинения, это способность навязывать свою волю другим.

Для реализации власти необходимо наличие следующих факторов:

- субъект и объект властных отношений;

- приказ;

- общепринятые нормы, согласно которым одни приказывают, а другие подчиняются.

Главными средствами осуществления власти являются политика, административные акты, правовые нормы.

Политическая власть обеспечивается путем принуждения в различных формах, включая прямое физическое насилие, стимулирования коммуникативного воздействия, сотрудничества, согласования или, наоборот, конфронтационного общения, информационного воздействия, посредством организации и общественно-политических движений, идеологического и психологического воздействия.

Легитимность власти - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Вообще следует различать легитимность власти, т.е. ее общественное признание, и легальность - правовое, формальное закрепление.

Большое внимание доверию и уважению народа к правителям придавал Конфуций. Он говорил, что в хорошо управляемом государстве должно быть достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить правителям. Причем, утверждал он, в случае крайней необходимости можно отказаться от вооружения, от продовольствия, но не от доверия народа, поскольку без доверия государство не может «устоять». Это утверждение древнекитайского философа неоднократно подтверждала история.


  1. Основные концепции происхождения государства

Государство – это политическая общность, составными элементами которой являются территория, население и власть.

Ученые по-разному объясняют возникновение государства. На этот счет в политологии есть несколько концепций.

Теологическая. Возникновение государства объясняется волей сверху; все земные порядки, все государственные акты освящены божьим провидением. Государство подчиняется божьей воле.

Патриархальная. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти (постепенное соединение родов в племена, а затем в государство), как большая семья. Во главе семьи монарх. Власть монарха – продолжение отцовской власти.


Договорная, которая связана с именами Руссо, Гоббса. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между правителем и подданными.

Теория насилия или завоевания, в которой сказано, что государство – результат завоевания одного племени другим. По мнению авторов этой теории государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.

Марксистская, в соответствии с которой государство появилось в результате деления общества на классы и является выражением интересов экономически господствующего класса.

Органическая, которая объясняет, что государство – это организм, а законы – это его психика. В результате естественного отбора люди объединились в единый организм – государство. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечение жизнедеятельности), а высшие – внешние.

Психологическая. Государство – результат проявление человеческой психики. Люди чувствуют необходимость подчиняться кому-либо.



  1. Монархия как форма государственного правления

Мона́рхия  — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королюцарюимператорукнязюгерцогуэрцгерцогусултануэмирухануфараону и т. д.), может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной.

Отличительные черты монархии:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царькорольимператоршах);

  • как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

  • юридический иммунитет и независимость монарха

  • правитель не несет никакой ответственности перед своим народом.


Виды монархий по объёму ограничений:



  1. Республика как форма государственного правления

Респу́блика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной, не выборный способ передачи власти.


Современной республике присущи следующие признаки:

  • Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

  • Выборность на определённый срок главы государствапарламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

  • Юридическая ответственность главы государства. Например, в некоторых странах у парламента есть право отрешения от должности президента.

  • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик


Республики, равно как и монархии, могут быть либо унитарными (ФранцияИталия) либо федеративными (Россия, Швейцария, США), либо могут входить в состав больших государственных союзов (отдельные штаты).


Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности — наличие у них конституционных актов, то есть чётко установленного порядка взаимодействия (сосуществования) общества и государства


  1. Президентская и парламентская республика и их основные признаки

Республика как форма правления имеет две разновидности: парламентскую и президентскую.

Отличительные черты парламентского правления:

  • дуализм исполнительной власти (разделение ее на главу государства и кабинет министров);

  • ответственность правительства перед парламентом (уход правительства в отставку в случае вотума недоверия);

  • независимость главы исполнительной власти (имеет право назначать министров и досрочно распускать нижнюю палату парламента);

  • отсутствие у парламента права сместить главу исполнительной власти.



Характерные черты президентской формы правления:

  • отсутствие дуализма исполнительной власти (президент является одновременно главой государства и главой правительства);

  • президент избирается непосредственно всем народом;

  • президент и парламент независимы друг от друга (парламент не может сместить президентское правительство, а президент – распустить парламент).

Президентская республика более характерна для стран Латинской Америки и США, где президент одновременно является главой государства и правительства. После победы на выборах он по своему усмотрению формирует правительство и кабинет министров (правда, кандидаты на ряд ключевых постов должны быть утверждены законодательным собранием).

В Европе больше распространена парламентская республика, пример – Великобритания. Каждая партийная фракция выступает как единая команда. Партия большинства контролирует и законодательную и исполнительную власть.


Как правило, чаще встречаются не «чистые» формы, а различные варианты «смешанных» форм. К смешанной форме правления относится Украина, Россия и другие страны СНГ.







25.Федерація, конфедерація, унітарна держава – характеристики, особливості функціонування.


Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.


Унитарное государство — это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство, едина судебная система. Территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.


Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство.


Федерация характеризуется следующими чертами

- субъекты федерации (штаты, земли, республики, кантоны, провинции и др.) обладают определенной юридической и политической самостоятельностью;

- они наделены правом издания законодательных актов в пределах установленной компетенции;

- двухпалатный парламент

- возможно наличие двойного гражданства.


Конфедерации - это более рыхлые объединения государств. Как правило, это временные объединения, которые возникают в кризисных ситуациях, когда государства видят в конфедерации средство противостояния внешней опасности или возможность выхода из кризиса. В условиях конфедерации нет единого законодательного органа, единой валюты.


26.Правова держава: шляхи становлення, принципи організації.


Уже в античные времена мыслители задумывались над тем, как обуздать власть-насилие, как ввести ее в законные рамки. Уже тогда выдающиеся умы прошлого говорили о том, что править должны не люди, а законы. Люди подвержены эмоциям, аффектам, поэтому превыше всего должен быть закон, причем законы должны быть справедливые.

Правовое государство формировалось в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая сущностная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление обуздать государство – Левиафана (Т.Гоббс), заставить его уважать законы и права человека.

Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов:

  1. Господство закона во всех сферах общественной жизни, верховенство закона, т.е. закон превыше всего, превыше должностей и рангов.

  2. Связанность законом самого государства и его органов.

  3. Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина.

  4. Взаимная ответственность государства и личности. Как государство должно выполнять свои защитные функции по отношению к гражданину, так и отдельная личность должна выполнять определенные гражданские обязанности .