Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12487
Скачиваний: 84
предложат пути их решения, то это означает, что в данном случае речь идет о руководителях будущего, несущих ответственность за судьбу своего предприятия и твердо стоящих на ногах.
Сгибание спины и нежелание видеть проблемы ухудшает ситуацию, демотивирует и парализует сотрудников. В нашей быстротекущей жизни — это, прямо-таки, преступление не решать проблемы быстро, по мере их появления. Поэтому необходимо проявлять расторопность, чтобы ни один путь не прошел мимо проблем и их решения. Практика показала также, что руководители высшего звена, в своем большинстве, либо вообще ничего не предпринимают, либо начинают строить планы развития слишком поздно, так сказать, на всякий случай. Они слишком заняты оперативной повседневной работой, и поэтому у них часто не доходят руки до разработки конкретных мероприятий по наступающим со всех сторон изменениям. А это как раз и есть главнейшая задача высшего руководства предприятия.
Положительные результаты были достигнуты там, где наряду с выявлением и подробным анализом проблем, вся энергия была направлена также на формулирование соответствующих целей. Здесь речь идет о подходе к работе над проблемами, ориентированном на их решение, вместо проблемно-центристского подхода. Топани Ахола и Бэн Фурман считают по этому поводу: «Риск проблемно-центристского подхода состоит в том, что он ведет к созданию конфликтов между людьми. Это происходит потому, что анализ проблем неизбежно ведет к заявлениям о чьей-то вине и связанных с этим ошибок. Эти заявления почти всегда воспринимаются как несправедливые обвинения. Те, кого обвиняют, чувствуют себя оскорбленными, защищаются и пытаются уйти от ответственности или свалить вину на других. Атмосфера, которая при этом возникает, душит творческую инициативу и дух кооперации и таит в себе большую опасность, что команда потеряет большую часть своей энергии и воодушевления, необходимых в работе»1.
А вот при подходе, ориентированном на решение проблемы, последние преобразовываются в цели, или проблемы и цели формулируются одновременно.
Мы не будем следовать за основателями концепции работы командой, когда они предлагают не собирать данных о проблемах, то есть перепрыгнуть через эту ступень и сразу формулировать цели. Мы считаем, что нужно знать, над решением каких задач нужно работать, что и с какой целью нужно менять. Для этого необходим сбор данных о существующих проблемах.
1 Ahoia Т. Furmann, reteaming. Helsinki 1997, S. 4.
78
Таблица 9 СБОР ДАННЫХ ПО ПРОБЛЕМАМ
Проблема |
Соответствующая цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой фазе существенную помощь могут принести внешние консультанты, модераторы, например, при организации диагностического семинара. Существует множество разных методов для того, чтобы успешно совершить этот важный шаг1.
Третий шаг. Образование коалиции руководителей
Как показал опыт, на это указывает и Коттер2, предпосылкой успеха предприятия является то, что во главе предприятия стоит лидер, визионер, который должен отвечать предъявляемым к нему требованиям и иметь следующие качества:
-
визионерское мышление
-
чутье к изменениям
-
мужество менять уже согласованные цели
-
способность воодушевляться
-
способность увлекать за собой сотрудников собственным энтузиазмом
-
излучение тепла и человечности.
В эмпирическом исследовании, проведенном сотрудниками фирмы «Кибернетика» с 225 руководителями различных предприятий Германии и Австрии, эти критерии при оценке по пятибалльной шкале получили довольно высокую оценку 4 или чуть ниже 4.
В процессах преобразования очень важно, чтобы создавалось видение перемен и устанавливались смелые цели (см. также шаг 4). Это очень важная задача лидера. Визионеры должны быть и в проектных командах. Наряду с ними должны быть и менеджеры. По Коттеру, они отличаются следующими свойствами и образом действий:
-
разрабатывают планы осуществления перемен
-
контролируют достижение целей
-
стремятся к четкости структур и порядку
1 Сравни: Freilinger СИ., Klis N.A. Organisation 2000, Wiesbaden 1994, S. 109.
2 KotterJ.P., S. 75.
79
-
проявляют осторожность, когда речь идет о новшествах
-
остерегают от слишком быстрых действий
-
проверяют финансовые возможности
-
привлекают внешних специалистов, когда речь идет, например, о составлении письменных документов (договоров и пр.).
Коттер рекомендует хорошее сочетание лидеров (руководителей) и во всех комитетах и органах, которые занимаются планированием изменений, составлением концепций по ним, готовят решения и мероприятия для претворения изменений в жизнь. «Коалиция, состоящая из одних менеджеров, — даже если это первоклассные менеджеры и прекрасные люди — обрекает многочисленные стремления в области изменений на неудачу»1.
Составлять команду только из лидеров тоже опасно. Они, конечно, создают будущие видения и цели перемен, но подвержены опасности «потерять почву под ногами». В проектной команде одинаково важны оба типа: визионеры и менеджеры, которые взаимно уважают способности и навыки и умения друг друга. Если в дополнение ко всему этому высшее руководство предприятия озаряет своих сотрудников лучами видения, то это существенная предпосылка успеха проекта изменений.
Если Вы хотите установить, к какому типу руководителей Вы относитесь, то Вы можете воспользоваться анкетой под названием «Вы руководитель или?..»
Таблица 10
ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ ИЛИ ?..
(1) = не соответствует, (6) = соответствует наверняка |
|
1. Я стремлюсь к стабильности и порядку. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
2. Я фокусирую свою работу на видении и цели предприятия. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
3. Я вижу мою главную задачу в том, чтобы руководить своими сотрудниками, быть их наставником и способствовать их росту. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
4. Я считаю важным проявлять здоровое недоверие к своим сотрудникам и скептически отношусь к утверждению, что они хотят работать. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
5. Я рассматриваю ошибки как шанс для улучшений. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
6. Я составляю планы и устанавливаю для своих сотрудников этапы и временные графики, чтобы добиться положительных результатов. Благодаря этому можно обеспечить непрерывность работы всей системы, как в случае с поддержанием функционирования часового механизма. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
1 KotterJ.P., S. 85.
80
Окончание табл. 10
(1) = не соответствует, (6) = соответствует наверняка |
|
7. Я способствую изменениям во всех областях, так как нахожу это необходимым и увлекательным. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
8. Я анализирую проблемы за моих сотрудников и даю указания, как надо их преодолевать. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
9. Я придаю большое значение четко установленным правилам и директивам, указывающим, как нужно выполнять работу. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
10. Я постоянно контролирую своих сотрудников и, если считаю нужным, веду с ними беседы, в которых критикую их или высказываю признание. Благодаря этому можно добиться великолепных результатов. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
11. Я разъясняю, если нужно, своим сотрудникам смысл и цели, зачем нужно проводить и выполнять определенные действия и задания. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
12. Я стараюсь излучать на своих сотрудников тепло и человечность и вдохновлять их стилем своего руководства. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
13. Я готов в любую минуту отказаться от чего-либо устоявшегося и начать что-то новое. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
14. Я против беспорядочного руководства (хаоса), так как это приводит к беспорядку и плохим результатам. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
15. Я вижу свою задачу руководителя в том, чтобы быть модератором и катализатором при возникновении конфликтов. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
16. Я предпочитаю организации с четкими структурами. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
17. Руководитель должен быть сфокусирован в своей работе на внутренние процессы и функции. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
18. Без дисциплинарных мер все же не обойтись. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
19. Я стараюсь воздерживаться от распространения информации. Главное, чтобы мои сотрудники достигали поставленные цели. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
20. Руководителей особенно отличает то, что они развивают в себе и проявляют этическое сознание ответственности за своих сотрудников и окружающую среду. |
(1)(2)(3)(4)(5)(6) |
Указание:
Оцените эту таблицу следующим образом:
-
Вставьте в таблицу Ваши баллы и сложите их
-
Преобразуйте теперь, используя табл. 12, обе суммы из таблицы 11 в соответственно однозначную (одноразрядную) оценку
81
• Перенесите эту оценку в решетку поведения (рис. 12) и прочтите комментарии к этому в Приложении 6, с. 258.
Таблица 11
ТАБЛИЦА ОЧКОВ
Тип А |
Тип Б |
||
Вопрос |
Очки |
Вопрос |
Очки |
2 |
|
1 |
|
3 |
|
4 |
|
4 |
|
6 |
|
5 |
|
8 |
|
11 |
|
9 |
|
12 |
|
10 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
17 |
|
16 |
|
18 |
|
20 |
|
19 |
|
Сумма |
|
Сумма |
|
Таблица 12 ТАБЛИЦА ОЦЕНОК
|
А |
|
Б |
10-19 |
1 |
10-19 |
1 |
20-29 |
2 |
20-29 |
2 |
30-39 |
3 |
30-39 |
3 |
40-49 |
4 |
40-49 |
4 |
50-59 |
5 |
50-59 |
5 |
> 60 |
6 |
>60 |
6 |
82