Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12498

Скачиваний: 84

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончание табл. 3



(1) = не соответствует, (2) = соответствует, но мало, (3) = близко к соответствию, (4) = соответствует наверняка


7. Я покупаю новый автомобиль лишь тогда, когда старый уже нельзя отремонтировать

(1)(2)(3)(4)

8. Я с оптимизмом смотрю в будущее

(1)(2)(3)(4)

9. В любви мне нужна прелесть новизны

(1)(2)(3)(4)

10. Если кого-то любишь, нужно вступить с ним в брак

(1)(2)(3)(4)

12. Я не могу себе представить, что я проживу с одним человеком всю жизнь.

(1)(2)(3)(4)

13. Мне не очень нравится современное искусство

(1)(2)(3)(4)

14. Я пытаюсь приспособиться к жизни

(1)(2)(3)(4)

15. Я никогда не провожу свой отпуск в одном и том же месте

(1)(2)(3)(4)

16. В доме я ценю добротную мебель

(1)(2)(3)(4)

17. Я научился прощаться и тогда, когда я испыты­ваю боль

(1)(2)(3)(4)

18. Мое сердце открыто навстречу новому направ­лению развития

(1)(2)(3)(4)

19. Я за нерушимость семьи

(1)(2)(3)(4)

20. Чтобы иметь детей, не обязательно жениться

(1)(2)(3)(4)

21. Я с удовольствием делаю перестановку мебели в своей квартире

(1)(2)(3)(4)

Вставьте в нижеприведенную таблицу свои очки и сложите их. Вы относитесь к типу, который набрал большее количество очков. При одинаковом количестве очков (или примерно одинаковом) можно говорить о смешанном типе.

32


Таблица 4

РЕЗУЛЬТАТ: КАК Я ЛИЧНО ОТНОШУСЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ?



Тип А

Тип Б

Тип В

Вопрос

Очки

Вопрос

Очки

Вопрос

Очки

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


Сумма


Сумма


Сумма








Решение Вы найдете в Приложении 1, с. 251.

Каков ваш результат? Какие выводы Вы делаете для себя лично?

После того как мы установили в этой главе, какое большое значе­ние имеет личная позиция и отношение к проектам изменений, мы более подробно займемся этим вопросом. При этом центральным пун­ктом должны стать ментальные изменения, имеющие особо важное значение. Они играют решающую роль, когда речь идет об изменениях.

3.2. Примеры ментальности и изменения

П.Ф. Друкер называет «искусство управлять самим собой» ключе­вой квалификацией 21-го столетия. Что же нужно под этим понимать?

Самоуправление мотивируется структурами и динамикой нашего сознания. Важное понятие западноевропейской культуры — это то, что мышление определяет наши действия. Исходя из этого, все веши, которые являются плодом человеческого разума, представляют собой основу человеческого действия. На одном и том же предприятии есть сотрудники, которые работают с высокой мотивацией, и другие, ко­торые, скорее, равнодушно относятся к изменениям, которых от них требуют. Еще одна категория сотрудников старается представить себя особенно важной, и везде, где это можно, длительное время находит­ся в состоянии стресса. Некоторые считают себя жертвами, другие пытаются устраивать саботажи. Привычки, отрицания, вытеснения, упрямство, сопротивление, внутренние увольнения или что-то похо­жее — это не тайные психические феномены, а реакции, которые возникают в голове каждого человека. Управление собой как раз и

33


означает преодоление собственных структур саботажа. Самоуправле­ние начинается с личных ценностей и ментальных программ. К изме­нениям в конечном итоге готов лишь тот, кто постоянно ставит под сомнение логику своего мышления и действия. Каждый человек толь­ко сам полностью несет ответственность за свои мысли, чувства, дей­ствия и за вытекающие из этого последствия.

Какое большое значение имеют эти процессы, было дополнитель­но подчеркнуто конструктивизмом — одной из центральных теорий последних десятилетий и наверняка будущего.

«Не вещи сами по себе, а наше мнение о них беспокоит людей», — говорил уже Эпиктет (философ-стоик, ок. 50—140). Вопрос, что такое действительность, и как она осуществляется, является вопросом не ученых и философов, это вопрос практики и повседневности. Ответ с конструктивистской точки зрения (правда, сильно упрощенно) от­носительно прост: то, каким люди видят окружающую их среду, рож­дается в их головах. На основе этого они общаются с другими людьми, исходя при этом из того, что они одинаково представляют себе дей­ствительность. Однако уже при малейших разногласиях можно заме­тить, что такое, к сожалению, бывает редко.

Все эти сведения играют немаловажную роль при переводе ответов из наших анкет и результатов опроса.

В соответствии с опросом1 многие сотрудники, как уже говори­лось, жалуются, что изменения ограничиваются исключительно тех­ническими, производственными и организационными темами. Этот пункт стоит во главе «горячего» перечня критических замечаний. Дру­гими словами, это означает, что ментальные изменения, которые должны сопровождать изменения «жестких факторов», в повседнев­ной производственной практике полностью игнорируются. Что пользы от новых организационных структур, разработанных самыми интел­лигентными, самыми дорогими экспертами (в большинстве, внешними консультантами), которые должны поддерживать ориентированные на будущее производственные стратегии и реорганизационные концеп­ции, если сотрудников, которых все это непосредственно касается, привлекают лишь наполовину, а то и не привлекают вовсе. Итак, из­менение должно, в самую первую очередь, быть проиграно менталь­но в головах сотрудников, которых оно затрагивает. Здесь начало из­менения.

В Библии написано: «В начале было слово»2, при этом «слово» было взято из греческого «logos», что, собственно, означает «идея»3. То есть мы должны создавать для изменения идеи, картины, видения, если

'См. с. 31-32.

2 Евангелие от Иоанна 1.1.

3 Mann R. Dasvisionare Unternehmen. Wiesbaden 1990, S. 32.

34


хотим, чтобы оно было успешным. И совершенно не понятно и, в высшей степени, глупо, что постоянно допускается одна и та же ошиб­ка, которая была подтверждена эмпирическими исследованиями:

                  1. профессиональное ноу-хау сотрудников не используется вовсе либо с большой неохотой, а то им просто пренебрегают,

                  1. совершенно не делается попытки заинтересовать сотрудников.

А заинтересованность и убежденность всех сотрудников являются совершенно необходимыми для успешного проведения изменений в жизнь.

Мысли имеют тенденцию становиться реальностью. Другими сло­вами, если те, кого затрагивают изменения, отклоняют их, тогда чрез­вычайно трудно, а то и вовсе невозможно, провести в производствен­ную реальность эти изменения без больших потерь энергии. Правда, сотрудники говорят «да», но большинство однозначно говорят «нет, нет и еще раз нет!» и израсходуют всю свою энергию на то, чтобы не допустить в повседневную практику даже самые хорошие и положи­тельные намерения что-либо изменить. Есть такое понятие «внутрен­нее увольнение», когда сотрудник остается на рабочем месте, но ра­ботает без энтузиазма. Так вот, часто наряду с обычным увольнением происходит и внутреннее увольнение даже самых квалифицирован­ных сотрудников и руководителей, потому что в свое время их недо­статочно привлекли к обсуждение предстоящих изменений.

Конечно, во многих случаях и невозможно привлечь для участия в обсуждении изменений всех сотрудников, так как это просто нере­ально с точки зрения времени и материальных затрат.

В таких случаях нужно работать хотя бы с отдельными делегатами или целыми группами, а потом, когда уже будут достигнуты конкрет­ные предварительные результаты, ознакомить с изменениями через информационные рынки, по возможности, большее число сотрудни­ков.

Ценной поддержкой в этой связи является метод «открытого про­странства», с помощью которого происходит активизация и мотива­ция также и больших групп сотрудников.

Здесь можно провести интересное сравнение с одним из законов природы: о лазерном луче мы знаем, «что достаточно направить 7% электронов в одинаковом направлении, чтобы они захватили с собой все остальные»1. В переносе на нашу проблему это означает, что нужно добиться того, чтобы на сторону изменений встало 7—10% сотрудни­ков (по возможности, положительно настроенные люди, с мнением которых считаются), и тогда появляется оправданная надежда на ус­пешную реализацию намеченных изменений.

Mann R. Das visionare Unternehmen. Wiesbaden 1990, S. 118.

35


Фрэнсис Дж. Гуилларт и Джеймс Н. Келли также указали на то, что «трансформация происходит в голове каждого отдельного человека»1. Они рекомендуют одновременную стратегию «сверху вниз» и «снизу вверх». «Ключ успешной мобилизации всех сил заключается в том, чтобы создать движение у основания, где находятся руководители сред­него звена, направление этому движению дают руководители выше­стоящего звена, а руль управления дается, в свою очередь, в руки Председателю Совета директоров»2.

Проблему успешного претворения в практику намеченных измене­ний обнаружили внешние консультанты и предложили свою помощь. Но и здесь был допущен просчет, опять не было учтено, что самая важная помощь в претворении в практику намеченных изменений, без сомнения, исходит от увлеченных изменениями, заинтересован­ных сотрудников, которые шаг за шагом могут вносить существенный вклад своими рационализаторскими предложениями и активными действиями. Только они, исключительно они одни обладают всеми подробными знаниями о взаимосвязях и переплетениях изменений, связанных с их работой.

Внешний консультант, безусловно, обладает своим независимым от производства профессиональным ноу-хау. Он будет правильно дей­ствовать, если не будет заменять потенциалы предприятия и его со­трудников и будет помнить о своей роли и своей сфере влияния. Он должен выполнить свои компетенции в следующих областях:

                  1. Методическая компетенция — донесение методов, обеспечение того, чтобы методы соблюдались

                  1. Социальная компетенция — обеспечить хорошее сотрудниче­ство проектных команд, разрешать конфликты

                  1. Профессиональная компетенция — внесение идей и предложе­ний, но не компетенция участия в принятии решений.

Это области, в которых внешний консультант должен зарекомен­довать себя с лучшей стороны.

Рассмотрим чрезвычайно сложный процесс изменений, каким яв­ляется проект бизнес-реинжиниринга с переходом от функциональ­ной организационной структуры к бизнес-процессам. На что следует при этом обратить особое внимание?

Целенаправленное развитие в области создания предприятия, уп­равляемого по законам бизнес-реинжиниринга, представляет собой целостный непрерывный процесс, осуществляемый поэтапно. Полу­ченные знания и опыт должны после каждого этапа щедро претво­ряться в производственную практику. Краткие, но интенсивные рабо-

1 Gouillart F.J., Kelly J.N. Businnes Transformation, Wien 1995, S. 48.

2 Там же.

36