ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 3119
Скачиваний: 2
Жан Жак Руссо (1712-1778) был противником частной собственности, нарушающей «естественное состояние общества» всеобщего равенства, являющейся источником всех социальных зол и зла как такового. Согласно Руссо, государство возникло на основе договора. Идеалом Руссо была республика, так как по его мнению, только при республиканском государстве можно добиться Свободы, Равенства, Братства.
Жан Жак Руссо создает концепцию естественного человека: целостный, добрый, биологически здоровый, человек (этим человек обладает от природы). Культура - причина дисгармонии человека, нарушает равновесие между человеком и природой. Природа - синоним гармонии, совершенства прекрасного, а естественный человек, человек живущий чувствами, а не разумом. Культура - причина неравенства людей, причина всех социальных бед. Руссо отвергает исторический прогресс. Будущее развития общества связывает с устранением неравенства. В будущем обществе, власть принадлежит народной воле, которая заботится об интересах каждого. Идеал - бесклассовое общество без частной собственности.
Дени Дидро (1713-1784) – французский мыслители. Он считает мир объективным и материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной существующей реальностью. Он выдвигает концепцию о материальном единстве и бесконечности мира. Важнейшим элементом материализма Дидро является постоянное развитие. Он отвергает любые вмешательства «извне» в развитие материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека. Дидро чётко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством «чувствовать».
Наиболее парадоксальными были взгляды врача и философа Жюльена Офре де Ламетри (18в). Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то он тоже подчиняется этому закону. Животное есть «машина», которая действует по своим законам; никакой души у животных не существует; у человека же есть душа, но организм его действует по тому же принципу, как и организм животных и, следовательно, независим от души.
Все процессы в человеке обусловлены причинно-следственными связями, они необходимы и не зависят ни от какой духовной составляющей. В человеке все есть следствие его материальности: и мысли, и эмоции, и все остальное.
Для Ламетри характерен гедонизм: поскольку человек — это только тело, то и счастье и цель жизни нужно искать среди материальной составляющей человека, а потому таким критерием является чувственное наслаждение. Поэтому нравственность как таковая есть понятие вымышленное, предрассудок; совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений и объяснить людям, что это понятие несуществующее, ибо люди нравственны постольку, поскольку ищут наслаждения.
-
Особенности немецкой классической философии. Философия И. Канта: теория познания
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были её основоположник Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, Георг Гегель.
В НКФ происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты. Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
Кант и Фихте стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции (логического выведения и обоснования) и конструкции (метафизические и диалектические), которые они использовали для построения философской теории.
Основные идеи НКФ:
- идеализм – первичность сознания и вторичность материи
- диалектика – учение о развитии
- идея активности субъекта познания
И. Кант утверждал, что в сущность проникнуть невозможно. Он называет это ноумен (или вещь в себе).
Иммануил Кант (1774-1804) дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи; -выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека, о возможности познавать только явления (феномены: то, что на поверхности, мы можем наблюдать, что даёт результат), и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»); -выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия. Заслуга Канта в теории познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его теории познания. Теория познания: чувства – наши ощущения, рассудок – возникают понятия, разум – высшая ступень познания (см. вопрос 1.11)
В соответствии с теорией Канта существует два Мира:
1) Феноменальный мир (иначе мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы;
2) Ноуменальный мир (или мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.
Кант вводит понятие «априорное» - доопытное, предшествующее опыту и «апосториорное» - послеопытное, на основе опыта.
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время. Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику. Изучая пространство, мы создаем геометрию, изучая время, мы создаем арифметику
-
Этика И. Канта: категорический и гипотетический императивы.
Этика определяется Кантом как наука о законах свобод. Действия по законам свободы, т.е. свободные действия возможны при условии, что они независимы от каких-либо принципов, основывающихся на опыте, или от целей, имеющих практический результат. Это - действия, основывающиеся исключительно на рациональных основаниях. Кант с наибольшей полнотой и последовательностью выразил два принципа: свобода и разум суть непременные предпосылки моральности личности.
Религия основывается на нравственности, а не наоборот (не бог дает нравственные принципы). Кант подчеркивает, что Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить, как если бы они были. Практический разум – это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам.
Кант различает два вида императивов: гипотетические, т.е. требования, обусловленные какими-то внешними соображениями (цель, интерес, полезность) и категорические, которые предписывают должное поведение вне зависимости от каких бы то ни было условий. Кат.имп. относится к морали.
Гип.имп.: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в целом и к другому человеку как к цели, а не только как к средству». Он выражает принцип гуманизма, уважения достоинства личности: человек есть цель, необходимо стремиться совершать поступки на благо человека, он не может быть принесен в жертву общественному.
Кат. Имп.:Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом. (Как вы поступаете с другими, представьте, что все люди станут поступать также. Согласитесь ли вы жить в таком мире?) – это сказанное другими словами Золотое Правило Нравственности Конфуция
Человек, таким образом, должен стремиться в бесконечном прогрессе своих максим к идее нравственно совершенного закона. В этом состоит добродетель – высшее, чего может достичь конечный практический разум.
Долг – чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Через долг утверждается и всеобщность морального закона, и внутреннее достоинство личности. В реальной жизни люди не всегда следуют за поведением долга. Природа человека двойственна (абвивалентна).
Основные постулаты критического разума: 1. Человек несвободен (как природное существо он заключен в рамки причинно-следственных связей), его можно рассматривать как вещь в себе. 2. Нравственное существо - в этом случае человек свободен. 3. У каждого есть представления о счастье. Всеобщего счастья добиться невозможно - все люди разные. Пропасть между счастьем и долгом.
Три постулата практического разума: 1. признается существование свободы в поступках, 2. бессмертие души (воздавать за поступки в том мире; гармония между всеобщим благом и поведением может быть лишь в мире бессмертия души), 3. в мире существует некое абсолютное существо - бог (необходимый момент, гарант нравственного мира и порядка). Мораль - причина религии и бога
-
Философская система Г. Гегеля.
Георг Гегель (1770 -1831) – яркий представитель немецкого классического идеализма, объективный идеалист. Гегель утверждал, что в сущность познаваемых или вещей и явлений можно проникнуть.
Философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Философии духа.
Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т. е. начиная с Аристотеля). Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность; • первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; • Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).
Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. (Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога). Как «среднее звено» системы, природа осуществляет связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.
Философия духа — это философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:
1)субъективный дух— индивидуальное сознание;
2) объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе. Выражением объектов объективного духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы
3) абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина общественные формы сознания (искусство, религия, философия).
Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи.
Мировое развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи — от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная из них — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт— осознание Идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль.
Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; • целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории; • познает себя через познавательную деятельность человека; • творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Гегелю принадлежит открытие трех основных законов диалектики (вопрос 1.7)
Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не исследоовав всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные. По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
Истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.
-
Антропологический материализм Л. Фейербаха
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.