Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12469
Скачиваний: 84
Можно ли сказать, что в прошлом действия носили, скорее, «реакционный» характер— «ре-актив» (то есть преобразования осуществлялись только тогда, когда другого выхода уже не было — прим. переводчика) ? Сейчас существует тенденция к тому, что определенные мировые процессы развития подхватываются «про-актив» (то есть преобразования осуществляются в самое благоприятное для них время, заранее, когда еще не сделано ошибок. — Прим. переводчика) и даются рекомендации политикам. Так ли это ?
Совершенно верно. Хотя мы этого еще до конца не добились, но налицо стремление к «проактивной» роли. Если мы какую-либо тему вовремя обобщаем и подготавливаем для подачи общественности, обсуждаем в политической дискуссии, то это называется, что нам отводятся полномочия (компетенция) в позиционировании (=установки в определенном положении) тем. Это уже идет на пользу нашему имиджу. Конечно, иногда у нас случается и возврат к старому, потому что повседневная политика по этой теме вынуждает нас переходить к противоположному состоянию. Будущее организации должно, конечно, быть в области «проактивных» действий. Ведь понятно, что тот, кто правит, зачастую кажется чуждым, а тот, кто сам действует, гораздо лучше может вмешиваться и корректировать путь.
Как бы Вы охарактеризовали ситуацию, которая имеет место в высших органах Экономического союза. Кого здесь больше «провидцев» или обычных управленцев ?
Основная проблема здесь заключается в том, что успешный предприниматель или управленец не обязательно будет успешным представителем интересов. Ведь политическая система построена иначе, чем предприятие. На предприятии, особенно на частном (где есть один владелец), как правило, управление ведется сверху вниз. Что приказывает шеф, должно выполняться на 100%, или в противном случае последуют санкции. Если хорошая идея появляется в политической системе, это вовсе не означает, что ее сразу же будут проводить в жизнь. Все процессы в политике протекают по-другому, намного медленнее, труднее, и всегда требуется проведение агитационной работы (воздействия путем убеждения) среди сотрудников. Прежде чем наступает понимание нужности того или другого преобразования, очень часто идет долгий период заблуждения и непонимания. Так как многие запланированные процессы, как правило, протекают сложнее, многие наши члены невольно склонны углубляться в рутину повседневной работы. Таких «провидцев», как Юлиус Рааб, который смог превратить распределительную экономику в Австрии в послевоенные годы в рыночную, у нас мало.
Вспомните о преобразовании, которое Вы проводите в настоящий момент. Разрабатываются ли для этого конкретные цели, стратегии и
163
определенный «образ будущего» Вашего союза (то есть перспективное планирование)?
Сейчас мы разрабатываем план будущего развития федеральных земель, в которых недостаточно хорошо налажено местное снабжение и прослеживается нехватка рабочих мест. Этот проект будет осуществляться Экономическим союзом совместно с Крестьянским союзом. «Образ будущего» при этом — создание собственной динамики, которая поможет каждому региону собственными силами справляться с проблемами. Мы исключительно выполняем роль модераторов этого процесса, на каждом окружном уровне должно происходить партнерство. Наша цель — усилить сотрудничество между сельским хозяйством и экономикой в таких областях, как местное снабжение и туризм. Стратегия такова: путем проведения анкетирования и создания совместных рабочих групп запускать проекты. Мы осуществляем организаторскую и мотивационную работу для достижения этой цели.
Когда Вы планируете подобные проекты, каким образом Вы пытаетесь мобилизовать как можно больше членов для участия в этой деятельности ?
Начатый проект «Земля должна жить» на первом этапе будет проводиться на уровне функционеров, на втором этапе важно участие в нем и членов нашего союза. Вообще, мы не хотели бы, чтобы наши члены были просто зарегистрированы в картотеке, а в делах бы никак себя не проявляли, то есть были бы незаметны. Поэтому мы стараемся установить некое взаимное влияние между Экономическим союзом и его членами как на федеральном, так и на земельном уровне. Новые информационные технологии могут сослужить в этом хорошую службу.
Если у Вас есть в планах осуществление подобных замыслов, работаете ли Вы над созданием проектной организации ?
Исходя из составления годового плана, настолько, насколько это возможно, мы работаем с помощью методов проектной организации.
Какую свою мечту Вы бы хотели реализовать как можно скорее?
Принять закон, по которому каждому предпринимателю, независимо от успеха его бизнеса на рынке, предоставлялся бы определенный доход. Ну ладно, шутки в сторону. Я бы очень хотел, чтобы на политическом уровне по-другому принимались решения. Если мы предоставляем на рассмотрение Экономическому союзу важное предложение, было бы хорошо, чтобы это предложение было реализовано быстро и без всяких проблем.
Я считаю, что в парламенте должна предоставляться большая, чем сейчас, свобода при принятии решений. Результаты коалиционной деятельности зачастую просто являются компромиссом, и до пред-
164
принимателя их сложно донести. Но еще хуже, чем компромисс, «успешное» отклонение предложения. Вряд ли предприниматель будет рад услышать, что многие вопросы на политическом уровне были отклонены. Для того чтобы иметь большую «пробивную способность» в политическом плане, намного больше предпринимателей должны подключиться к процессу выработки мнений и решений — посредством ведения разъяснительной работы на предприятии, в непринужденной обстановке за чашкой чая, в политических дискуссиях.
В этом плане, конечно, важно мобилизовать как можно больше членов, которые могли бы стать «знаменосцами» — инициаторами идей. Есть ли у Вас опыт в этом?
В прошлом мобилизовать наших членов было нелегко. Дело в том, что поле интересов предпринимателей зачастую очень неоднородно. Вести разговоры легче, чем делать дело. Мой личный опыт показал, что наши члены проявляют больше энтузиазма, становятся активнее, если они могут вносить предложения сами или через свое предприятие.
Поэтому мы стараемся «пробить» акцию вплоть до уровня предприятий. Проиллюстрирую это на примере: политико-экономический аргумент, заключающийся в том, что частная экономика обеспечивает нас 2,5 млн рабочих мест, довольно мало волнует отдельно взятого предпринимателя. А вот возможность изобразить на плакатах то, сколько много наемных рабочих будут заняты на данном предприятии, побудила многих предпринимателей, опираясь на собственный пример, выступить со своими требованиями (изложить свои желания, стремления). Чем больше мультипликаторов будет привлечено к работе, тем больше будет шансов реализовывать свои требования (желания, стремления) в политическом плане. В целом наша организация сильна настолько, насколько мы сами готовы все вместе отстаивать наши требования (желания, стремления), а также активно действовать для их достижения.
Благодарю за интервью.
Интервью с господином Луисом Патшем
Управляющий
Название фирмы
Форарльбергер Кранкенхаус-Бетрибзгезелльшафт м.б.Х., Фельдкирх («Сообщество больниц»)
Адрес
Каринагассе 41 А-6800 Фельдкирх
Вид деятельности
Координированное управление учреждениями здравоохранения
Экономические данные — больницы земель
В млн (авст. шиллинги) |
1997 |
1998 |
1999 |
Расходы |
2279 |
2287 |
2456 |
Сотрудники — больницы земель
|
1997 |
1998 |
1999 |
Количество сотрудников |
2320 |
2298 |
2301 |
Данные корректируются каждые 40 часов. 2 сотрудника в 40h=l,0
Как развивалась фирма «Кранкенхаус-Бетрибзгезелльшафт» в последние годы ? Какие преобразования были проведены ?
В последние пять лет мы ставили акценты, прежде всего, на таких областях, как контроллинг (управление путем планирования и контроля, проведение финансовых расчетов посредствам ЭВМ, информация на предприятии и вне предприятия, строительные работы, технические мероприятия. Это были главные направления деятельности в последние пять лет.
В фирму «Кранкенхуас-Бетрибзгезелльшафт» в Форарльберге (фед. земля Австрии. — Прим. переводчика) входит целый ряд больниц. Сколько всего сотрудников работает в этих больницах?
Бесспорно, наше предприятие является крупнейшим в Форарльберге, и не только крупнейшим предприятием бытового обслуживания. Наш годовой бюджет составляет около 2,5 млрд шиллингов. По-
166
этому мы считаем, что представляем важное предприятие для Фо-рарльберга: ведь каждый третий шиллинг из общего бюджета земли направляется в область здравоохранения.
Были ли проведены и структурные преобразования за эти последние годы, например в самих больницах, при участии фирмы «Кранкенхаус-Бет-рибзгезелльшафт» ?
Недавно мы отпраздновали свой двадцатый юбилей. Мы продолжаем идти по намеченному пути. Это означает, что мы стремимся, как можно больше децентрализовать и как можно меньше на нашем предприятии делать самим. То есть, уже более пятнадцати лет личный состав предприятия в среднем составляет 12,5 человек. Это стало возможным, только потому что мы всегда держались упомянутого «пути децентрализации». Каждую больницу мы, в некотором роде, рассматриваем как центр получения прибыли. У нас сейчас шесть больниц, управление которыми происходит так же, как и управление собственным предприятием.
Удалось ли Вам за это время привить и закрепить у сотрудников больниц экономическое мышление (которое, как считается, обычно у медицинского персонала отсутствует) и в то же время повысить приносимую пациентам пользу?
Это для нас не проблема. После того как мы определили нашу организацию как предприятие бытовых услуг, на первом месте для нас, естественно, стоит доходность нашего предприятия — конечно, без ущерба для произведенной работы. А в будущем это будет еще более важно — добиться того, чтобы доходность предприятия ни в малейшей мере не достигалась в ущерб «продукту», то есть пациенту. Я лично, как и прежде, считаю, что именно в сфере здравоохранения еще есть очень, очень много возможностей экономии.
Насколько Вам удалось передать такой образ мышления сотрудникам — то есть врачебному и медсестринскому персоналу, администрации больниц?
Эта проблема уже на сегодняшний день решена в тех больницах, которые находятся под нашим руководством уже в течение двадцати лет. И в области экономической работы, в сфере врачебного и медсестринского персонала мышление полностью совпадает с нашим. То есть нам очень хорошо удалось вовлечь людей в жизнь и в работу больницы, в том числе и в экономическом плане. Каждое отделение мы рассматриваем как отделение с собственным бюджетом. Всем сотрудникам — не только врачам, но, прежде всего, медсестрам и санитарам, представляющим особенную нишу во всей больнице, — внушается этот образ мышления. Мы создали так называемые модели участия (сотрудничества), которые оказались очень удачными. То есть мы ус-
167