Файл: Экзамен философия Пухир В. М..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 3037

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мартин Хайдеггер отмечает, что люди – единственные существа, которые ставят вопрос о бытии вообще, только для них бытие является личной, экзистенциальной проблемой.

Ж. П. Сартр исходит из того, что человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другими видами сущего. Он заостряет внимание на субъективном мире человека,

  1. Философия жизни (Ф. Ницше)

Отправной точкой мышления для философов этого направления были ни Бог, ни дух, ни идеи, ни материальный мир, а "действующий человек".

Была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его существования и ценностных ориентаций. Это определило круг проблем, наиболее значимых для философии жизни: вопросы антропологии, культурологии, философское осмысление жизни и творчества. Ведущими категориями являются "жизнь" и "воля", которые заменяют категорию бытия.

Основой философских взглядов Ницше являются: имморализм, антихристианская тенденция, интуитивизм, антидемократизм, индивидуализм, волюнтаризм.

В его учении соединяются три идеи: "о воле к власти", "вечном возвращении" и "сверхчеловеке".

Сверхчеловек - абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в культуре. Сверхличность не потребляет, а создаёт культуру; творит, а не разрушает. Сверхчеловек изолируется от толпы. Сфера его бытия - элитарная культура, существующая для немногих. Он любит жизнь, защищает её, опровергая безволие "массы". Элитарная культура - это господство норм волевых изъявлений сверхличностей. Эта культура изыскана, исключительна и обособлена.

Жизнь - это проявление воли к власти, которая определяет эволюцию мира. Воля к власти - непознаваема и необъяснима. Все процессы как физической, так и духовной жизни Ницше представляет как различные модификации, действия воли к власти, могуществу.

Понять суть жизни можно не с помощью логических рассуждений, а благодаря интуиции, иррациональным прозрениям. Разум оторван от жизни. В жизни нет логики, единства. Жизнь – это хаос. Наиболее эффективными средствами постижения жизни являются искусство, поэзия, музыка. В философском учение Ницше преобладают афоризмы, метафоры.

Через некоторые временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем, то есть, при разнообразии жизни её отдельные "картины" (элементы) могут воспроизводиться бесконечно. Так объясняется идея Ницше о "вечном возвращении".

  1. Основные философские идеи психоанализа (З. Фрейд)

Психоанализ — направление в философии, объяcняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".



Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая; динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.(см. вопрос 1.9)

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

* удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

* вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему". Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" — сексуальное влечение. Либидо ищет свое выражение. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (секс.энергия) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (агрессия) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры. Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.


  1. Философия постмодернизма (Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Ж .Делез)

Постмодернизм – это мировоззрение и образ жизни стран, завершивших модернизацию. Это новый духовный настрой обществ, уже освоивших и этот исторический опыт. Это мировоззрение впервые было отчетливо выражено в 70-х гг. ХХ в.

Постмодернизм – не только новое философское течение, это широкое культурное явление. В частности, развит постмодернизм в литературе и искусстве. Там его отличают два принципа: 1) признание невозможности какого-то единого стиля, принципиальное разнообразие используемых выразительных средств, сосуществование разнообразных течений, которые признаются равноправными; 2) признание огромного массива достижений культуры уже созданным и «игра» с этой культурой – аллюзии, реминисценции, пародии, цитаты и т.д. Например, «Ромео+Джульетта», произведение, в котором старая история перенесена в современное общество, и интересно соединение старых событий и нового антуража.

Постмодернизм никак не является цельным течением Но можно выделить некие отправные установки: Постмодернизм отказывается от традиционной организации философского знания. Например, в нем нет привычного распределения проблем на сферы онтологии, теории познания, социальной философии и т.д. (хотя мы можем говорить о постмодернистских аналогах этих областей). Постмодернизм почти не работает в привычных для философии проблемных полях – устройство мира, назначение человека, смысл жизни и т.п. Его интересуют вопросы другого типа: роль пола в познании мира, значение науки как системы социального принуждения, символические смыслы разных типов потребления и т.д.

Наиболее радикальна теория постмодернизма, констатирующая дестабилизацию и даже исчезновение объективной реальности. Этот теоретический подход наиболее ярко представлен в концепции Ж.-Ф. Лиотара, констатировавшего «атомизацию» социального в эпоху «рассла-ленности», и в концепции Ж. Бодрийяра, провозгласившего «конец социального» в эпоху «инертности» и «меланхоличности».

Лиотар и Бодрийяр — постмодернисты, и их нарочито метафоричные концепции могут рассматриваться как своего рода идеология нового интеллектуального и эстетического течения. Однако и представитель академической социологии А. Турен фиксирует ту же тенденцию «исчезновения» социального, когда утверждает, что общество ныне предстает не как «институционально регулируемое целое», а как «арена конфликтов из-за использования символических благ». Концепции Лиотара, Бодрийяра, Турена весьма симптоматичны. Взятые вместе, они позволяют сделать вывод, что социальная реальность исчезает, а на смену ей приходит реальность виртуальная.

Жак Деррида: деконструктивизм. Деррида известен прежде всего как создатель деконструктивизма.В деконструкции главное не смысл и даже не его движение, но само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи. Деконструкция представляет собой непрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение какого-либо итога, обобщение смысла.


Деррида предостерегает от понимания деконструкции как какого-то акта или операции. Она не является ни тем, ни другим, ибо все это предполагает участие субъекта, активного или пассивного начала. Деконструкция же скорее напоминает спонтанное, самопроизвольное событие, больше похожа на анонимную "самоинтерпретацию": "это расстраивается". Такое событие не нуждается ни в мышлении, ни в сознании, ни в организации со стороны субъекта. Оно вполне самодостаточно

Жиль Делёз называл свою концепцию "трансцендентальным эмпиризмом". Это означает, что, с одной стороны, традиционный эмпиризм сохранял для него актуальное значение. С другой стороны, он хотел дополнить эмпиризм кантовским трансцендентализмом. Трансцендентализм Канта Делёз понимает в том смысле, что принцип субъективности должен стать исходным для философии. Однако он трактует его иначе чем Декарт и Кант: коренится субъективность не в "cogito", "я мыслю", а в многослойном опыте. Кантовское понятие возможного, чистого опыта Делёз как бы отодвигает на задний план, а на передний план ставит понятие действительного, реально имеющегося и фактически протекающего опыта. История философии и философия культуры были для Делёза главными сферами интереса. Как историк философии, Делёз не стремился к исторической подлинности изображения того или иного учения. Таковую он вообще считал недостижимой. Его интересовали скорее не проблемы адекватной реконструкции истории мысли, а формулировки тех вопросов, которые "вычитываются" в текстах и на которые авторы текстов стремятся ответить. При этом, согласно Делёзу, акцент истории философии должен быть сделан на "прочтении" учений прошлого в качестве неповторимых и закрытых "понятийных целостностей".


  1. Характерные черты русской философской традиции

Общие формальные особенности русской философии:

1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности

2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом.

3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными.


4.Связь с религиозным мировоззрением

5.Внимание к проблемам истории России

6.Слабый интерес к проблемам гносеологии.

Один из ярких представителей «западничества» Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1858) утверждал, что "мы (русские) не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума»

Свою лепту в отрицании своеобразия русской философии внесли и русские марксисты. Их логика такова: философская мысль наднациональна, всемирна, в ней особое значение имеют лишь наивысшие достижения, ведущие к вершине философской науки, а именно - к марксизму. Русская классическая философия положительной роли в этом процессе играть не могла. Эта идея после Октябрьской революции была реализована практически: в 20-е годы за пределы страны десятки были высланы многие русские мыслители, не принявшие марксизм и революцию.

Другие авторы наоборот, настаивают на уникальности русской философской школы, объясняя ее национальные особенности характером народа, его хозяйственным укладом и культурными традициями, географическим положением и даже выпавшей на долю народа божьей благодатью (Эта мысль приводится в работах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского).

  1. Философия всеединства В. С. Соловьева

Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:

- онтологическом – как единство Бога, человека и космоса – «Все едино в Боге»;

- аксиологическом — как единство Истины, Красоты Добра;

- гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного);

- практическом — как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является слияние православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в том числе и общество.

Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. В этом плане Соловьев демонстрировал диалектический подход в действительности: непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира. Таким началом выступает мировая Душа.

Обособившееся, разделившееся множество явленностей этого мира социальности есть проявление единой сущности.

Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы.