Файл: Анализ логистических издержек (Теоретические основы управления логистическими издержками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На практике анализ логистических затрат проводится с целью сравнения фактической величины данных затрат за отчетный период и их запланированной суммой, при этом определяются: конкретные задачи аналитической деятельности; наиболее значимые затраты; факторы, оказывающие наибольшее влияние на отклонение от заданных параметров.

Как правило, для проведения анализа логистических затрат применяют следующие методы:

1) бенчмаркинг, суть которого заключается в сравнении собственных логистических затрат с соответствующими затратами другого предприятия, занимающегося аналогичным видом деятельности и применение его успешного опыта в управлении логистическими затратами. Выделяют несколько видов бенчмаркинга, классифицируя их по источникам исходных данных и в зависимости от поставленных целей (см. табл. 3) [11, 12].

Таблица 3

Классификация бенчмаркинга

По целям проведения

Стратегический бенчмаркинг

Операционный бенчмаркинг

По источнику данных

Конкурентный бенчмаркинг

Сопоставление общих принципов управления логистическими затратами предприятий, прямо конкурирующих друг с другом в одной области или на определенном рынке

Попроцессное сопоставление логистических затрат прямо конкурирующих друг с другом предприятий с целью выявления лучшего опыта

Функциональный бенчмаркинг

Эталонное сравнение с признанным в данной области лидером для выбора наилучшей стратегии совершенствования управления логистическими затратами

Изучение определенных методов управления логистическими затратами на предприятии, лидирующем в своей отрасли, и поиск способов достижения аналогичных результатов

Внутренний бенчмаркинг

Проводимое предприятием сопоставление работы своих подразделений, связанных с процессом управления логистическими затратами, с целью выявления возможности их совместного успешного сотрудничества

Проводимое предприятием исследование работы своих подразделений, связанных с управлением логистическими затратами, и определение факторов, влияющих на успешность их деятельности

Общий бенчмаркинг

Знакомство одного предприятия с опытом применения новых методов управления логистическими затратами предприятия из другой отрасли

Исследование одним предприятием процесса управления логистическими затратами на другом предприятии, работающем в другой отрасли, и поиск путей совершенствования данного процесса


Однако вне зависимости от вида алгоритм данного процесс, как показывает практика, имеет общий вид и состоит из следующих этапов: выявление проблемной области; выбор вида бенчмаркинга; определение критериев, требующих сравнения; установление способов сбора необходимых сведений; выбор предприятия/подразделения-«бенчмарки» («образца»); сбор информации о выбранном «эталоне»; анализ полученной информации посредством оценки и сравнения характеристик собственного предприятия и «бенчмарки»; разработка рекомендаций по улучшению проблемных участков и их реализация; контроль за процессом внедрения разработанных предложений и повторный анализ с целью определения эффективности и целесообразности рекомендаций [12, 13].

2) функционально-стоимостной анализ (ФСА) - эффективный инструмент снижения затрат при сохранении качества выполнения логистических функций. Целью данного метода в логистике является поиск возможностей выполнения функций логистической системы при оптимальной величине затрат и соблюдении требований, предъявляемых к качеству и безопасности продукции/услуг. Основные формы функционально-стоимостного анализа представлены в таблице 4 [21].

Таблица 4

Формы функционально-стоимостного анализа

Форма ФСА

Цель применения

Сфера применения

Творческая

Поиск оптимальных технических решений; установление предельных нормативов затрат по изготовлению разрабатываемых объектов

Стадия проектирования (при проектировании новой продукции на стадиях НИР и ОКР)

Корректирующая

Выявление излишних затрат; определение диспропорции между значимостью функций для потребителя и затратами на их обеспечение; поиск резервов снижения себестоимости и повышения качества изделий

Стадия производства (для совершенствования освоенных и действующих объектов)

Инверсная

Поиск наиболее эффективных условий использования объектов

Стадия эксплуатации (при поиске новых сфер применения продукции без ее изменения)

Процесс проведения ФСА в логистической деятельности осуществляется в соответствии со следующими принципами: системный и функциональный походы; снижение затрат при сохранении свойств и качества продукции/услуг; принцип коллективной работы.


Основой для разработки алгоритма действий при осуществлении функционально-стоимостного анализа, как правило, служит рабочий план, представленный в стандарте DIN 69910 «Функционально-стоимостный анализ. Понятия и методология» (см. рис. 7) [39].

Рисунок 7. План проведения функционально-стоимостного анализа в соответствии со стандартом DIN 69910

Таким образом, применение функционально-стоимостного анализа способствует решению комплекса экономических, технических и организационных задач на предприятии [33].

3) стратегический стоимостный анализ, при проведении которого основное внимание уделяется сравнению стоимостных позиций предприятия и его конкурентов. В данном случае анализ основывается на исследовании цепочки ценностей, наглядно демонстрирующей процесс образования стоимости продукта/услуги при движении от источника сырья до конечного потребителя [7].

Представленный подход дает возможность определения основных областей, в которых могут быть выявлены наибольшие различия величины затрат предприятия и его конкурентов, - снабжение (задняя часть цепи), производство (внутренняя часть цепи), начальная стадия процесса распределения (передняя часть цепи) [6], что обусловливает специфику мероприятий по достижению оптимальной величины логистических затрат (см. табл. 5).

Таблица 5

Мероприятия по достижению оптимальной величины логистических затрат в разрезе областей цепи создания ценности

Область цепи созд. ценности

Мероприятия

Снабжение

задняя интеграция для получения контроля над стоимостью; осуществление перехода на материалы-заменители; анализ и корректирование условий поставки

Производство

внедрение лучших отраслевых стандартов; проведение анализа и исключение затратных видов деятельности; инвестирование средств в ресурсосберегающие технологии; применение аутсорсинга функций как альтернативного решения; модификация продукции с целью снижения ее стоимости; обеспечение баланса внутренних затрат экономией в передней и задней частях цепи

Распределение

использование более привлекательных каналов распространения; использование возможности передней интеграции; компенсация разницы снижением затрат в других звеньях логистической цепи


Общий алгоритм проведения стратегического стоимостного анализа представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Общий алгоритм проведения стратегического стоимостного анализа

Таким образом, анализ логистических затрат является достаточно трудоемким процессом вследствие сложности учета и контроля данного вида затрат и методов его проведения.

4. Оптимизация логистических затрат, представляющая собой эффективный инструмент обоснованного снижения данных затрат и способ повышения доходности и рентабельности деятельности предприятия.

Комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию логистических затрат, определяется на основе их анализа, при этом методы оптимизации, как правило, подразделяются на две группы в зависимости от среды возникновения логистических затрат по отношению к предприятию: внешняя и внутренняя.

Так, к мероприятиям по оптимизации логистических затрат, возникающих внутри предприятия, на наш взгляд, можно отнести: повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций; использованиепрогрессивныхметодовоплатытруда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей); проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия; уменьшение объема поддерживаемых запасов (в том числе за счет ускорения их оборота); механизация и автоматизация манипуляционных и складских процессов; совершенствование управления логистическими процессами (что также позволяет снизить издержки старения и исчерпания запасов).

Мероприятия по оптимизации логистических затрат, возникающих при взаимодействии предприятия с окружающей деловой средой, включают: проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок; оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников-дилеров; оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников-дилеров); поиск более дешевых заменителей ресурсов; улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи, например в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку; компенсация роста затрат в одном звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом звене.


Рекомендациями по снижению логистических затрат вне зависимости от источника из возникновения, могут стать: поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок; рационализация транспортных связей (за счет оптимизации транспортных средств и маршрутов); применениесовременныхинформационныхсистем, повышающих эффективность управления потоками.

Таким образом, анализируя процесс управления логистическими затратами, можно отметить следующие его особенности:

1. эффективность управления логистическими затратами обусловлена качеством осуществления планирования и учета, контроля, анализа и разработки мероприятий по оптимизации данных затрат;

2. планирование и учет логистических затрат необходимо осуществлять комплексно: по функциональным областям и отдельным процессам и операциям;

3. в процессе контроля логистических затрат следует учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на их величину.

1.2 Бережливое производство как метод снижения логистических издержек предприятия

Методика бережливого производства представляет собой инновационный подход в менеджменте и управлении качеством, включающий оптимизацию производственных процессов с ориентацией на требования потребителей, постоянное улучшение качества продукции, снижение уровня затрат (в частности, логистических затрат).

Ввел термин «бережливое производство» в 1988 г. Джон Крафчик в статье «Триумф бережливой производственной системы» (1990 г.), подготовленной на основе его магистерской диссертации в бизнес-школе Массачусетского технологического института [1]. Однако истоки зарождения философии бережливого производства восходят к началу двадцатого века.

В 1913 г. Генри Фордом была создана первая в мире модель производственного потока, основанная на передвижении обрабатываемого изделия между процессами за счет использования конвейерного метода.

Термин, характеризующий деятельность, не добавляющую ценности продукту, впоследствии заключённый в понятии «муда», был введен Франком Гилбертом (1868-1924 гг.), однажды заметившим, что каменщик, который возводит стену, осуществляет излишние действие: наклоняется за следующим кирпичом. После изучения действий, выполняемых каменщиком при возведении стены, Ф. Гилберт внес предложение складывать кирпичи на тумбу рядом с рабочим. В результате реализации данной рекомендации практически в три раза была увеличена скорость выполнения работы и значительно снижены затрачиваемые на неё усилия.