Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования налоговой систем
1.1 Сущность и функции налоговой системы
1.2 Организация системы налогового учета
Глава 2. Организация системы налогового учета предприятия ОАО «Евростройресурсы»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Евростройресурсы»
2.2 Система учета налоговых расчетов на предприятии
Аналитический учет временных разниц ведется в аналитических таблицах.
Временные разницы - суммы доходов и расходов, формирующие учетную прибыль (убыток) в текущем отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в будущих отчетных периодах либо формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде, а учетную прибыль (убыток) - в будущих отчетных периодах.
В соответствии с п.6 Инструкции № 113 временные разницы возникают, если величина расходов (доходов) в бухгалтерском учете и для целей налогообложения совпадает, но момент их признания не совпадает.
Другими словами, под временными разницами понимаются доходы (расходы), формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом отчетном периоде.
Основные случаи возникновения временных разниц:
- получение безвозмездной помощи в виде основных средств, нематериальных активов.
Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112, полученная в виде основных средств, нематериальных активов безвозмездная помощь в бухгалтерском учете отражается в составе доходов будущих периодов и включается в доходы отчетного периода по мере начисления амортизации основных средств, нематериальных активов от их первоначальной стоимости на протяжении срока их полезного использования, а для целей налогообложения стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов включается в состав внереализационных доходов в том налоговом периоде, в котором они поступили (ст.128 НК РБ).
- иные доходы или расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом отчетном периоде.
2.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы
Одним из направлений модернизации налоговой системы на национальном и местном уровне должно быть совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, что в большей степени соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения.
ОАО предоставляет следующие предложения по совершенствованию системы уплаты и подтверждения уплаты НДС:
1. Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля над их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Являющегося приложением к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, предлагаем изменить срок уплаты косвенных налогов с 20 числа на 22 число месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Данное изменение срока позволит унифицировать существующий подход к порядку уплаты налоговых платежей в Республике Беларусь и предоставит плательщикам возможность единовременно производить отвлечение оборотных средств для исполнения налоговых обязательств.
2. Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.02.2004 №32 «О порядке подтверждения плательщиком налога на добавленную стоимость вывоза товаров за пределы Республики Беларусь» предлагаем предусмотреть, что при получении документов, подтверждающих вывоз товаров, после уплаты НДС, сумма налога корректируется в декларации за тот период, в котором получены подтверждающие документы.
Данная норма позволит избежать предоставления уточненной налоговой декларации (расчета) по налогу за тот месяц, в котором было произведено отражение оборота по реализации товара. Как следствие, будет исключена необходимость пересчета налога на прибыль в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991 №1330-XII.
3. С целью обеспечения единого подхода к порядку подтверждения нулевой ставки НДС при вывозе товаров в дальнее зарубежье и в Российскую Федерацию предлагаем в пункте 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля над их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Являющегося приложением к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, исключить требование, предусматривающее обязательное поступление выручки от покупателя товара на счет налогоплательщика.
Предложения по упрощению налогового администрирования
1. Прекратить практику предоставления местным Советам депутатов права на установление повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость. В случае сохранения такого права определять, что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок не распространяются на организации, оказывающие поддержку спортивным клубам и бюджетным организациям.
Данная мера позволит уменьшить налоговую нагрузку.
2. Производить возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), без проведения проверки обоснованности возврата этих сумм вне зависимости от размера суммы, подлежащей возврату.
3. Проводить плановую налоговую проверку предприятий не чаще одного раза в пять лет.
4. По доначисленным в ходе проверки суммам налогов не применять финансовые санкции. Финансовые санкции применять только в случае неуплаты предприятием этих доначисленных сумм в установленный налоговым органом после проверки срок.
5. Не взыскивать с предприятий пеню за несвоевременную уплату какого-либо налога при наличии общей переплаты в бюджете по всем налогам и неналоговым платежам.
Данные меры позволят придать контрольной деятельности (в части контроля над исчислением налогов) предупредительный характер, а не карательный. Главной целью проверки должно стать предотвращение правонарушения, а не сбор финансовых санкций
6. В программе по электронному декларированию при заполнении деклараций и приложений к ним предусмотреть возможность переноса данных из EXCEL
Данная мера значительно сократит время на заполнение деклараций в электронном виде.
Предложения по улучшения условий ведения бизнеса
Производить возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), без проведения проверки обоснованности возврата этих сумм вне зависимости от размера суммы, подлежащей возврату.
Внести изменения в правила аудиторской деятельности по вопросу совмещения сопутствующих услуг по составлению финансовой отчетности по МСФО (включая процесс трансформации) с аудитом финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО. Не рассматривать оказание указанных выше сопутствующих услуг в ходе аудита нарушением принципа независимости. Предложенные изменения позволят предприятиям упростить и ускорить процедуру закупки аудиторских услуг.
Проводить плановую налоговую проверку ОАО «Белшина» не чаще одного раза в пять лет. По доначисленным в ходе проверки суммам налогов не применять финансовые санкции только в случае неуплаты предприятием этих доначисленных сумм в установленный налоговым органом срок. Не взыскивать с предприятий пеню за несвоевременную уплату какого-либо налога при наличии общей переплаты в бюджете по всем налогам и неналоговым платежам.
Произвести зачет задолженности областного бюджета перед ОАО «Белшина» по возмещению расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда за 2013-2015 годы в счет погашения текущих обязательств по налогам и сборам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для ведения системы налогового учета каждая организация должна сформулировать методы его ведения, определить ответственных лиц и их должностные обязанности, выстроить систему налоговых регистров и разработать график документооборота, который позволит своевременно подготовить налоговую отчетность. Методы организации и порядок ведения налогового учета должны быть закреплены и введены в действие организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями, инструкциями и др.).
Совокупность организационно-распорядительных документов, определяющих правила ведения налогового учета в каждой организации, формирует ее учетную политику в области налогового учета.
Разработку учетной политики для целей налогового учета осуществляет главный бухгалтер или иное лицо в соответствии со своими должностными обязанностями.
Аналогично учетной политике, разрабатываемой и применяемой для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогового учета определяет организационные, технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Организационный аспект учетной политики предполагает:
•разработку способа организации налогового учета;
•определение прав, обязанностей и ответственности работников, занятых ведением налогового учета;
•утверждение должностных обязанностей других работников, привлекаемых к организации и ведению налогового учета;
•определение порядка и правил внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
Технический аспект учетной политики для целей налогового учета или техника ведения налогового учета отражают:
•принципы построения плана счетов налогового учета;
•рабочий план счетов налогового учета;
•форму ведения налогового учета, которая включает перечень и формы регистров налогового учета, последовательность и технику внесения в них данных первичных документов, взаимосвязь показателей регистров налогового учета;
•технологию обработки информации и составления регистров налогового учета (вручную, с использованием полной или частичной автоматизации учетных работ).
Информацию и документы для своевременного и полного исполнения налоговых обязательств, предоставляют в отдел налогов и неналоговых платежей службы и подразделения Общества в соответствии с графиком документооборота, а также по письменному требованию главного бухгалтера. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность предоставления информации и документов в ОУНиНП несут руководители этих служб и подразделений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части): по состоянию на 1 янв.2010 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 672 с.
2 Комментарий к Закону Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З
3 Налоговый кодекс Республики Беларусь (в редакции по состоянию на 30... Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2015 года № 352.
4 Комментируемый Закон внес изменения и дополнения в гл. 16 Налогового кодекса РБ (далее – НК), которые вступили в силу с 1 января 2015 г.
5 Подоходный налог, Стандартные налоговые вычеты – 2015 год. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года.
6 Налоги [Текст] : учебник для студентов вузов / [Н. Н. Селезнева и др.]; под ред. Д. Г. Черника, И. А. Майбурова, А. Н. Литвиненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
7 Гражданский кодекс Республики Беларусь. [Текст]: От 14.07.2000 №415-3 // Национальный реестр правовых актов РБ. – 2007. - № 69/190. - ISBN 5-21942-224-02
8 Государственное регулирование переходной экономики [Текст]: Под общей редакцией проф. С.А. Пелиха; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2009. - 385с. – ISBN 978-5-238-14463-5
9 Адамчук А.М. Экономика предприятия/ [Текст]. – М.: ООО ТНТ, 2010. – 456 С. – ISBN: 978-5-94178-157-7
10 Бабына, В.Ф. Бухгалтерский учет [Текс]/ В.Ф.Бабына, Т.И. Панова, З.И. Одуло. – Мн.: Вышейшая школа, 2006. – 304с. – ISBN 985-6679-69-9.