Файл: Экзамен философия Пухир В. М..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 3035

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Отрицание отрицания, указывает направленность развития. Гегель приводит свою знаменитую триаду (тезис), который обозначает полагание, утверждение. От него идёт антитезис (1 отрицание), далее синтез – 2 отрицание (отрицание отрицания) и т. д. до бесконечности. Закон отрицания отрицания характеризуется: 1) ярко выраженной преемственностью, 2) поступательностью, 3) спиралевидностью.

Примеры законов диалектики:

1.Социальные конфликты, их возникновение и разрешение

2.В границах 0 - 100 º вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100º количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние

3. Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); смена моды


  1. Проблема развития мира. Детерминизм и индетерминизм

С проблемой развития связан вопрос о закономерностях развития, по этому вопросу сложились две философских позиции Детерминизм и индетерминизм.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

Детерминизм был таких видов: 1.механистический (лапласовский) 17в. Утверждал, что из одной причины может возникнуть только одно следствие. Детерминизм – учение о причинно-следственных связях. Необходимую связь состояний системы Лаплас отождествлял с причинной связью, считая, что современное состояние Вселенной является следствием его предыдущих состояний и причиной последующих. Состояние мира в определенный момент, по его мнению, определяет состояние мира в любой другой последующий момент времени.

Лаплас писал: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движениями легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее предстало бы перед его взором». Этот гипотетический «ум» получил впоследствии название «демона Лапласа».

Концепция детерминизма по Лапласу, предполагает однозначность и предопределенность будущего, это вытекает из признания жесткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями и отрицает объективность случайности. В мире все объективно предопределено и детерминировано.. Будущее также однозначно, как и прошлое.Случайные причины, по Лапласу, - мнимые, на самом деле не существуют, они отбрасываются в процессе расширения границ человеческого знания.

2)переход к новой неклассической науке (с конца 19в.) породил т.н. вероятностный детерминизм: Из одной причины может возникать 2,несколько следствий, не исключается случайность, но так или иначе дет-зм признает наличие причинно-следственных связей.


Общая схема вероятностного детерминизма может быть изображена примерно так. Если u(ti) - какое-то событие в момент времени ti, то оно может с некоторыми вероятностями следовать из нескольких предшествующих событий, например, из u1(ti-1) и u2(ti-1) с вероятностями P-1 и P-2 соответственно, и вызывать несколько последующих событий, например, u1(ti+1) и u2(ti+1) с вероятностями P+1 и P+2 соответственно. В этом случае, даже зная, что существует событие u(ti), мы не в состоянии точно определить, ни из какого предшествующего события произошло данное событие, ни к какому будущему событию оно приведет. Этот вид детерминизма человеку знаком, поскольку в обычной жизни мы все время лишь с какой-то вероятностью можем связывать события между собою причинно-следственными отношениями. Человеческая жизнь всегда была погружена в сферу вероятностных отношений.

В современной концепции детерминизма органически сочетаются необходимость и случайность.

Индетерминизм отрицает наличие причинно-следственных связей. Например, Давид Юм утверждает, что мы в своих впечатлениях, восприятиях мира приписываем ему какие-то закономерности и выражаем их в идеях, а существуют ли они на самом деле не знаем и знать не можем. Индетерминизм считает, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о «свободе воли» электрона. Инд-зм отрицает наличие направленности и закономерностей изменений в обществе, тем самым абсолютизируют роль бессознательных начал в человеке, и в обществе. Артур Шопенгауэр: весь мир – объективация мировой воли, которая существует вне нас, она стихийна, хаотична, злая.

Экзистенциализм–философия бытия человека в мире и поиске смысла бытия. Экзист-сты утверждают, что бездушный внешний мир противостоит несчастному страдающему мыслящему тонкоорганизованному человеку. В результате м/ду ними возникает абсурд как способ их бытия/это тоже индетерминизм/. Экзистенциализм сосредоточивает своё внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие.

Представители: Мартин Хайдеггер (19-20в), К. Ясперс (19-20в); французские философы и писатели Жан-Поль Сартр (20в), Габриэль Марсель (19-20в), Альбер Камю (20в).

  1. Понятие «сознания» в философии. Структура сознания и его функции. Сознательное и бессознательное.

Сознание – высшая функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом е` преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.


Сознание формируется на основе такого атрибута материи как отражение. Отражение определяется как способность материальных тел запечатлевать, сохранять воздействие других тел и явлений. Оно связано с обменом между телами энергией и информацией. Сознание, наряду с материей, тоже предельно широкая философская категория. Оно существует реально, но если материя–объективная реальность, то сознание– субъективный образ объективного мира. Сознание – это совокупность знаний человека об окружающем мире.

С точки зрения материализма, сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Когда человек мыслит, происходят сложные реакции, какие-то связи замыкаются. Сознание и его выражение в мыслях это идеальный процесс. С точки зрения идеализма сознание (мысли, идеи, представления, фантазии) имеют самостоятельное значение и способны творить и изменять мир без материального носителя (мозга), напр. Точка зрения Платона: самостоятельный мир идей.

Свойства сознания: * Идеальность *Целеполагание *Целесообразность

* Осознанная активность (выражается в управлении своими мыслями и управления деятельным процессом) *Творчество *Плановость *Предвидение

Структура сознания:

1.Рациональная часть (интеллект, способность целенаправленно, опосредованно и обобщённо отражать действительность, познавать сущностные связи и отношения между явлениями, создавать новые идеи и прогнозировать будущие события)

2.Волевые состояния;

3.Эмоциально-чувственная сфера, представление о ценностях (духовных)

4. Самосознание – это способность человека оценивать самого себя, свои поступки, мысли и действия. Формирование самосознания означает, что человек осознаёт, осмысливает и оценивает особенности своего «Я»

Идеалисты считают, что сознание человека существует: либо самостоятельно (субъективный идеализм – Беркли, Юм), либо самостоятельно существует лишь объективированное внеличностное сознание (объективный идеализм – Платон, Гегель). К идеализму примыкает дуализм, утверждающий, что духовная субстанция существует параллельно с материальной (Декарт).

Религия рассматривает сознание как частицу бессмертной души, данную человеку богом. Материализм рассматривает сознание как вторичное по отношению к материи, как её свойство.

Сознание человека выполняет следующие функции:

*познавательную - человек приобретает знания;

*целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

*ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

*управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трёх задач;

*коммуникативную - человеческое сознание передаётся в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);


*рефлексивную - благодаря ей происходит самосознание, саморегуляция, самоконтроль.

Уровни чел. психики (Зигмунд Фрейд):

1) сознание - конкретность восприятия и мысли;

2) подсознание- то, что находится за границами познания и не подчинено конкр-ому мышлению. Скрытая память, неосознанное восприятие, автоматические действия.

3) бессознательный уровень - инстинкты и рефлекторные процессы (дыхание)

В зависимости от уровней сознания, в его структуре выделяют два элемента–сознание, возникшее в результате непосредственного взаимодействия с окружающим миром (Например, Сегодня небо хмурое) и уровень абстрактного мышления, связанный с тем, что человек способен замечать и выражать закономерные связи.

Абстрактно-логическое мышление включает в себя два важных уровня: рассудочное мышление /уровень рассудка/, заключенное в схемы и алгоритмы и разумное мышление, связанное с воображением, с творчеством. И. Кант пишет, что на уровне разума человек, познающий что-либо, определяет цель всей познавательной деятельности, могут возникать антиномии /противоречия/ (дилемма: следовать одной теории или другой).

Кроме рационализма есть ещё направление иррационализм (от слова ir irrational неразумное). В человеке есть аффекты, чувства, эмоции, комплексы, раздвоение личности, интуиция, флюстрация. Представитель Зигмунд Фрейд, который тщательно исследовал область бессознательного. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека.

Учение о бессознательном. Сегодня можно выделить несколько видов бессознательного:

Вытесненное (личное бессознательное Фрейда) – запретные желания, чувства, фантазии, интенции, которые не одобряются обществом; неосознаваемые автоматизмы психики (машинопись, езда на машине, на велосипеде);

неосознаваемые стереотипы, установки, предрассудки (расовые, гендерные, этнические);

подпороговые ощущения (эффект 25-го кадра);

инстинкты

коллективное бессознательное (архетипы, расовая и этническая память);

Фрейд сравнивал человека с айсбергом, который имеет надводную часть. Верхняя часть – как он ведет себя в обществе. Нижняя в 3 раза больше, чем верхняя. Нижняя – некрасивая, иной раз устрашающая – это всё бессознательное в человеке. Человека он рассматривает как трёхчастное существо.

Superego (супер я) выражает совокупность перенесенных извне вовнутрь психики человека законов, норм, запретов (юридических, экономических, нравственных, религиозных), т.н. цензура духа.

Ego (я) выражается всё сознательное, что есть в человеке, его рациональность, то как он общается с другими

Id (оно) – всё бессознательное, и главное – инстинкты, Эроса (продолжение рода, сексуальная энергия), Танатоса (агрессия). Id – область инстинктивных желаний и импульсов, нередко асоциальных, аморальных и даже разрушительных. В этой части личности никаких моральных установок, нравственных оценок,


Оно функционирует по принципу удовольствия, оно большей частью бессознательно Оно постоянно находится в конфликте с супер-я. В результате невроз, депрессия. Лучший выход – творчество.

«Оно» - это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения.

Сверх-Я – это отражение родительского влияния, состоящее из различных запретов и социальных ограничений. Если Оно врожденно, то Сверх-Я формируется в детстве. Его задача запрещать нам совершать те поступки, которые Сверх-Я считает аморальными и асоциальными. Как и Оно,Сверх-Ябольшей частью бессознательно.

Я – это центр самосознания и воли, располагающийся между Сверх-Я и Оно, пытающийся примирить их противоположные интересы на основе принципа реальности. Энергия происходит из «Оно», а после отражается в «Я». Задача «Сверх-Я» заключается в определении тех границ, в пределах которых будут действовать эти силы. В свою очередь, на «Я» постоянно оказывают влияние «Оно» и «Сверх-Я».

Эго не существует отдельно от ид. Более того, эго черпает свою силу в ид. Само эго существует, собственно, для того, чтобы помогать ид. Оно направлено на то, чтобы способствовать осуществлению вожделений. Эго является той составляющей структуры личности индивида, которая призвана тесно контактировать с окружающими людьми.

«Я» - это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я». Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своём отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля. Зигмунд Фрейд

Первый управляет животным. Однако их силы несоизмеримы. Именно поэтому всаднику порой приходится подчиняться лошади при ее возбуждении. от лошади исходит энергия движения, благодаря ей движется и всадник. Но эта энергия должна постоянно направляться поводьями, иначе в один прекрасный момент лошадь может сбросить всадника на землю. Из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».


Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например, в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию и чувствует вину. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Укоры совести такого человека часто обусловлены необъективной оценкой своих поступков. Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно» много. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.