ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 1479
Скачиваний: 5
Принципы административного права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность. Назначение: 1) определяют содержание, соц. Направленность и особенности административно-правового регулирования; 2) помогают точнее понимать смысл норм; 3) должны учитываться при обнаружении пробелов и противоречий в законодательстве. К принципам АП относятся:
1) приоритета личности, ее прав и свобод. Конституция РФ провозгласила, что человек, ею права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Соблюдение данного принципа во всей своей деятельности является важнейшей обязанностью всех органов государственного управления и местного самоуправления, их должностных лиц и других служащих.
2) разделения властей. Административно-правовое регулирование выражает и обеспечивает самостоятельное в пределах закона функционирование исполнительной власти, недопустимость ее подмены законодательной и судебной властью и, наоборот, исполнительной властью указанных ветвей власти.
3) федерализма. Заключается в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, закреплении систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих свою компетенцию, установленную нормативными актами о правовом положении соответствующих органов. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ отнесла к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство.
4) законности. Субъекты управленческих отношений должны строить свою деятельность в соответствии с требованиями установленных законом. В своей деятельности они должны строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Принимаемые ими правовые акты, содержащие административно-правовые предписания, не должны противоречить действующему в Российской Федерации законодательству.
5) гласности. Выражен во многих нормах о правах граждан на получение информации о деятельности органов публичного управления. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
6) ответственности.
7. Место административного права в российской системе права. Соотношение административного права с другими отраслями российского права.
Важное место административного права в правовой системе Российской Федерации предопределено тем, что оно является одной из базовых, системообразующих отраслей, чрезвычайно многогранной и динамичной по своему характеру, постоянно расширяющей свои связи с иными отраслями права. Особенность положения административного права определяет и то, что оно является отраслью публичного, а не частного права, призванного обеспечивать общезначимые (публичные) интересы (общества, государства в целом).
АП взаимодействует с другими отраслями права:
1) С гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать НПА, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иным фед. законам. Взаимосвязь АП и ГП прослеживается по некоторым институтам, например: гос. регистраци ЮЛ; лицензирование; возмещение ущерба; публичный договор; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам ГП административно-властных методов.
2) С конституционным правом. АП конкретизирует КП своими нормами и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, путем организации единой системы органов исполнительной власти, гос. службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административного судопроизводства защиты прав и свобод человека и гражданина). КП определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства.
3) С муниципальным правом. Наука АП, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своего исследования и такой вид соц. управления как МСУ.
4) С финансовым правом. Финансовое право, как система правовых норм, регламентирующих финансовую деятельность государства, основывается в определенных сферах и пределах на методах, используемых в системе административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы устанавливают порядок осуществления финансовой деятельности государства, правовой режим деятельности налоговых органов, систему государственного финансового контроля, административную ответственность за совершение нарушений в финансово-правовой сфере, бюджетной сфере и налоговой сфере.
5) С таможенным правом. ТП регулирует отношения в области таможенного дела, использует методы административно-правового регулирования и административные процедуры. Основной сферой правового регулирования в области таможенного дела являются отношения, возникающие в процессе установления порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
6) С трудовым правом. ТП сравнивают с АП, как правило, на примере институтов гос. службы и административного принуждения. В системе гос. службы в определенных пределах действуют нормы трудового законодательства. КОАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение трудового законодательства.
7) С уголовным правом и уголовно-исполнительным правом. Все эти отрасли и АП в том числе используют одинаковый метод правового регулирования – запрет, за нарушение которого наступает соответственной административная или уголовная ответственность.
8. Система административного права: понятие и структура.
Система АП – это внутренняя структура АП, состоящая из взаимосвязанных элементов (норм, институтов, отраслей и подотраслей). Стоит различать систему АП и систему законодательства. Система АП как законодательства – совокупность действующих НПА. Система АП состоит из общей и особенной части.
К общей относятся: 1) предмет и метод правового регулирования; 2) источники АП; 3) субъекты АП; 4) гос.служба; 5) ФОИВ, органы исп. власти СРФ; 6) Президент РФ; 7) административная ответственностью, административное наказание, административные принуждение; 8) понятие законности, выраженной в контрольно-надзорной деятельности; 9) административный процесс, подразделяющийся на административное производство (порядок реализации полномочий гос.органов) и административную юстицию (разрешение суд. Споров только в судах).
К особенной относятся 3 категории гос. управления: 1) в соц.-культурной сфере; 2) в финансово-экономической сфере; 3) в политической сфере.
9. Источники административного права России: понятие и классификация.
Источники АП – это внешние конкретные формы его выражения, то есть НПА, содержащие нормы АП. Содержанием источников АП являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Все источники АП делятся на: 1)Федеральные источники АП (принимаются фед.органами гос.власти действующие на территории всей страны); 2)Источники субъектов РФ (принимаются органами гос.власти субъеков РФ и действующие только на территории этого субъекта).
К источникам АП относятся: -Конституция РФ (Важнейший источник, потому что в ней определены задачи, основы, масштаб и пределы первоначальной законодательной регламентации управленческих отношений. Например, формирование системы и структуры гос.управления, создание системы гос.службы, образование органов исп.власти и др); -ФКЗ и ФЗ; -указы Президента РФ; -Постановления Правительства РФ;- акты ФОИВ (министерств, агенств, служб) международные источники АП.
На уровне субъектов источниками АП являются: -законодательные и иные НА представительных и исполнительных органов (Конституции (уставы) субъектов); -правовые акты органов МСУ, их администраций и исполнительных органов, принимаемые в пределах представленных им полномочий (муниципальные правовые акты).
10. Административное право, как наука и учебная дисциплина.
Наука АП – система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере адм. права. Функции науки АП: теоретическая, воспитательная, прогнозтическая. Внимание науки сосредоточено на создании научных понятий и категорий, разработке научных основ административного права как учебной дисциплины. Наука вносит вклад в развитие принципов, концепций, прогнозов и т.д. Наука изучает историю АП, что позволяет просмотреть этапы развития АП, его специфику на ом или ином этапе. Источниками являются: результаты комплексных исследований, законы и иные НПА, индивидуально определенные акты управления. Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.
Административное право как учебная дисциплина – систематизированная часть знаний науки АП об отрасли АП. Она изучается в высших юридических учебных заведениях.
11. Административно-правовые нормы: понятие, признаки и структура.
Административно-правовые нормы – правила поведения, установленные государством, его органами представительной или исполнительной власти, соблюдение которых обеспечено мерами государственного воздействия. Это установленные государством правила поведения, целью регулирования которых является механизм функционирования органов исполнительной власти.
Признаки: 1) устанавливаются государством в лице гос. органов и их должностных лиц, которые регулируют определенную сферу отношений; 2) правила закрепляются в нормах – источниках; 3) обеспечивают публичный интерес; 4) одностороннее властвующее воздействие на субъектов права; 5) принудительность; 6) регулируют общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти; 7) регулируют отношения, возникающие в процессе реализации полномочий органов; 8) регулируют отношения организационного плана; 9) регулируют отношения в сфере деятельности общественных организаций; 10) регулируют отношения в сфере применения административных взысканий и иных мер административного принуждения.
Структура: гипотеза, диспозиция, санкция. 1) Гипотеза –характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. 2) Диспозиция – формулировка правила должного поведения. Данный элемент выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия. 3) Санкция – это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
12. Виды административно-правовых норм.
Виды административно-правовых норм: 1) Охранительные нормы. Устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия. 2) Регулятивные нормы. Использование таких правовых средств, как уведомление о начале деятельности, регистрационный, лицензионный порядок, определение вариантов возможного поведения, заключение административных договоров и тд.
По форме предписания: императивные (обязательны для исполнения) и диспозитивные (варианты поведения).
Материальные (затрагивают правовой статус, устанавливают права и обязанности) и процессуальные (устанавливают порядок реализации материальных норм). Материальные делятся на: обязывающие, запретительные, ограничительные, разрешительные, управомачивающие, поощрительные, регистрационные, рекомендательные.
По времени: постоянные (безз ограниченного действия (ПДД) и временные (имеют срок, например, чрезвычайное положение). По территории: федеральные, региональные, локальные.
В зависимости от адресата: а) регулирующие организацию и деятельность механизма исполнительной власти; б) организацию и деятельность местной администрации; в) административно - правовой статус государственных и муниципальных служащих, должностных лиц; г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий; д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств; е) административно-правовой статус общественных объединений; ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций; з) административно-правовой статус некоммерческих организаций; и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.
По объему регулирования: 1) общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия); 2) общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).
13. Реализация административно-правовых норм.
Реализация выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в нормах предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Варианты реализации:
1) Исполнение – точное следование участников управленческих отношений тем юр. предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах.
2) Применение – издание полномочным органом управления либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;
3) Использование – применение органом исп. власти, местной администрацией (долж. лицами) того или иного варианта исп. деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;
4) Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения соблюдение отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.
Для правильного и эффективного правоприменения необходимо толкование административно-правовых норм. Толкование - процесс выяснения содержания нормы, ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми актами. Виды толкования:
-логическое толкование – анализ нормы посредством использования закономерностей и правил логики;