Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12488

Скачиваний: 84

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 12. Решетка поведения

Четвертый шаг. Видение и цели: предпосылки изменений

Видения близки людям и являются для них обычным явлением. Люди без видений — это не просто марионетки, это существа, беспо­мощно реагирующие на все жизненные ситуации. Создание видений — это существенный составной элемент воспитания и общественной социализации.

Можно сказать, что этот аспект многозначен и имеет разные пара­метры:

                  1. политические

                  1. моральные и

                  1. практические.

Эти параметры влияют друг на друга и взаимодействуют друг с другом.

Если говорить об управлении, то визионерский образ мыслей и направленность в будущее имеют особое и, одновременно, решаю­щее значение: руководители без видений — это, скорее, исполните­ли, чем сочинители своих ролей. По этой причине в данной главе следует несколько подробнее остановиться на современном складе ума и образе мыслей руководителей, которые в действительности вовсе не подтверждают упомянутый выше тезис, что видение — это нечто обычное, само собой разумеющееся.

Опираясь на наш актуальный опыт, мы тоже критически расцени­ваем этот пункт. С нашей точки зрения, число руководителей с визи­онерской точкой зрения и визионерским отношением к требованиям времени и существующим проблемам явно не достаточно. Успех руко­водства можно частично измерить: конкурентоспособное соотноше­ние цены и производительности, долгосрочное ориентирование (стра­тегия & видение), способность к адаптации и гибкость — это планки

83


измерения успеха руководства. Шведские руководители, например, при использовании этих оценочных параметров занимают первое ме­сто, немецких же руководителей в этом сравнении можно найти в задних рядах.

В обществе создалось впечатление, что немецкие руководители любят жаловаться и обвинять в проблемах окружающую среду за пределами своих предприятий. Они любят кого-то разоблачать, и таким образом часто производятся «козлы отпущения», которые должны отвечать за все несчастья.

С психологической точки зрения, склонность к скандальным ра­зоблачениям и поискам «козлов отпущения» увеличивается по мере того, как уменьшается компетентность. Эта проекция ускоряется, если появляются «давление обстоятельств», как, например, глобализация. Ситуация обостряется еще больше, если готовых решений, преподне­сенных на ладошке, становится все меньше. Инсценированные скан­далы предоставляют доказательства бурной деятельности и служат оправдательным документом существования должностей. Создаваемый таким путем отвод внимания имеют с точки зрения групповой психо­логии эффект сплоченности внутри предприятия или корпорации. Для сотрудников, которых все это касается, создаются широкие возмож­ности не думать ни о чем, а лелеять и дальше полюбившиеся образы врага.

Секрет успеха стратегий отвода внимания таится в их способности к упрощению. С точки зрения увеличивающейся комплексности усло­вий и событий, этот образ действий является если не гротескным, то в любом случае контрафактным. Чем успешнее действие атак на пуб­лику, тем более впечатляющий успех. Неважно, высказывается ли неправда сознательно или несознательно, это является не моральной проблемой, а целью, оправдывающей средства. С радостью берется в руки топор и бьет по тому, чья вина меньше всего и кто меньше всего может защищаться: молодежь в поисках места учебы, «зажиточные» пенсионеры после долгих лет работы, вялые, скучные безработные, «обманщики» — получатели социальной помощи и, конечно, сотруд­ники с их ярко выраженным складом ума с имущественными интере­сами («жаждой накопительства»).

Другая психологическая уловка, чтобы ничего серьезно не делать, заключается в том, что третья по величине индустриальная нация мира не в состоянии создавать свои собственные концепции управления, а вот уже в течение нескольких десятилетий является крупным импор­тером американских методов лечения. Стройное управление, глобаль­ное управление качеством, Shareholder Value, бизнес-реинжениринг или Benchmarking, американское направление моды с жадностью под­хватываются в этой стране. Другие европейские страны не отстают от Германии. При этом существует достаточно моделей и направлений,

84


которые предлагаются собственными увлеченными личностями и уч­реждениями, но вот «пророк в своем отечестве» не очень-то почита­ется.

Где творческая мысль и борьба идей? Где модели, которые бы от­ражали чувство ответственности за новое социальное партнерство, связанное с новым видением постиндустриального общества. Где но­вые организационные культуры, которые «принесут награду» за бо­лезненное состояние и «затуманивание» мозгов не угрозами и изъяти­ем денег, а созданием нормальных условий работы, поддержкой и поощрением готовности и желания работать и получать от этого удов­летворение. Где идеи, модели и концепции, которые вселят в людей не только надежду, но и мужество идти новым путем? А ведь здесь не надо ничего придумывать, лишь дать практическое применение изве­стному лозунгу: «сотрудники — это главный капитал». Но вместо это­го — сокращение персонала.

Мейнард Кейнес еще 60 лет назад увидел грядущее: «У общества, которое благодаря высокопродуктивным методам производства накап­ливает богатство, пропадает чувство необходимости предоставлять живущим в нем людям работу с полной занятостью для того, чтобы дальше производить и приумножать это богатство». Если посмотреть на это по-другому, то это означало бы, что возникли новые парамет­ры свободы общества, но для этого нужно, чтобы оно было готово задуматься над конкретными условиями распределения богатства. Со­кращение промышленного труда — это не необратимая катастрофа, а результат богатства человеческой изобретательности и человеческой интеллигентности. Что же нам мешает и в дальнейшем плодотворно использовать эту интеллигентность?

И по этому вопросу существуют различные гипотезы. Например, есть предположение, что готовность изменяться и учиться на протя­жении всей своей профессиональной жизни в Америке выражена бо­лее ярко, чем в Европе. Для немецких руководителей жизненная по­зиция заключается в продвижении по службе до достижения руково­дящей должности и желании удержать достигнутое, а не в стремлении изменяться вместе с развитием общества.

Другая гипотеза опирается на взаимодействие экономики и науки. Немецкие ученые намного меньше ориентированы на зажигательные идеи и инновации. Для американского ученого всегда имеет силу де­виз «publish or perish», это означает, что публикации играют важную роль для продвижения по службе и повышения доходов. Тот, кто вы­дает зажигательные идеи, не только делает свою собственную про­фессиональную карьеру, но и поддерживает имидж того учреждения, в котором он работает.

В Германии готовность к кооперации с наукой, отважиться на нов­шества является большой редкостью. Использование научных практи-

85


ческих примеров в качестве средства и предмета обучения является в американских бизнес-школах обычным делом. В Германии же найти предприятие для дипломной работы означает преодолеть непреодоли­мые препятствия контроля и цензуры и, часто, в результате получить совершенно другую тему. Все темы и предложения, которые могут иметь содержанием критику существующего положения на предприя­тии, отклоняются вышестоящим руководством.

В настоящее время на предприятиях доминируют производствен­но-экономические финансовые калькуляции, которые готовы беспо­щадно жертвовать всем тем, что во всех стадиях эволюции делало об­щество достойным существования — кооперация вместо эгоизма, партнерство вместо эгомании, солидарность вместо противостояния друг другу, сочувствие вместо безучастности, честность вместо лич­ной жажды наживы.

На каждом шагу в нашей повседневной жизни мы задаем себе воп­рос: «А что я от этого получу?» Скрывающееся за этим уважение к ценностям умело переворачивают технократы из управленческой гиль­дии, чтобы тем самым провести в жизнь, чего бы это не стоило, свои программы снижения затрат и экономии средств. Нахальство таких «экономистов» не имеет границ. Хотя экономика теоретически довольно трудно поддается прогнозированию и с точки зрения научной точно­сти отдалена от нее еще больше чем социальные и гуманитарные на­уки, тем не менее она претендует на то, чтобы исключительно только ее одну считали законной и всемогущей. До недавнего времени уче­ные-экономисты были весьма сдержанны и ограничивались понима­нием того, что все экономическое направлено на объяснение поведе­ния человека.

С крахом социализма и появившейся одновременно с этим гипоте­зой, что этот факт является доказательством того, что лучшая мо­дель — это «капитализм», для экономистов пробил их звездный час. Они не ограничивались больше описаниями и советами, они стали предписывать и диктовать. Формула — люди корыстны, поэтому есте­ственно, что инвесторы хотят максимизировать свои доходы — пре­вратилась в абсолютное кредо: правильно действует лишь тот, кто ду­мает только о своей пользе и ищет только собственной выгоды. Это считается высшим принципом нового общественного строя. Бессовес­тная корысть «получает доступ ко двору», когда и без того уже «силь­ным» членам общества оказывается поддержка на пути к дальнейше­му обогащению за счет более слабых членов общества.

Лауреат Нобелевской премии в области экономики 1986 года Джеймс М. Бачэнен в одном из своих трудов красноречиво отметил, к чему ведет голый экономический либерализм. — На острове живут два Робинзона и все свои ресурсы вкладывают исключительно в три вещи: они возделывают картофель, каждый на своем поле, затем крадут друг

86


у друга плоды их труда, и, соответственно, каждый вынужден защи­щаться от нападения другого. Этот принцип мог бы усилиться, если бы одному удалось заставить другого работать как раб на его карто­фельном поле. Но есть и продуктивная возможность: им обоим прихо­дит зажигательная идея, что было бы эффективнее вложить средства, которые они тратят на кражу и защиту, в совместное дело — возделы­вать картофель вместе и закрепить это соответствующим договором.

Ученые-экономисты были бы молодцы, если бы послушали совет и ограничили свои возможности тем, чтобы показывать пути, как можно с пользой использовать недостающие средства для достижения конкурирующих общественных целей.

Профессор д-р Ганс Ульрих (на протяжении многих лет руководи­тель Института производственной экономики при университете г. Санкт-Галлен) считает очень сомнительным1, когда политики и лидеры-эко­номисты оправдывают бесцеремонное стремление к максимально высокой, кратковременной прибыли аргументами из засиженного мо­лью сундука капитализма и даже хотят представить это как постулат более высокой справедливости народного хозяйства. Это делает еще более отчетливым примитивность представления о качестве и структуре де­мократического общества. Поэтому он предлагает, чтобы ответствен­ные за общественное развитие личности более интенсивно занялись бы изучением принципиальных вопросов. Он объясняет потерю доверия к политикам и руководству тем, что они пренебрегают естественным ресурсами и ценностями, что ведет, в сою очередь, по всему миру к безработице, государственным долгам, уголовным преступлениям, кор­рупции и нанесению вреда окружающей среде. Не может такого быть, чтобы в экономически плохие времена этические, как и экономичес­кие ценности и требования потеряли свой вес, потому что их якобы нельзя себе позволить. Долгосрочные разработки неизбежно подверже­ны, согласно его мнению, как отрицательным, так и положительным колебаниям, и опыт всегда показывал, что от однажды достигнутых результатов даже в экономически неблагоприятные времена нельзя от­казываться насильственным путем.

Какие же требования предъявляются к руководителям, исходя из этого сценария?

Итак, спрос сегодня на руководителей, которым присущи:

                  1. критическая саморефлексия

                  1. готовность взять на себя ответственность

                  1. высокая степень готовности к рискам

                  1. понимание производственных, народнохозяйственных и обще­ственно-политических взаимосвязей

                  1. понимание международных взаимосвязей

1 Suddeutsche Zeitung, Nr. 236, 12/13.10.96, S. Yl/1.

87