Файл: Зачет, АП, 1-66 вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 1480

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-историческое толкование – выяснение смысла правовой нормы в аспекте исторических условий принятия данной нормы права;

-систематическое толкование – анализ правовой нормы как одного из элементов системы административно-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами, а также иными правовыми нормами;

-телеологическое толкование – установление смысла, содержания и цели правовой нормы в соответствии с общественными потребностями.

Официальное толкование – разъяснение правовой нормы уполномоченными гос. органами. Неофициальное толкование – разъяснение содержания и смысла правовой нормы, не имеющее обязательного характера для субъектов права.

Нормативное толкование – осуществляется соответствующими гос. органами или должностными лицами ; оно обязательно для всех субъектов правоприменения и распространяется на все случаи действия правовой нормы, которая подвергается толкованию.

Казуальное толкование – разъяснение содержания правовой нормы, потребность в котором возникает в процессе рассмотрения какого-либо конкретного правового спора, юр. дела или иной правовой ситуации (казуса).

Судебное толкование – толкование осуществляется судами; Административное толкование – толкование осуществляется исполнительными органами гос. власти.

14. Административно-правовые отношение: понятие и особенности.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами АП общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.

В структуру административно-правовых отношений входят субъекты, объекты правоотношения и содержание.

Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух следующих категориях: 1) административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.); 2) административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил.


Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты.

Особенности административно-правовых отношений:

1) это отношения власти-подчинения, в которых отсутствует юр. равенство сторон.

2) выделяется субъект управления (та сторона, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия.

3) Административно-правовые отношения связаны не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.

4) По своей сути отношения — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.

5) Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. При невозможности разрешения во внесудебном порядке, имеется возможность обратиться в суд.

6) Возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты.

7) возникают в сфере гос. управления.

15. Виды административно-правовых отношений.

1. По целям:

-охранительные (в том числе деликтные

-регулятивные

2. По составу участников:

-отношения, участники которых принадлежат к гос.аппарату (гос.органы и их должностные лица);

-отношения между органами исп.власти (местной администрацией) и гос.предприятиями, учреждениями, организациями;

-отношения между органами исп.власти (местной администрацией) и общ.организациями, трудовыми коллективами;

-отношения между органами исп.власти (местной администрацией) и негос.коммерческими организациями;

-отношения между органами исп.власти (местной администрацией) и гражданами;

3. По направлению деятельности:

-административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

-административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

-административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;


-административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

4. Отношения:

-ПО ВЕРТИКАЛИ. наличие одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения.

-ПО ГОРИЗОНТАЛИ. Субъекты находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере.

5. Отношения:

- внутриаппаратные (внутриорганизационные) - складывающиеся при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении и т.д.

- функциональные внутриорганизационные, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

- Субординационные (базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, координационные полномочия по отношению к др. участникам.

- координационные (обеспечение эффективности совместной деятельности нескольких субъектов, стремящихся достичь одну цель и решить сложные задачи).

- реординационные (образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу вверх).

16. Юридические факты в административном праве.

Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда — события относительные или абсолютные.

Основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти (местной администрации), их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений. Неправомерные действия связаны с нарушениями предписаний административно-правовых норм. Прежде всего это административные и дисциплинарные правонарушения, касающиеся сферы государственного управления. К числу неправомерных относятся и бездействие при наличии предусмотренной нормой права обязанности совершать определенные действия.


События— это явления, не зависящие от воли людей (абсолютные), т. е. стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т. д. и явления, зависящие от воли людей (относительные).

17. Понятие и признаки субъекта административного права.

Традиционно S АП считается физическое или юридическое лицо (организация), которое в соответствии с установленными административным законодательством нормами, участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. S АП – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный в соответствии с законом правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Субъект АП – это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию(усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Стоит различать понятия S АП и S административных правоотношений. Первое понятие более широкое. И для того, чтобы субъект АП стал субъектом правоотношений необходимо наличие следующих условий: 1) наличие нормы закона, устанавливающей права и обязанности; 2) наличие админ. правусубъектности; 3) наличие юр.факта.

Признаки субъекта АП: 1) вступают в правоотношения в сфере гос. Управления; 2) отношения между ними урегулированы нормами административного права; 3) субъектами могут быть как физические, так и юридические лица; 4) обладают административной правоспособностью; 5) обладают административной дееспособностью; 6) обладают административной деликтоспособностью.

По мнению Росинского субъекты могут реализовать свой правовой статус в рамках следующих четырех блоков правоотношений: 1) организационно-управленческих (по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления, связаны с созданием и функционированием органов гос. власти); 2) управленческих (в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия НПА и т.д.); 3) административно-процессуальные (по поводу защиты прав, свобод и законных интересов); 4) административно-деликтные ( при применении мер административного принуждения).

18.Административная правосубъектность: административная правоспособность, административная дееспособность и административная деликтоспособность.

Административная правосубъектность – это наличие таких качеств физических и юридических лиц, которые в соответствии с законом дают им право быть участниками регулируемых АП правоотношений (управленческих). Основными элементами правосубъектности являются:

  1. административная правоспособность – это установленная и охраняемая законом возможность субъекта иметь права и обязанности. Административная правоспособность возникает с момента рождения (у юр лиц с момента гос. регистрации). Она служит для возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей.

  2. Административная дееспособность – это установленная и охраняемая законом возможность субъекта АП своими действиями и решениями приобретать для себя права и обязанности, осуществлять их и исполнять. Она может быть ограничена в силу физического или психического расстройства. Наступает с 16 лет (для юр. лиц с момента гос. регистрации или получения лицензии). У разных субъектов дееспособность возникает по-разному. Законодательно закреплен ряд критериев для определения наличия и объёма дееспособности: 1) должностное положение; 2) возраст; 3) правовой режим исполнения прав и обязанностей; 4) наличие определенного разрешения и т.д.

  3. Деликтоспособность – способность нести административную ответственность в случае совершения административного правонарушения. Деликтоспособность связана со способностью и возможностью лица оценивать свои действия. Наступает с 16 лет.


19. Система и классификация субъектов административного права.

Различаются индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальными субъектами являются субъеты с общим правовым статусом: -граждане РФ -иностранные граждане -лица без гражданства. Специальные субъекты со специальным правовым статусом: -гос.служащие -гражданские служащие -военнослужащие -служащие иных видов служб: а) фед.таможенная служба б) фед.судебные приставы в) фед.служба безопасности г) министерство внутренних дел д) рос.гвардия и тд. -консулы/послы/дипломаты -судьи -депутаты -беженцы/вынужденные переселенцы -безработные –ветераны. Коллективные субъекты АП делятся на: 1_ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - ФОИВ; -органы исп. власти субъектов; - гос. учреждения: а)больницы/школы; б)бюджетные учреждения/автономные учреждения; - предприятия - особые экономические зоны + закрытые административно-территориальные образования 2_НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ -общественные объединения; -организации; -религиозные организации; -общественные фонды; -пол. Партии; -СМИ.

20. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности, соответствуя общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Основным документом, закрепляющим административно-правовой статус граждан, является Конституция РФ. Также ФЗ «О гражданстве РФ». Он подробно регулирует порядок получения гражданства, закрепляет понятие гражданства (устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей) и т.д. Также административно-правовой статус граждан устанавливается Основами законодательства об охране здоровья граждан; Законами РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Указом Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и другими актами законодательства, законом «О полиции».

Содержание административно-правового статуса гражданина составляют:

- комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

- гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.