Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12499
Скачиваний: 84
могут произойти массовые отступления назад, когда дело дойдет до личных изменений. • И наконец, нужно создать петли обратной связи, чтобы обеспечить непрерывный процесс изменений.
Эти важные для изменений критерии будут более подробно разбираться в Разделе 5, с. 73.
2.4. О чем говорит теория?
В книге мы используем понятие «изменение» и объясняем его, опираясь на опыт наших проектов. В этой связи необходимо немного поговорить о теории с тем, чтобы дать представление о нашем образе мышления и интересе, которые руководили нами в наших изысканиях.
Этим мы хотели бы также подчеркнуть, что предпосылкой каждой «хорошей» практической консультации должно являться наличие серьезного теоретического фундамента. И здесь уместно вспомнить высказывание Курта Левина: «Лучшая практика — это хорошая теория!»
Все теоретические размышления начинаются с поиска следов. К теме нашей книги подходит несколько понятий, которые являются почти синонимами: развитие — учение — изменение — перемена. Что касается этих слов, то «Майерс Лексикон 2000» оставляет понятия «изменение» и «перемена» без объяснения, а вот для слов «развитие» и «учение» на разъяснения не скупится. Так, с лексической точки зрения, под развитием понимается проходящий в соответствии с определенными закономерностями процесс, который описывает изменения вещей и явлений как следование друг за другом различных форм и состояний.
При учении речь идет об усвоении знаний и сведений. Этот феномен содержит процесс, через который в течение времени опыт и понимание конструируются в определенные точки зрения, виды и формы поведения, которые определяются сознательностью и сознанием.
Из этого становится совершенно очевидным, что изменение и перемена представляют собой общие принципы, которые характеризуются развитием и учением. Некоторые авторы предпосылают изменению ученье или объединяют изменение с ученьем. В противоположность этому, развитие подчеркивает системность совершаемых друг за другом шагов, которые означают дальнейшее продвижение вперед.
При фокусировании на такое понимание напрашивается традиционный вопрос о «курице и яйце»: «Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие?» Рассматривая вещи в системной перспективе, мы можем успешно обойти этот вопрос и утверждать, что
27
оба эти измерения имеют большое значение и тесно взаимодействуют друг с другом.
Упрощенно изменение можно изобразить следующим образом:
-
индивидуальный субъективный процесс, при котором люди получают новое понимание окружающего их мира и, одновременно, — это
-
структурный процесс, когда рамочные условия находятся внутри и под теми людьми, которые оказывают влияние на возможности их восприятия и совершения других действий.
Кениг и Фольмер1 приводят шесть форм изменений, с которыми мы полностью согласны, и поэтому приводим их ниже.
-
Изменение личности и в ее окружении: личность может перейти из одной группы — в которой она себя ощущает некомфорт-
-
но или даже беспокойно — в другую группу, где эти отрицательные факторы отсутствуют.
-
Изменение субъективного характера: с появлением конструктивизма мы знаем, что каждый человек видит свою окружающую среду целиком. Для того чтобы вообще иметь различные перспективы, требуются не только соответствующие точки зрения, но и способность занимать различные позиции, чтобы иметь различные способы восприятия (других людей и/или вещей).
-
Изменение правил системы: сосуществование людей функционирует на основе официальных и неофициальных правил. Правила декларируются и вводятся. Они могут также развиваться, так как против определенных процессов ничего нельзя возразить. Распознать и осознать правила (см. выше) — это важная предпосылка того, чтобы прийти к их переделке.
-
Изменение интерактивных структур: интерактивные структуры представляют собой комбинацию субъективных и коллективных понятий и правил. Они сохраняются и поддерживаются в «заколдованных кругах». Их разрушение связано, как правило, с сильным сопротивлением.
-
Изменения относительно направления и скорости: здесь, прежде всего, следует запомнить, что изменения всегда имеют либо ярко выраженные, либо скрытые цели. При появлении целей возникает напряжение для их достижения. Тем самым делается заявление о начале проведения процессов изменений, а затем об их ускорении.
-
Изменения окружающего мира системы: какими бы разными ни были возможности оказания влияния, изменения в окружающем мире системы изменяют саму систему. Переезд в новое
1 См.: K6nig& Vollmer. 1993. Systemische Organisationsberatung.
28
здание с другой формой и расположением комнат изменяет формы поведения работающих в них людей. При этом субъективные точки зрения, конечно же, играют большую роль.
При целостном (системном) рассмотрении изменений нельзя обойтись без классического различия (по Ватцлавику) изменений первого и второго порядка.
Система может принимать различные состояния, это означает, что она изменяется по принципу первого порядка. Так, например, группа людей могла бы по-другому организовать и установить способы общения друг с другом. Изменение осталось бы на первом уровне.
Иначе выглядит изменение второго порядка, согласно которому система осознает себя как таковую и совершенно по-новому играет эту роль. Изменения второго порядка — это квантовые скачки, ошеломляющие открытия или что-то в этом роде. Они становятся возможными благодаря рассмотрению и работе над системой из мета-перспективы.
Следующее задание является классической метафорой для изменений второго порядка. Свяжите одной линией без отрыва ручки эти девять точек.
Рис. 3. Задание к метафоре для изменений второго порядка
Почти каждый участник, выполняя это задание, занят вначале тем, чтобы не покидать границы системы, и в связи с этим, оставаясь в структуре и границах девяти точек, имеет очень мало шансов найти успешное решение. Лишь когда участник покидает систему (продляет линию за пределы точек), он может успешно выполнить это задание.
Если я, например, находясь в автомобиле, нажму сильнее на газ, то это будет изменение первого порядка. Если же я установлю более мощный двигатель, то я изменю структуру системы — перейду к изменению второго порядка.
По Ватцлавику, существуют разные формы неправильных решений первого порядка, которые проходят абсолютно безуспешно, но, несмотря на это, очень часто. Это такие решения, в которых советчиком является естественный разум человека.
• Решения путем усиления того, что есть: у руководителя сложилось впечатление, что сотрудники слишком медлительны. Исходя из этого впечатления и оценки, руководитель при осуществлении своей ежедневной философии руководства старается
29
сильнее загрузить сотрудников, чаще с ними беседовать, более внимательно наблюдать за их поведением и чаще осуществлять контроль. Поведение же сотрудников в глазах руководителя может оставаться прежним, не меняться.
-
Решения путем введения противоположного: нет ничего более само собой разумеющегося, чем попытка развеселить печального человека различными шутками. Но, как показывает опыт, это еще более углубляет человека в его личное положение, когда из «противоположного» он осознает, как плохи его дела.
-
Решение путем отрицания проблемы: многие люди вырабатывают в себе «непробиваемость» в восприятии действительности (про них говорят «у него толстая кожа») или прячут голову в песок, чтобы не соприкасаться с проблемами. Но то, что проблема от этого не исчезнет, это более чем ясно!
• Решение несуществующих проблем: так, руководитель считает, что его авторитет подорван, если сотрудники практикуют самостоятельность и берут на себя ответственность.
• Решение
нерешаемых проблем: различие
в восприятии молодых и
пожилых
руководителей является фактом, и
дискуссий здесь не
избежать.
Каковы практические последствия этих теоретических размышлений? Прежде всего, если проект изменений осуществляется на предприятии, то после него могут остаться незавершенные дела. Различные задания, например, тренинг «приветливости с клиентом», без одновременной работы (в качестве трансфера из тренинга) над изменением структуры и рамочных условий отношений с клиентами, философии работы с клиентами и целенаправленности будет означать бесполезно потраченные время и деньги.
В каждом проекте изменений следует обращать внимание на то, чтобы возможности претворения в жизнь всех идей изменения безоговорочно поддерживались бы руководством предприятия. Без авторизации мероприятий и, прежде всего, при проведении в жизнь решений против воли даже небольшого числа понимающих руководителей проект будет беззубым. Сюда же относится несправедливо бережное отношение к административному персоналу при одновременном принуждении к массивным изменениям простых сотрудников. Изменения касаются всех сотрудников, не взирая на лица и функции.
Крупный проект изменений обязательно нуждается в сопровождении и консультировании извне. Важным аспектом при этом является привлечение дублирующей точки зрения (по Аргирису) и введение решений второго порядка. Без внешнего взгляда разработка решений второго порядка будет очень трудной, если не сказать невозможной. При этом организация должна быть уверена в том, что внешние консультанты разбираются в их бизнесе и обладают необходимой квалификацией.
3 Понимание и изменения
«То, что ты делаешь сегодня так же, как и год назад,
ты делаешь это не правильно.
То, что ты через год будешь делать так же, как сегодня,
ты не будешь это больше делать оптимально».
Фриц Гендрик
3.1. Как лично Вы относитесь к изменениям?
Мы пришли к выводу, что субъективные факторы, а именно: личная позиция и отношение к изменениям представляют собой ключевую функцию в работе над изменениями1.
Таблица 3
АНКЕТА: КАК ЛИЧНО Я ОТНОШУСЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ?
(1)= не соответствует, (2)= соответствует, но мало, (3)= близко к соответствию, (4) = соответствует наверняка |
|
1. Жаль, что традиции и обычаи играют сегодня лишь второстепенную роль |
(1)(2)(3)(4) |
2. Уголовно-правовые реформы время от времени неизбежны |
(1)(2)(3)(4) |
3. Если на рынке появляется новый продукт, то я один из первых, кто его покупает (например, видеомагнитофон) |
(1)(2)(3)(4) |
4. Я отмечаю семейные праздники, как это делали мои родители |
(1)(2)(3)(4) |
5. Я не держусь принципиально какой-то точки зрения, а делаю это до тех пор, пока убежден в ее правильности |
(1)(2)(3)(4) |
6. Если я выполняю какую-то работу длительное время, то я теряю к ней интерес |
(1)(2)(3)(4) |
Источник: Институт прикладной психологии.
31