Файл: Экзамен философия Пухир В. М..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 3032

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Философия-2019

Составители: Роман Адаев, Владислав Васянин.


  1. Онтология. Представление о бытии в философии. Виды, формы и структура бытия.

Все науки изучают бытие. Филос. изучает предельные основания бытия и соответствующий раздел филос. называется онтология

Понятие «бытие» отражает убеждение человека в том, что мир существует, бытийствует, а вместе с ним и человек. Также это понятие отражает надежду людей на то, что это существование имеет относительно устойчивый, стабильный характер.

Парменид (5век, Элейская школа) определил бытие как всё то, что существует, всё то, что наличествует. Он утверждал о неизменной сущности бытия, его однозначности и присущем ему одном-единственном смысле: бытие непрерывно, едино, неподвижно, неделимо, неизменно. Аристотель такую характеристику посчитал парадоксом. Он определил бытие как «то, что есть, то есть множество существующих вещей, и в то же время то, чему причастно все, что есть, то, что мы называем существованием. Арист. Доказал, что бытие является методологической основной и фактическим началом философ.

В 17в. Рене Декарт обозначил «я мыслю» в качестве первой истины. Отныне бытие есть бытие мысли, бытие мыслящего субъекта. Первая природа – все то, что существовало до человека и сегодня существует без него. Вторая природа – мир предметов и процессов, которые явились результатом деятельности человека.

Современная философия определяет бытие так: быть это свойство всего, что есть в мире, бытие это всё многообразие проявлений возникновения, развития, перехода в иное состояние всего существующего.

Бытию противоположно небытие – то чего нет, но а) может появиться, б) не может существовать в принципе (Змей-горыныч).Существуют парадоксы бытия: с одной стороны оно бесконечно и вечно, а с другой стороны существует множество конечных вещей и явлений.

Философский уровень анализа понятия бытие: действительность, реальность, существование, окружающий мир, целостность, внутренний мир человека, системность, пространство, время, движение, материя, дух, сознание.

Следует различать виды бытия - объективную реальность и субъективную реальность.

Объективная реальность (ноуменальное бытие, от слова «ноумен» – вещь сама по себе) охватывает все, что существует вне нас независимо от сознания - неживую и живую природу, человека, общества.

Субъективная реальность - это сознание, духовный мир человека, который находит свое выражение в чувствах, образах, идеях, теориях. Являясь отражением объективной реальности, субъективная реальность оказывает влияние на изменение объективной через человеческую деятельность.

Существует два вида бытия: материальное и идеальное. Материальное еще называют объективный мир: то, что мы наблюдаем, связан с опытами. Этот мир существует в виде вещества и полей: электрические, магнитное, гравитационное, информационное. Идеальное–мир мыслей, идей, чувств, эмоций. Субъективный мир, не имеет субстрата.


В материалистической традиции бытие – это вся совокупность форм движущейся материи, когда под материей понимается воздействующая на органы чувств человека объективная реальность, существующая независимо от человеч.сознания.

С точки зрения идеализма бытие – это воплощенная идея, объективная или субъективная.

Материя и идея являются предельно общими понятиями, и потому любая картина мира предполагает различные комбинации их взаимодействия.

Основные формы бытия:

бытие вещей (природы);

бытие человека;

бытие духовного (идеального) – духовный мир, мир идей, вся сфера целеполагания, сопряженная с деятельностью сознания;

бытие социального (бытие человека в обществе и бытие самого общества).

Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.


  1. Основной вопрос онтологии и его решение в истории философии. Основные виды идеализма. Исторические формы материализма.

Центральная мировоззренческая проблема – об отношении человека к миру. Вопрос о соотношении материального и идеального всегда стоял перед философами: что первично? В марксистской философии это названо основным вопросом философии, который имеет две стороны: первая– что первично, материальное или идеальное, и что вторично. Согласно тому, как решали этот вопрос философы разделились на два направления: материализм и идеализм.

Материализм–философская позиция, согласно которой материя, природа является первичной определяющей, а сознание, идеальное является вторичным, производным. Эту линию в Др. Греции начал Демокрит (атомист), продолжили Людвиг Фейербах, Карл Маркс. Они объясняли высшее через низшее.

Материализм является последовательно монистическим учением, первоосновой всего сущего – субстанцией – считается материя – вечный источник многообразия и единства всего существующего. Согласно материализму, законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. Его основными историческими формами являются:

а)стихийный материализм, сложившийся в античной философии; его представители отождествляли субстанцию бытия с различными природными стихиями (вода, огонь, воздух и др.); (Фалес, Гераклит, Анаксимандр)

б)атомистический материализм – одна из ранних исторических форм материализма, признающая первоосновой мира атом как мельчайшую неделимую частицу вещества. Наиболее ярким представителем был античный философ Демокрит;

в)метафизический, механистический материализм XVII - XVIII вв., представители которого рассматривали материальный мир как замкнутую механическую систему, объясняли развитие природы и общества законами механики (Бекон, Локк, Гоббс.;П. Гольбах, Ж. Ламетри);

г)вульгарный материализм, сложившийся в философии Нового времени в связи с развитием естественных наук. Представители этого направления отрицали социальную природу человеческого сознания, трактовали его только как физиологическое свойство мозга (К. Фогт: мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь, Я. Молешотт: химические процессы – универсальная основа объяснения духовной сферы, поэтому рабство ряда народов Юга – следствие употребления ими растительной пищи, Л. Бюхнер: классовые различия определяются наследственностью);


д)антропологический материализм, подчеркивающий тесное единство человека и окружающей его природной среды, рассматривающий человека как вершину эволюции природы, как ее разумную часть. Эта форма материализма получила яркое выражение в трудах представителя немецкой классической философии Л.Фейербаха;

е)диалектический материализм – одна из основных исторических форм материализма, возникшая во второй половине ХIХ в. на основе достижений естествознания и общественных наук и получившая свое обоснование в марксизме. Это философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого сознания исходя из положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.

Идеализм–философская позиция, согласно которой первичным является что-то идеальное, сознание, а вторичным материя, природа. Идеализм делится на объективный и субъективный. Они объясняли низшее через высшее.

Виды идеализма:

Объективный идеализм – Первичным признается нечто объективно существующее: Бог, мировой разум, мир идей. Провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека. Объективный идеализм близок к религии, но не тождествен ей: религия опирается на веру, а идеалистическая философия, в том числе ее религиозные направления, обосновывает свои положения рациональными, логическими средствами;

/Платон, Фома Аквинский, Гегель/

Субъективный идеализм–философы утверждает, что первичными являются представления, ощущения, эмоции субъекта. Мир есть мир моих ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым–Дж.Беркли «Esse est. percpipi» А.Шопенгауэр

Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и.т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.

Вторая сторона основного вопроса фил.: познаваем ли мир? О познании мира сложились две тенденции: гносеологический оптимизм – мир в принципе познаваем, то что мы сейчас не открыли, откроется позже; скептицизм, представители которого выражают сомнение в возможности получения полного, истинного знания о мире; гносеологический пессимизм – мир познаваем только до определенной степени, ставятся границы познанию, например И. Кант утверждал, что нашему познанию доступны только явления: то, что мы можем наблюдать, делать опыты, в сущность проникнуть невозможно. Эту точку зрения называют агностицизм, «gnosis»-знания, а-отрицание.




  1. Монизм, дуализм, плюрализм

Монизм–учение, согласно которому признается существование в качестве первичного одного начала: либо материального, либо идеального (сознание, дух). Представители Фалес, Гегель, Маркс.

Монизм – это философская позиция, которая признает единство мира, а именно сходство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие целого, которое они образуют. Монизм стремится свести к единой первооснове все многообразие мира. Существует конкретно-научный и мировоззренческий монизм. Основная цель первого - найти общность в явлениях конкретного класса: математических, химических, социальных, физических и так далее. Задача второго – найти единую основу всех существующих явлений.

По характеру решения такого философского вопроса, как соотношение мышления и бытия, монизм делится на три разновидности: Субъективный идеализм. Материализм. Объективный идеализм. Субъективный идеалист трактует мир как содержание личного разума и в этом видит его единство. Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства. Объективный идеалист признает и собственное сознание, и мир, который существует за его пределами /см. вопрос 2/


Дуализм –философская позиция, признающая одновременное существование двух начал: материального и идеального. Это мировоззрение видит существование двух противоположностей в мире, которые м/ду собой связаны и одновременно борются, например: добро и зло, правда и ложь, свет и тьма, Ян и Инь. Аристотель, Рене Декарт /франц./, Бенедикт Спиноза /голланд./.

Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке. главная идея заключается в том, что есть всего два принципа

Три вида: Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыт, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.

Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.

Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.


Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.


Плюрализм от pluralus – множественность, согласно этой позиции существует множество равнозначных равноправных независимых первооснов мира. Также под плюрализмом понимается множество методологий познания. Представители: Анаксагор: 4 первоосновы мира (соединил первоосновы Милетской школы).Атомисты. Софисты утверждали, что множество истин.

По своей сущности П. – идеалистич. направление, он часто возникал как трансформация дуализма. В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия.

Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Виды плюрализма: политический плюрализм; идеологический плюрализм; религиозный плюрализм; культурный плюрализм; плюрализм мнений; духовный плюрализм.



  1. Философское понятие «материя». Современная концепция возникновения материального мира из квантового вакуума.

Материя с переводе с древнегреческого означает «вещество». Материя — философская категория для обозначения физической субстанции, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материю, как таковую, мы не можем видеть или ощущать каким-либо другим способом. Фотон, электрон, позитрон и т.д. это всё разновидности материи. Мы наблюдаем различные вещи, явления, элементарные частицы как объективацию материи (стол материален, но не МАТЕРИЯ!). Главное свойство материи – быть объективной реальностью (т.е. существующей вне нас, но она может каким-либо образом воздействовать на наши органы чувств. Таким образом, материя является субстанцией мира.

Весьма близки по своему содержанию понятия «материя» и «природа». В отличие от природы материя не содержит психических процессов, свойственных живым организмам.

Уровни организации неживой природы: Вакуум →Предчастицы → Элементарные частицы → Атомы → Молекулы → Макротела → Планеты →Звёзды → Галактики → Системы галактик → Метагалактика

Уровни организации живой природы: Доклеточный → Одноклеточные орг. → Многоклеточные орг. →Организмы с ЦНС →Популяции → Биоценозы → Человеч.организм, и в кон.итоге общество