Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12501
Скачиваний: 84
мире паротурбинную электростанцию и значительной долей капитала участвовал в строительстве всеобъемлющей сети электроснабжения в Германии. Имя АЭГ было известно во всем мире своими изобретениями и продуктами. Перед первой мировой войной на АЭГ работало 200000 сотрудников, что составляло одну треть всех работников, занятых в немецкой электротехнической промышленности.
В 1923 году благодаря разработкам фирмы «Телефункен» стала возможной работа первой радиовещательной станции. В 1935 году АЭГ представил первый в мире магнитофон. В 1936 году на Олимпийских играх в Берлине была применена первая электронная телевизионная камера. И наконец, в 1938 году был представлен первый электрический локомотив большой мощности.
После Второй мировой войны концерн продолжал процветать, представляя широкий спектр продуктов: от электроламп до электростанции. В 1950 году был представлен разработанный фирмой «Телефункен» метод записи на магнитную дорожку, который явился основой для создания впоследствии видеомагнитофона. В 1962 году «Телефункен» вышел на рынок с разработанной Вальтером Бруком системой цветного телевидения «Pal», которая затем стала ведущей системой цветного телевидения в мире. После этого ниточка успеха начала рваться: в 1963 году инженер АЭГ Отто Мюллер, который занимался в Бакнанге разработкой для АЭГ большого компьютера TR4, сконструировал небольшой настольный компьютер. Высшее руководство АЭГ назвало эту разработку «несущественной». А несколько лет спустя этот компьютер завоевал колоссальный успех под названием «Nixdorf 820». Высшим руководством концерна была отвергнута также разработка первой в Европе интегральной микросхемы. Патентные права были проданы в США.
Были и успехи. В 1972 году в аэропорту во Франкфурте на Майне был принят в эксплуатацию первый автоматический багажный транспортер. А в 1978 году почта Висбадена получила первую автоматическую письмосортировочную установку с автоматическим считывающим устройством адресов. Строительство электростанций солнечной энергии, так же как и магнитофонная техника стали результатом внутрифирменных инноваций. В течение всего этого плодотворного с инженерно-технической точки зрения времени внутри концерна никогда не было покоя. В 70-е годы серьезные проблемы стали очевидными.
В 1982 году АЭГ подал заявление на судебное производство для предотвращения несостоятельности, которое было закончено в 1984. В 1985 году большее количество акций перешло к фирме «Даймлер-Бенц». Была разработана концепция высокотехнологичного концерна в роли «Всемирного плеера». Из этого ничего не получилось. «Богатый опыт» превратился в «Крах в конце».
17
При всех воздействиях «извне» — а именно на них собрания акционеров пытались свалить ответственность за все промахи, приведшие к поражению, — как внутренняя, так и внешняя критика были переадресованы руководству и доморощенным структурам. «Просто зло берет, когда приходится признать, что не рынок и не структурные перемены, а неспособность руководства привели к этому концу», — высказался на последнем собрании один из представителей свободных акционеров. Но и эти слова не были услышаны.
Почему взят этот пример? Ответ прост. Драма АЭГ разыгрывалась у всех на глазах. О ней открыто писали в средствах массовой информации начиная с 70-х годов, в руководящих кругах все было известно до мелочей. Типичным для АЭГ, как и для других предприятий, является следующее: наряду с отсутствием предпринимательской дальновидности Правления концерна до конца 70-х годов это еще и тупое нежелание видеть, что есть проблемы, что допускаются ошибки и что необходимо активно проводить изменения. АЭГ со своей заскорузлой бюрократической структурой ни в чем не уступал некоторым общественным административным учреждениям. Это мешало лишь немногим. Ошибки в данном случае использовались не для того, чтобы на них учиться. Проблемы не являлись поводом для того, чтобы делать выводы на будущее.
Это был пример развития на протяжении длительного периода времени, когда факторы влияния многослойны и многообразны. В каком-либо конкретном случае из этого примера можно непосредственно перенять немного, за исключением убеждения в том, что к проведению изменений надо относиться как к процессу, в котором люди играют большую роль и при принятии решений, и как участники процесса. Для практиков это очень важно. Тем не менее его одного недостаточно, чтобы извлечь из него уроки и сделать конкретные выводы.
Поэтому мы постарались провести научно-практическое исследование, чтобы выявить и объяснить, что является причиной провала проектов изменений и как эти провалы можно предотвратить. Изменения, связанные с серьезным вмешательством в организацию, например, проекты бизнес-реинжиниринга, изменения организационных структур, слияния, принципиально новые стратегии (электронный бизнес, стратегии снабжения и сбыта), уже сами несут в себе вирус провала.
2.2. В чем причины?
Доля неудачных проектов особенно велика тогда, когда речь идет о повышении производительности труда — как это предполагается в случае бизнес-реинжиниринга. «Реальность ни в коей мере не подтвердила того, что обещала литература по вопросам управления и его
18
идеологи. Реальный результат реинжиниринга в практике предприятий оставляет желать лучшего» .
Интересно то, что «не сама концепция является неправильной, а ее претворение в жизнь было и остается (до сих пор!) не полным»2. Хаммер и Чампи, авторы книги «Бизнес-реинжиниринг — радикальный курс лечения предприятия», которые называют себя основателями и ведущими представителями идеи бизнес-реинжиниринга, сами признают, что большинство проектов бизнес-реинжиниринга на практике потерпели провал3.
Мы подробно изучили этот вопрос. На рис. 1 показана доля неудачного исхода проектов бизнес-реинжиниринга с точки зрения соответствующих целей изменений:
продолжительных результатов
Предприятия, на которых цель имела высокое значение в рамках реинжиниринга
Рис.1. Постановка и достижение цели4
В результате исследований средняя степень достижения целей в проектах изменений составляет меньше 50%. Такой результат заставляет задуматься. В чем же причина? Проблематику этого вопроса мы показали с помощью анкеты.
' Trebesch К. Organisationsentwicklung. Nr. 299, S. 70.
2 Там же.
3 Ср.: там же, с. 71.
4 Цифры
взяты из межотраслевого исследования,
проведенного профессором
д-ром
Кристианом Хомбургом. Центр управления
организациями с ориентацией на
рынок
(ZMU).
Институт
управления, г. Кобленц. В телефонном
опросе приняли учас
тие предприятия
с число сотрудников свыше 1000 человек,
которые начали проекты
реинжиниринга
в 1992 году и закончили, в большинстве, к
1996 году.
19
Рис.
2. Что, исходя из Вашего опыта, мешает
изменениям
Смысл
и цели изменений не понятны коллективу
Цели,
в каком направлении должны происходить
изменения, формулируются недостаточно
ясно
Изменения
диктуются сверху, с потребностями
сотрудников не считаются
Потенциал
идей сотрудников относительно изменений
используется слишком мало
Принципиальная
готовность сотрудников к изменениям,
скорее, невелика
Многие
сотрудники из-за постоянного появления
новых намеченных изменений считают,
что им с этим не справиться
Намеченные
изменения принимаются под сильным
нажимом времени
Намеченные
изменения лишь в редких случаях приводят
к успеху, которого от них ожидают
Намеченные
изменения нам слишком дорого обходятся
с бюрократической точки зрения и поэтому
лишь в редких случаях выходят за фазу
идей
Намеченные
изменения касаются исключительно
технических, производственных и
организационных областей
Таблица
1
КАК СИЛЬНО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ МЕШАЮТ ИЗМЕНЕНИЯМ?
1 = не соответствует; 5 = соответствует в большой степени |
Средняя оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Смысл и цели изменений не понятны коллективу |
3,46 |
2% |
16% |
28% |
41% |
13% |
Цели, в каком направлении должны происходить изменения, формулируются недостаточно ясно |
3,42 |
3% |
18% |
25% |
41% |
13% |
Изменения диктуются сверху, с потребностями сотрудников не считаются |
3,18 |
5% |
23% |
29% |
35% |
8% |
Потенциал идей сотрудников относительно изменений используется слишком мало |
3,24 |
4% |
22% |
30% |
33% |
11% |
Принципиальная готовность сотрудников к изменениям, скорее, невелика |
2,84 |
5% |
37% |
31% |
21% |
6% |
Многие сотрудники из-за постоянного появления новых намечаемых изменений считают, что им с этим не справиться |
3,25 |
4% |
20% |
34% |
31% |
11% |
Намечаемые изменения принимаются под сильным нажимом времени |
3,29 |
7% |
20% |
23% |
36% |
14% |
Намеченные изменения лишь в редких случаях приводят к успеху, которого от них ожидают |
3,72 |
6% |
39% |
36% |
16% |
3% |
Намечаемые изменения нам слишком дорого обходятся с бюрократической точки зрения и поэтому лишь в редких случаях выходят за фазу идей |
2,30 |
24% |
41% |
18% |
15% |
2% |
Намеченные изменения относятся исключительно к техническим, производственным и организационным областям |
3,46 |
7% |
17% |
20% |
35% |
21% |
21
Таблица 2
КАК ИНТЕНСИВНО ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ?
1 = не соответствует; 5 = соответствует в большой степени |
Средняя оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Для участия в предстоящих мероприятиях по изменениям предоставляется достаточно времени |
2,69 |
7% |
43% |
28% |
19% |
3% |
В процессах изменений в значительной мере могут принимать участие сотрудники в рамках кружков качества/ группах непрерывного совершенствования процессов |
2,88 |
16% |
26% |
24% |
23% |
11% |
В намечаемых изменениях никакие темы не являются запретными |
3,06 |
11% |
22% |
28% |
27% |
12% |
Рабочие группы, необходимые для проведения комплексных проектов изменений, сформированы со смыслом |
3,20 |
3% |
20% |
36% |
33% |
7% |
У нас есть все необходимые для процесса изменений ресурсы |
2,81 |
8% |
32% |
34% |
21% |
5% |
Наше руководство активно включается в разработку намечаемых изменений и поддерживает их |
3,34 |
4% |
19% |
29% |
33% |
15% |
Для осуществления обширных проектов изменений мы привлекаем внешних модераторов / консультантов |
3,12 |
19% |
17% |
15% |
31% |
18% |
В проектах изменений имеется журнал обязанностей (цели, критерии измерения, запланированные этапы действий, ось времени...) |
3,92 |
16% |
25% |
22% |
24% |
13% |
Успех проектов изменений измеряется сравнением с первоначально поставленными целями |
3,01 |
12% |
23% |
29% |
24% |
12% |
В прошлом году большинство намеченных изменений успешно осуществились |
3,21 |
4% |
16% |
42% |
33% |
6% |
2.3. Комментарий
В рамках исследования всего было опрошено 350 руководителей предприятий разной величины и разных отраслей из Германии и Австрии. Опрос проводился, главным образом, в рамках семинаров. Для оценки было выбрано пять критериев, соответствие которым можно было оценить по пятибалльной шкале (чем выше оценка, тем больше соответствующий критерий воспринимался как проблема).
22